Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование элементов сюжетно – ролевой игры на занятиях по конструктивной деятельности и социально – бытовой ориентировке с детьми с нарушением зрения

Из опыта работы учителя-дефектолога детского сада
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет
в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, уметь взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме. Задавая вопрос, что является средством развития личности дошкольников и средством их общения? Что называется формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Что может быть средством коррекции развития каждого ребенка? Можно услышать один ответ - это игра. Так как игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. А основным видом игровой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности в организации сюжетно – ролевых игр, не всегда могут правильно выбрать и использовать средства для достижения цели, активно включится в коллективную деятельность взаимодействия и правильно донести информацию в доступной, эмоциональной форме в процессе общения. Только играя дети учатся следовать правилам, постигают социальные отношения, познают окружающий мир и у них развивается речь. Поэтому для предупреждения и преодоления трудностей в овладения навыками коммуникации и взаимодействия в сюжетно – ролевой игре,является эффективным использование элементов сюжетно – ролевой игры на занятиях по конструированию, ручному труду и в рамках проекта по социально – бытовой ориентировке «Знаю, умею, могу!».
Элементы сюжетно-ролевой игры преимущественно ввожу в начале занятия по конструированию и ручному труду, на стадии постановки проблемной ситуации. Именно в игровой форме детям предлагается найти пути решения проблемы. Применяя на себя определенную роль, ребенок чувствует ответственность, а так же свою полезность в общем деле. При подборе ситуации для развития сюжета придерживаюсь следующими принципами:
• реальность сюжета;
• случаи из жизни;
• охват разных сфер жизни;
• доступность для понимания;
• постепенное повышение сложности сюжетов;
• направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.
Вместе с детьми мы моделируем реальные ситуации, которые являются вариантом сюжетно – ролевых игр.
Так, например, на каждом занятии по конструированию ставится проблема "Обветшали дома", "Разрушен мост для переправы", "В новом микрорайоне необходим супер-маркет" и так далее, дети перед подгрупповой практической работой выбирают себе роли, распределяют между собой, и прикрепляют условные обозначения каждой профессии в виде нагрудных карточек: архитектор, каменщик, плотник, водитель, менеджер по продаже жилья. Дети «архитекторы» выбирают из ранее заготовленных схем чертежи построек или зарисовывают свои схемы. Затем дети «каменщики и плотники» выполняют постройку согласно схеме, дети «водители» подвозят (выбирают строительный материал) и вывозят строительный материал по окончанию работы (убирают кубики), а ребёнок «менеджер по недвижимости» рекламирует данную постройку, рассказывая из каких материалов изготовлена постройка, о назначении каждого помещения (постройки) и так далее. Во время работы, дети, взаимодействуя друг с другом в подгруппе, учатся правильно формулировать просьбы, отстаивать свою точку зрения, договариваться, находить пути решения проблемы, если нет необходимого строительного материала (кубика, чем его можно заменить). Позднее в свободное время дети обыгрывают свои постройки в сюжетных играх. Таким образом, находясь, каждый раз в новой роли, ребёнок учится применять полученные знания и навыки на каждом занятии.
На занятиях по ручному труду создаются ситуации открытия разнообразных «Творческих мастерских», в которых дети так же выполняют разнообразные роли профессий. Так например, дети «инженеры – конструкторы» работают, с бросовым материалом и бумагой, дети «плотники и столяры» изготавливают мебель из коробочек, рукодельницы – швеи вышивают на ткани и так далее. В рамках проекта по СБО на экскурсиях дети заранее знакомятся с творческими профессиями, смотрят видеофильмы и презентации о данных профессиях, а затем на занятиях участвуют в создаваемых ситуациях, применяя роли на себя, изготавливают предметы творчества, которые в дальнейшем активно используют в своих играх. Таким образом, можно сказать, что проведение занятий в форме сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.
Игра на моих занятиях представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами, участниками которой являются сами дети. Они с большим интересом обыгрывают условные атрибуты, в зависимости от роли меняют походку, жесты, тембр голоса.
При подборе игры или задания для занятий учитываю интересы и склонности каждого ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.


При организации сюжетно – ролевых игр по проекту социально - бытовой ориентировке стараемся с воспитателями помочь детям развить сюжет из нескольких ситуаций. Например: Семья - салон красоты, супер – маркет; Семья - школа искусств- тренажёрный зал; Семья-железнодорожный вокзал-аэрофлот, Семья -магазин- чайная церемония; Семья-почта-книжный магазин - библиотека и так далее.
Если дети активно играют в сюжетно – ролевые игры на занятиях и в свободной деятельности, у них расширяется социальный опыт, приобретаются знания о различных сферах жизни и быта людей, накапливается практический опыт, который используется в дальнейшем в жизни ребёнка, развиваются навыки культуры общения и развивается спонтанная диалогическая речь, дети учатся подчинятся нормам поведения. А самое главное, у них формируется целенаправленная деятельность и воспитывается привычка анализировать условия, находить верные решения в различных жизненных ситуациях.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Мастер класс для учителей, логопедов и родителей "Рассказы в рисунках" Интеграция детей с ОВЗ Интегрированные формы деятельности в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Развитие социально - бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование | Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности
Опубликовано: 2833 дня назад (21 июля 2016)
Просмотров: 2631
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2
Светлана Михайловна Киселёва # 21 июля 2016 в 13:07 +1
Елена Владимировна здравствуйте! Вы-талантливый и терпеливый педагог.Познакомилась с вашей статьей "Использование элементов сюжетно – ролевой игры на занятиях по конструктивной деятельности и социально – бытовой ориентировке с детьми с нарушением зрения". Очень нужную работу проводите Вы со своими воспитанниками. Часто родители таких детей стараются сделать все за них, но мы-то с Вами знаем, что успех социальной реабилитации зависит и от того, насколько активен сам ребенок. Вы применяя свой опыт способствуете этому. Ребенок слабовидящий будет успешен тогда, когда сумеет преодолеть себя, свое неумение, незнание, сможет поверить в собственные силы. Творческих успехов Вам и терпения в Вашем очень нужной работе.Голосую!
Оксана Николаевна Однобурцева # 21 июля 2016 в 17:58 0
Мой голос Вам. Я полностью с вами согласна, что дети активно играют в сюжетно – ролевые игры на занятиях и в свободной деятельности. У вас получается прекрасно организовывать и занимать их. Успехов.