Конкурсы для педагогов и детей

Применение метода проектов во внеурочной деятельности в 4-6 классах

Метод проектов во внеурочной деятельности
Автор: Николаева Елена Владимировна, учитель математики МБОУ СШ №2, г.Починок, Смоленская область
Описание: Коллеги, вашему вниманию предлагается описание работы учителя по применению проектного метода во внеурочной деятельности в 4-6 классах общеобразовательной школы. Материал будет полезен классным руководителям, учителям ОУ, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических ОУ, начинающим применять метод проектов в своей практике.
Цель: Привлечение младших школьников к проектной деятельности.
Задачи:
образовательные: формирование учебно-познавательных и информационных компетенций;
воспитательные: воспитание ответственности, любви к природе и экологической грамотности;
развивающие: овладение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе, возможность практического применения творческих способностей школьников.
Экологический проект
«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу)
В соответствии с требованиями ФГОС основным подходом при формировании УУД является системно-деятельностный подход. Одним из самых эффективных методов реализации системно-деятельностного является проектная деятельность. Проект – самостоятельная деятельность школьника, направленная на получение результата, её целью является понимание и применение конкретных знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
При реализации проектной деятельности происходит обучение основам планирования, формирование навыков сбора и обработки информации, совершенствуется умение анализировать эту информацию и представлять результат в разных формах (текстовой, табличной и др.), формируется позитивное отношение к работе. Конечно, проектной деятельности нужно обучать.
Нынешние 5-6 классники получают первые навыки проектной деятельности, выполняя совместно с учителем небольшие по времени, несложные проектные работы. Классный руководитель легко может организовать работу по осуществлению группового проекта, связанного с современными проблемами экологии. Важно, чтобы создалась ситуация, когда школьники сами предлагают тему (проблему), а не учитель это делает. «Мудрость учительского руководства в том и состоит, чтобы воспитаннику казалось, что он сам делает то, что ему хочется» (Жан Жак Руссо) В этом случае создаются неформальные, партнёрские отношения, отношения сотрудничества между обучающимися и учителем, ведь по мнению детей, учитель помогает им делать то, что они сами решили делать.
А они решили сделать для младших школьников выступление-презентацию на экологическую тему, поскольку близится особый день, который школьники называют – БУНТ (Большая Уборка Нашей Территории). Где взять информацию? Обсуждаем эту проблему, варианты: поискать в библиотеке, спросить у родителей, посмотреть в интернете.
Проходит несколько дней и уже есть какой-то материал, остается определиться, что делаем, как делаем, кто и что делает. Конечно, при выполнении первых проектных работ роль учителя велика, необходимо незаметно руководить процессом, помогать планировать и распределять обязанности. Вся деятельность ученика должна сопровождаться рефлексивным осознанием этой деятельности самим школьником, обучающийся должен видеть схему организации собственной деятельности, понимать, что делает, зачем делает. Это поможет ему в дальнейшем выполнять другой проект самостоятельно, опираясь на свой уже имеющийся опыт.
Поскольку выбранная тема достаточно широка, подобранный материал разнообразен по форме, то встает вопрос: как его структурировать, как представить в форме, понятной младшим школьникам? Сами 5-6 классники очень любят мероприятия в театрализованной форме, а кто в их возрасте не любил выступать на сцене? Итак, решено: будем выступать! Но для этого нужно сочинить сценарий, выбрать актеров, отрепетировать и – в бой! Процесс сочинительства очень сложный, творческий, но, чтобы что-то получилось, надо пробовать.
Задачи формирования творческого мышления и развитие интеллектуальных умений – всё это позволяет решать метод проектов. Конечно, первые стихи оставляют желать лучшего, многие из них можно положить в копилку учителя, чтобы достать к выпускному вечеру. Но сама возможность творить, показать свои способности, свои таланты, может быть, невостребованные на уроках! Итак, что получилось:

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где природой так богат ты, человек!

Прекрасен лес, и поле, и родник,
К которому лицом сейчас приник,
И в глубине прозрачных вод
Чуть голубеет небосвод!

Прекрасно поле, полное цветов,
Дубрав прохлада, синева ручьёв,
Молчанье рыб, тигриный рык,
У берега морского чаек крик!
Но человек вредит себе и нам,
Он черной краски добавляет небесам,
А нефти – в море, реки, даже в лужи.
Природе – хуже, хуже, хуже!

И ржавой свалкой покрываются луга,
Метёт по полю мусором пурга!
Природа умирает, и ни вздоха, –
Природе плохо, плохо, плохо!

Пейзаж пустынный в холоде продрог
Среди домов коробок, свалок и дорог.
Наступит в мире ядерном зима,
Погибнут звери, птицы и леса!

Или иначе повернёт судьба,
Придёт на землю страшная жара,
Из чёрных туч польёт дождь кислоты,
И ужаснёмся я и ты.

Коль хочешь, чтобы долог был твой век,
Не загрязняй природу, человек!

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-игры по русскому языку для 5 класса Сценарий праздника «День Святого Валентина» на русском и английском языках Сценарий мероприятия в начальной школе к Празднику русского слова Сценарий последнего звонка для 9 класса

Похожие статьи:

Внеклассные мероприятия в 6 классе

День славянской письменности. Сценарий для школьников

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Внеклассное мероприятие для 4-6 классов с презентацией, посвященное году литературы в России | Эффективные приёмы обучения: синквейн
Опубликовано: 520 дней назад (2 июля 2015)
Просмотров: 1422
+18
Голосов: 18
Наталия Леонидовна Никитенко # 2 июля 2015 в 22:16 +1
Елена Владимировна, все очень лаконично описано в разработке; ученики, на мой взгляд, справились с заданием, только хотелось бы как раз сам процесс их деятельности посмотреть более подробно. Мне так же было бы интересно узнать, какую цель ставили ребята и какие выводы сделали.
Лилия Данировна Зиннурова # 2 июля 2015 в 22:19 +2
Здравствуйте Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Очень интересный материал. В соответствии с требованиями ФГОС основным подходом при формировании УУД является системно-деятельностный подход. Одним из самых эффективных методов реализации системно-деятельностного является проектная деятельность. Представленный проект, соответствует всем требованиям стандарта. Молодцы. Мой голос №2
Надежда Евгеньевна Скорых # 2 июля 2015 в 22:25 +2
Добрый вечер, уважаемая Елена Владимировна! Проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Участвуя в подобной деятельности, Ваши ребята никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.
Вы представили экологический проект, в котором происходит обучение основам планирования, формирование навыков сбора и обработки информации, совершенствуется умение анализировать. Я уверена благодаря такому учителю, как ВЫ, ребята получат определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах. Очень понравилось творчество ребят выраженное в стихах. Мой ГОЛОС № 3.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 2 июля 2015 в 22:38 +1
Елена Владимировна, мне показалась очень интересной и нужной работа по проектной форме деятельности: она очень своевременна и мне близка по духу, потому что я люблю природу и переживаю, когда ее губят.Ваша работа в то же время и глубоко патриотична, детям нужно это показывать.Спасибо Мой голос Вам и +++555.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 2 июля 2015 в 22:46 +2
Елена Владимировна, благодарю за приглашение! Метод проектов в школьном и не только в школьном образовании с внедрением ФГОС стал очень актуальным и востребованным. Я являюсь педагогом дошкольного образования и в этом году закончила курсы по пропедевтике учебного проектирования и исследования у дошкольников минимального уровня сложности. Ваша работа актуальна и интересна, и дети потрудились на славу, подготовили такой важный, познавательный материал по теме экологии. Примите мой голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 3 июля 2015 в 09:40 +2
Голос №4
Елена Владимировна, благодарю вас за приглашение познакомиться с очередной публикацией, которая уже у меняв закладках. Сама в своей работе использую проектную деятельность и приветствую педагогов, которые тоже работают в этом направлении. Успехов вам!
С уважением, Т.Н.
Елена Александровна Конышева # 3 июля 2015 в 11:00 +3
Добрый день! Полезный, нужный материал, а главное очень актуальный с появлением ФГОС нового поколения. Дети очень любят проектную деятельность, и в Вашей статье мы видим, какая большая работа была проведена и учителем и ребятами.Спасибо, голосую!
Ольга Васильевна Яковлева # 3 июля 2015 в 13:55 +3
Здравствуйте, Елена Владимировна. Спасибо за приглашение. Материал, размещенный Вами, очень нужный и ценный. Все изложено логично и грамотно. Метод проектов является одним из ведущих на современном этапе. Ваши дети прекрасно с ним справились. Стихи замечательные, подобраны фотографии в тему. Вами проведена большая творческая, научная работа. Дальнейших творческих успехов и открытий! голос
Светлана Анатольевна Савостьянова # 3 июля 2015 в 14:41 +3
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Метод проектов во внеурочной деятельности». С интересом прочитала ваш «Экологический проект», хорошие стихи и подборка картинок. Здорово, когда ребята сами предлагают тему и собирают материал, хотя роль учителя в методе проектов велика. Мой голос +1!
Оксана Николаевна Трошина # 3 июля 2015 в 19:21 +4
Елена Владимировна! Метод проектов сейчас широко используется в работе как с дошкольниками так и со школьниками! Вы очень хорошо и грамотно раскрыли проблему экологического воспитания! Проведена отличная работа! Вам мой голос!
Татьяна Александровна Трубина # 4 июля 2015 в 02:44 +5
Очень люблю работу с проектной деятельностью. Вашу статью прочитала с интересом. Голос.
Любовь Сергеевна Новоселова # 4 июля 2015 в 06:58 +5
Доброе утро, Елена Владимировна. Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей статьёй «Метод проектов во внеурочной деятельности». Стихи замечательные, подобраны фотографии в тему.Дальнейших творческих успехов и открытий!
Ирина Александровна Подольская # 4 июля 2015 в 18:42 +5
Добрый вечер, Елена Владимировна. Познакомилась с вашей статьей. Нужная тема. Фотографии великолепные. Душа болит, когда наблюдаешь такое, к сожалению, мусор, дымящиеся трубы - это визитная карточка многих городов. Материал будет полезен коллегам. Творческих успехов. Голосую. С уважением ИА
Ирина Юрьевна Ручина # 5 июля 2015 в 13:05 +5
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Полезный, нужный материал, а главное очень актуальный, мне понравился. Вы очень хорошо и грамотно раскрыли проблему экологического воспитания! Проведена отличная работа! Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Анна Михайловна Суханова # 8 июля 2015 в 01:16 +4
Елена Владимировна! Разработка очень полезная и увлекательная. Она превращает задания, например, субботник в увлекательный проект по защите и заботе окружающей среды. Дети с большим энтузиазмом возьмутся за задания, если вовлечь их в проект и дать свободу действий, чем заставлять или делать что-то по шаблону.
Светлана Петровна Андреева # 10 июля 2015 в 00:43 +4
Доброго времени суток,Елена Владимировна!Ознакомилась с Вашим новой работой!Отличный призыв к защите родной природы ,прекрасная подборка иллюстраций + стихотворные строчки никого не оставят равнодушным!Браво!Голос!
Мария Юрьевна Жиличкина # 20 июля 2015 в 21:10 +4
Здравствуйте, Елена Владимировна!В своем материале Вы показали важность использования метода проектов и привели пример одного из них. Ваши дети прекрасно справились с поставленной целью и стихи придумали замечательные, и фотографии подобрали отличные. Я думаю, что младшим школьникам понравилось выступление-презентация на экологическую тему Ваших воспитанников. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Елена Владимировна Николаева # 22 июля 2015 в 22:28 +3
Спасибо всем, кто заинтересованно прочитал мою работу "Применение метода проектов во внеурочной деятельности" , прокомментировал её. Это не конкурсная работа, но мне важно знать Ваше мнение, поскольку я предложила на Ваше рассмотрение один небольшой проект, но из капель воды состоит океан! Спасибо!
Гончарова Тамара Владимировна # 2 сентября 2015 в 11:03 0
Мне нравиться то, что на начальной ступени обучения вы привлекаете ребят к проектной деятельности. В старших классах они будут легко составлять презентации.