Конкурсы для педагогов и детей

Моделирование урока по ФГОС

Моделирование современного урока математики
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №2, г. Починок, Смоленская область
Описание материала: В статье поднимается проблема совершенствования урока, как основного элемента учебного процесса, в условиях реализации требований ФГОС, предложена примерная схема моделирования современного урока. Статья предназначена для учителей, студентов педагогических ОУ.
Цель: Мотивация педагогической общественности на обсуждение проблем введения ФГОС, изучение и распространение опыта.

В настоящее время в обществе происходят процессы, требующие изменений в системе образования. Это обусловлено сочетанием государственных интересов, социальных ожиданий и личностных потребностей. В связи с введением новых образовательных стандартов меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, происходит совершенствование всего образовательного пространства.
За время моей педагогической деятельности приоритеты в образовании менялись неоднократно. И я сталкивалась с ситуациями, когда наработанный годами опыт, отшлифованая методика преподавания предмета объявлялись устаревшими, а активно пропагандировались новые требования к построению урока (да, часто эффектные, но не всегда эффективные в долгосрочной перспективе). На мой взгляд, любые кардинальные изменения в преподавании должны быть тщательно продуманы, ведь мы работаем с людьми. Задача учителя состоит в том, чтобы с максимальной пользой для ученика совместить созданную им эффективную систему работы с новыми требованиями.
Главной формой обучения как в традиционной, так и в современной школе остается урок, и как бы ни пытались заменить учителя, ввести компьютерные или дистанционные формы обучения, лучше и эффективнее, чем живой диалог, интеллектуальный контакт учителя и ученика, ещё никто не придумал. По моему мнению, урок должен быть современным, то есть ориентированным на будущее, на перспективу, и в то же время актуальным, то есть важным и нужным для конкретного ученика, для сегодняшнего дня, для настоящего.
Учителю в настоящее время отводится роль конструктора(сценариста), который создает проекты уроков, содержащие новые педагогические ситуации, новые задания, предполагающие использование обобщенных способов деятельности, обеспечивает общекультурное и личностное развитие, вооружает ученика умением учиться.
Я предлагаю опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач, стоящих перед учителем.
1.Организационный этап.
Образовательные задачи: проверить уровень готовности класса, организовать внимание обучающихся.
Возможные приёмы: рапорт дежурного или ученика-ассистента, фиксация отсутствующих.
2.Этап проверки выполнения домашнего задания.
Образовательные задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполненного домашнего задания.
Возможные приёмы: фронтальный опрос, тестирование, самостоятельные работы разноуровневого характера.
3.Подготовка обучающихся для работы на основном этапе.
Образовательные задачи: обеспечить мотивацию, актуализацию личного опыта.
Возможные приёмы: проблемная задача или эвристический вопрос, которые подводят к теме и цели урока, специфические приёмы мотивации.
4.Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.
Образовательные задачи: обеспечить осмысленное восприятие и первичное запоминание материала; содействовать усвоению способов решения задач.
Возможные приёмы: работа с понятием или определением, использование привычных для ученика аналогий, представление материала в различных формах: словесной, знаковой, табличной; лекция, сообщение, рассказ, использование учебника или других источников информации. Особое место занимает проблемное обучение.
5.Этап первичной проверки изученного материала.
Образовательные задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести первичную коррекцию.
Возможные приёмы: составление вопросов, своих примеров, опорный конспект, беседа.
6.Этап закрепления изученного материала.
Образовательные задачи: обеспечить повышение уровня понимания материала.
Возможные приёмы: решение задач, составление собственных задач и вопросов.
7.Применение знаний и способов действий.
Образовательные задачи: научить применять полученные знания и способы действий в новых ситуациях.
Возможные приёмы: групповая работа, самостоятельные работы , учебные ситуации, дискуссии.
8.Этап обобщения и систематизации.
Образовательные задачи: обеспечить формирование целостной системы знаний, установление межпредметных и внутрипредметных связей.
Возможные приёмы: пересечение тем, учебные ситуации.
9.Этап контроля и самоконтроля, коррекция знаний и способов действий.
Образовательные задачи: выявить уровень качества усвоения, обеспечить коррекцию пробелов.
Возможные приёмы: контрольные тесты, самостоятельные и контрольные работы, задания с избыточными или недостающими данными, индивидуальные задания, задания с подсказками или инструкциями.
10.Подведение итогов урока, домашнее задание, рефлексия.
Образовательные задачи: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся, обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; инициировать рефлексию обучающихся.
Возможные приёмы: домашние задания различного уровня, подведение итогов работы на уроке обучающимися или учителем, различные приёмы рефлексии: телеграмма, СМС и другие.
В зависимости от целей и типа урока можно использовать определенный набор этапов, планировать урок, исходя из того, что обычно для решения конкретных образовательных задач достаточно разбить урок на 5-6 этапов.
Современный урок сочетает в себе применение различных педагогических технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, компетентностно-ориентированных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия обучающихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта, творческих способностей личности, воспитание активной жизненной позиции. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или ответы обучающихся на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, только опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Усилением прикладного, практического характера всего образования является компетентностный подход. Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю, является метод проектов, который рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. Метод проектов позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов обучающихся, дающий возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, создают условия для смены видов работы. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. При выполнении проекта обучающиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки. Результаты выполненных проектов являются “осязаемыми” – это может быть презентация, созданная по конкретной учебной теме, комплекс решенных задач, подготовленное внеклассное мероприятие для младших школьников и тому подобное. Учитель играет роль консультанта, направляющего деятельность ученика или группы.
Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации исследовательской деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов обучающимися выполняется самостоятельно. Применение данной технологии позволяет повысить уровень компьютерной грамотности, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для формирования личности, подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий, современных подходов к моделированию не только уроков, но и внеурочных занятий служит основой для получения качественных образовательных и воспитательных результатов.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Сценарий внеклассного мероприятия по математике, 6-9 класс
Опубликовано: 530 дней назад (22 июня 2015)
Просмотров: 2772
Рубрика: Статьи
+8
Голосов: 10
Светлана Анатольевна Савостьянова # 22 июня 2015 в 14:56 +3
Елена Владимировна, познакомилась с Вашей статьёй «Моделирование современного урока математики». Согласна с Вами, что урок по-прежнему остаётся главной формой обучения. И задача учителя построить урок так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес. Спасибо, что делитесь своим опытом работы в этом направлении. Предложенная Вами схема поможет правильно сконструировать урок. В схеме урока понравилось подсказка - формулирование образовательных задач и использование возможных приёмов. Актуальная, познавательная статья! Спасибо за приглашение, +1!
Гульмира Таласовна Смаилова # 22 июня 2015 в 15:39 0
Елена Владимировна, познакомилась с Вашей статьёй «Моделирование современного урока математики». Согласна с Вами, что урок по-прежнему остаётся главной формой обучения. И задача учителя построить урок так, чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес. Спасибо, что делитесь своим опытом работы в этом направлении. Предложенная Вами схема поможет правильно сконструировать урок. В схеме урока понравилось подсказка - формулирование образовательных задач и использование возможных приёмов. Актуальная, познавательная статья! Спасибо за приглашение, +1!
Лидия Михайловна Казанцева # 22 июня 2015 в 22:31 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! Ознакомилась с Вашей статьёй: "Моделирование современного урока". Особенно мне понравилось, что Вы стараетесь на уроке не давать своим ученикам информацию в готовом виде. Вы предлагаете информацию, так, чтобы ученик открыл новые знания, а самое главное: даете возможность высказывать своё мнение. Вы, чётко заметили, что предложенная, Вами, форма урока обеспечивает развитие интеллекта каждого из учащихся. Успехов Вам , а самое главное, успехов ,вашим, ученикам! Голос!
Светлана Владимировна Иванова # 25 июня 2015 в 00:13 +2
Елена Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. С интересом прочитала Вашу статью "Моделирование современного урока математики". Думаю, это модель не только урока математики и Ваша статья будет востребована многими учителями. Примите мой голос.
Мария Юрьевна Жиличкина # 27 июня 2015 в 09:46 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! Ваша статья рассматривает традиционную и современную систему работы учителя, что, несомненно, поможет многим учителям понять как необходимо проводить урок. Вы оказываете конкретную помощь, предлагая опорную схему для конструирования современного урока с учетом образовательных задач. Да и применение различных педагогических технологий поможет не только учителям математики, но и многим другим. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Вера Александровна Орехова # 27 июня 2015 в 09:53 +2
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. С большим вниманием и интересом познакомилась с предложенным материалом.
Действительно, познавательная и полезная для многих педагогов публикация, и думаю, опорная схема для конструирования современного урока, будет востребована и использоваться в работе.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 29 июня 2015 в 12:32 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна. Нужный,ценный, полезный, актуальный материал Вы представили. Разработанная Вами "Опорная схема для моделирования современного урока", несомненно, будет востребована многими педагогами. Ценно, что Вы обозначили на каждом этапе образовательные задачи и возможные приемы; информация дается ученикам не в готовом виде. Материал грамотно построен. Дальнейших успехов! голос
Надежда Павловна Панфилова # 29 июня 2015 в 12:47 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! С огромным любопытством и интересом прочитала и взяла в закладки, с Вашего позволения, статью о моделировании урока. Со стажем 35 лет, мы продолжаем учиться. Спасибо за вашу очень актуальную тему материала в которой ВСЁ важно. С уважением Н.П.
Лилия Данировна Зиннурова # 2 июля 2015 в 22:04 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. С интересом изучила Ваш материал, сравнила со своим, по той же теме.Интересная работа. Чувствуется,что Вы давно работаете по ФГОС, а я новичок. Очень многое взяла для себя. Мой голос № 7
Ирина Юрьевна Бобылева # 4 августа 2015 в 20:31 +2
Елена Владимировна, спасибо за приглашение! Материал актуальный и очень интересный. Голосую +1