Конкурсы для педагогов и детей

Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
автор: Лаврова Елена Юрьевна, учитель-логопед СП ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" им. Героя Советского Союза С.В.Вавилова с. Борское Самарской области - детский сад "Колокольчик"

В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребенка. Этой проблемой занимались такие психологи и педагоги, как А.В. Запорожец, Л.З. Неверович, А.Н. Стрелков и др.
Интерес к проблеме психического здоровья, в том числе и эмоционального вызван тем, что с каждым годом появляется все большее количество детей с эмоциональными нарушениями. К таким детям можно отнести и группу детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой одно из наиболее тяжелых речевых расстройств, которое в различной степени влияет на становление и развитие важнейшей функции речи – коммуникативной. Становление и развитие форм общения при ОНР в большинстве случаев задерживается. Общение приобретает особые черты, что ведет к негативному влиянию на развитие эмоциональной, познавательной, волевой сфер личности ребенка. Следовательно, эмоциональное благополучие дошкольников с ОНР является одним из приоритетных направлений работы коррекционных группах.
Группы компенсирующей направленности нашего детского сада работают в этом направлении, решая такие задачи, как:
- Формирование эмоционально положительного климата в семье и группе как наиболее благоприятного фона для успешной коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- Максимальное использование различных видов детской деятельности для всестороннего развития ребенка с речевыми нарушениями, стимулирования его общения со сверстниками и взрослыми;
- Развитие у детей способностей к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе, в первую очередь, произвольности.
Наличие речевой патологии у ребенка часто вызывает у родителей и взрослых ближайшего окружения неадекватное отношение к нему. Вследствие этого у ребенка формируется особое отношение к себе и окружающему миру, проявляются признаки эмоционального неблагополучия. На начальном этапе коррекционно-педагогической работы важно создать ситуацию принятия ребенка с речевым нарушением специалистами, родителями, близкими людьми. Для этого в нашем детском саду создается атмосфера доброжелательности и сотрудничества между членами семьи ребенка, прежде всего, матерью, и специалистами. Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с речевыми нарушениями на базе детского сада второй год ведутся занятия по авторской программе «Азбука для родителей».
На этих занятиях логопеды, воспитатели детского сада, педагог-психолог Борского психологического центра знакомят родителей с особенностями психического и речевого развития их ребенка, помогают освоить на практике приемы коррекционной работы, дают советы по её организации в домашних условиях.
Усилия специалистов, работающих в тесном сотрудничестве с родителями ребёнка с речевым нарушением, направлены на поиск, создание и реализацию системы коррекционно-педагогических воздействий.
Родители детей с ОНР, посещающих наш детский сад, принимают участие в работе ПМПк детского сада, на котором специалисты знакомят их с результатами коррекционной работы, составляется индивидуальная программа развития ребенка в зависимости от типа и особенностей проявления речевого нарушения. Таким образом, родители занимают активную позицию в педагогическом процессе, что является одним из факторов успешного преодоления психического, в том числе речевого и эмоционального, нарушения.
В нашем детском саду большое внимание уделяется созданию благоприятной психологической обстановки в группах компенсирующей направленности. Это связано с тем, что ребенок, имеющий речевое нарушение, переходит в новую группу, происходит смена детского коллектива, меняются воспитатели, режим. Требуется немало времени, чтобы он освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми и взрослыми, осознал требования воспитателей и специалистов. Как только ребенок с речевым нарушением приходит в коррекционную группу, он сразу же попадает в спокойную, дружелюбно настроенную атмосферу: взаимоотношения детей друг с другом и с взрослыми настолько похожи на семейные, что ребенок незаметно для себя вливается в коллектив. Каждый ребенок имеет возможность свободно передвигаться по помещению, по своему желанию начинать и заканчивать работу, выбирать место и материалы для своей деятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа воспитателей и специалистов построена на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в группе. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны развития. Деятельность детей очень динамична, наполняется различным содержанием: игровые моменты, настраивающие на организацию деятельности, игры на формирование речевых, психических и двигательных навыков, коммуникативные игры, способствующие развитию личностных качеств ребенка.
Объединить деятельность детей помогает игровой персонаж, вместе с которым дети «преодолевают» возникающие проблемы, «усваивают» приемы саморегуляции. Сюжетов, историй и рассказов, связанных с персонажем, множество. Их можно брать из реальной жизни или специально моделировать заранее, затем обсуждая и проигрывая с детьми.
При организации непосредственной образовательной деятельности в группах стало традиционным введение ритуала приветствия, помогающего педагогу создать у детей эмоциональный настрой на работу. Это может быть определенное музыкальное произведение, во время звучания которого ребята могут занять удобное для себя место, подготовить нужные для работы материалы, настроиться на рабочий лад. В своей работе я использую ставшие традиционными фразы «Я рада вас видеть. Приглашаю поработать вместе». Во время совместной работы мы с детьми сидим в кругу (на стульях, на паласе), что дает возможность установить контакт «глаза в глаза». Важно, в этот момент показать детям, насколько ты искренен, эмоционально открыт для них. Для этого необходимо быть внимательным и чутким ко всем нюансам детского поведения, готовым к импровизации, владеть навыками саморегуляции и саморелаксации. Заканчивается наша совместная деятельность ритуальным прощанием. Я обязательно благодарю всех детей за совместную работу и выражаю уверенность, что наша следующая встреча будет такой же плодотворной.
У дошкольников с ОНР помимо речевых нарушений часто выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для таких детей характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Порой это затрудняет организацию образовательной деятельности.
В случае проявления у детей гипердинамического синдрома я предлагаю им сесть на стулья, а не на ковер. Это является своеобразным «якорем», который удерживает их на месте. При этом они не лишены возможности крутиться на стуле, переворачиваться на нем, оставаясь при этом на месте. Я стараюсь не обращать внимание на такое поведение, и ориентируюсь только на то, в какой степени данный ребенок принимает участие в совместной работе. Если же ребенок встал и отправился «побродить», то не лишаю его этой возможности, позже он сам вернется к группе. Главное, быть уверенным в себе, чтобы остальным детям было интересно работать со мной.
Случаются ситуации, когда «погулять» отправляются несколько детей. В этом случае я стараюсь переключиться с одной деятельности на другой. Возможно, это будет задание на внимательность или дополнительная динамическая пауза. Для детей с повышенной психической истощаемостью сокращаю количество заданий, предлагаю им выполнить более легкие задания, увеличиваю время для выполнения, тем самым, создавая у детей ощущение своей успешности, уверенности в собственных возможностях.
Всех ситуаций, возникающих в образовательном процессе, предусмотреть трудно, поскольку дети ведут себя неожиданно, спонтанно. Поэтому всегда следует иметь в запасе несколько дополнительных упражнений. Очень неплохо, если это игры, способствующие концентрации внимания и организации детей.
Особое место при организации совместной образовательной деятельности педагога и детей играет музыка. Она создает эмоциональный настрой на включение в деятельность, успокаивающе действует на «шалунов». Включение звуковых сигналов (звук колокольчика) помогает сосредоточить внимание детей на предлагаемом материале. А так же музыка служит прекрасным материалом для проведения ритмических гимнастик, когда речь детей подчиняется определенному ритму.
Наряду с проведением традиционных форм образовательной деятельности в группах для детей с ОНР широко применяются театрализованные игры. Необходимость их организации возникла по ряду обстоятельств, связанных с особенностями детей, посещающих эти группы, а именно:
- дети недостаточно умеют планировать и контролировать свои действия;
- они не умеют руководствоваться в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного задания на другое, не завершив начатое;
- у детей снижена познавательная активность;
- ребята затрудняются в пересказах текстов, соблюдая последовательность, связность высказывания.
У детей с ОНР помимо проблем с речевым развитием ярко выступают особенности их эмоционально-волевой сферы:
- эмоции детей маловыразительны, слабо дифференцированы, импульсивны; - проявляется эмоциональная неадекватность на явления окружающего мира; - снижен диапазон понимания и переживания эмоций;
- снижен уровень передачи эмоциональных состояний через мимику, пантомимику, движения «вокальную мимику», и особенно, в речевом плане;
- снижена самооценка и волевые усилия;
- отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность, негативизм, мутизм и т.д.).
Через организацию театрализованных игр, драматизации литературных произведений педагоги коррекционных групп стараются компенсировать у детей имеющиеся проблемы речевого и эмоционального развития. Именно в театрализованной игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а так же формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт, значительно улучшаются навыки связной речи. При проведении игр дети более оживлены, инициативны, эмоционально заинтересованы.
Необходимость не просто играть, а быть в рамках заданной роли оказывает воспитательное и дисциплинирующее воздействие на детей. Особое значение имеет и эмоциональная реакция не занятых в игре сверстников. В итоге дети, выбирающие агрессивные роли, вынуждены осознавать нежелательные стороны своего поведения. Увидев свои недостатки в призме реакции зрителей, они становятся более внимательными к эмоциональной стороне взаимоотношений в группе. Равнодушных к театру не бывает, каждый стремится примерить на себя роль, которая его заинтересовала. Случается, что ребенок, раннее замкнутый, не уверенный в себе, лишь раз примерив роль сильного и умного персонажа, настолько вливается в роль, что в дальнейшем переносит эти качества в собственную жизнь. Разве это не прекрасная помощь педагогу в формировании эмоционально-личностных качеств ребенка?
Над задачами преодоления речевого нарушения у дошкольников с ОНР помимо воспитателей и логопеда в тесной взаимосвязи работают и другие специалисты детского сада: инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительной деятельности, музыкальные руководители, педагог-психолог. Использование разных видов детской деятельности позволяет разнообразить и систематизировать формы и методы воздействия на ребенка с целью преодоления проблем в развитии.
Реализация комплекса специально разработанных воспитательных воздействий позволяет достигнуть максимально возможной нормализации нарушенных у ребенка функций в контексте полноценного становления его индивидуальности и создать наиболее благоприятные условия для его дальнейшего развития.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника Логопедическое обследование детей с ОНР
План – конспект НОД речевой направленности в подготовительной группе компенсирующей направленности | Использование ИКТ в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Опубликовано: 437 дней назад (25 сентября 2015)
Просмотров: 956
0
Голосов: 0
Елена Анатольевна Скутарь # 29 сентября 2015 в 19:20 0
Статья актуальна. Действительно эмоциональный фон у детей с ООП зачастую снижен и приходится этому уделять большое внимание.Ваша статья подчеркивает через что и как можно улучшить эмоциональное состояние ребенка.
Елена Юрьевна Лаврова # 3 октября 2015 в 14:01 0
Спасибо за комментарий