Конкурсы для педагогов и детей

Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Рассадина Елена Юрьевна.
Должность, место работы: детский сад премиум класса"Алтын бесік". Воспитатель.
Назначение материала: Представленный материал будет интересен и полезен родителям; воспитателям, педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Задачи: Выявить особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Проследить динамику изменения уровня развития образной речи детей в процессе экспериментальной работы; организовать специальное обучение по развитию речи с использованием малых форм фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах.
Описание материала:основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы использовать в воспитательно-образовательной процессе малые фольклорные формы. Добиваться положительных результатов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.Связи с этим возникла необходимость написать данную статью.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Фольклор в переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит самого себя. Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды – забыли культуру своего народа. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Набрав группу детей и пообщавшись с их родителями (путем анкетирования (см. Приложение 2), я пришла к выводу, что основной контингент воспитанников и их родителей недостаточно владеют знаниями о народной культуре. У детей отсутствуют нравственные навыки: доброжелательность, правдивость, отзывчивость. И поэтому я решила взять тему своей работы именно «Использование фольклора в формировании духовно-нравственной культуры старших дошкольников». Используя в своей речи, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Я считаю, незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Для того, чтобы работа велась систематично и целенаправленно я разработала план по ознакомлению детей с традициями и обычаями русского народа, с культурой и историей, фольклором. (См. Приложение 1).

Приложение №1
Малые формы фольклора Заучивание пословиц о труде.Сентябрь
Конкурс «Осенние букеты осени приветы» Октябрь
Во саду ли, в огороде.Заучивание стихотворений об овощах. Ноябрь
«Чудесный сундучок» Отгадывание загадок о живой и не живой природе, и природных явлениях. Декабрь
Малые формы фольклора. Поговорки и чистоговорки. Январь
Праздник масленицы. Знакомство детей с масленицей Февраль
Приди весна с радостью. Разучивание закличек: «Весна, весна красна!» Март
Литературная викторина. Проверка знаний детей о народном фольклоре. Апрель
«Баю - баюшки, баю.» Знакомство с колыбельными песнями. Май
«Ура – игра!» Знакомство детей с народными играми. Июнь
«Сказка, сказка приходи!» Чтение и обсуждение русских народных сказок. Июль
Литературный праздник. Закрепление знаний об устном народном творчестве. Август

Для того чтобы проверить эффективность проводимой работы была проведена промежуточная диагностика. Результат не заставил себя ждать: за год у детей улучшилась память, речь. Дети стали более спокойнее, уравновешеннее, внимательнее, добрее. Проведение осеннего праздника «Лесная здравница» привлекло внимание родителей, они с удовольствием помогали детям в разучивании стихов, песен, приготовили костюмы. С их помощью прошла выставка поделок из природного материала «Осенние букеты, осени приветы». Сравнительный анализ показал более высокий уровень развития речи детей. Понимать несложный рассказ по картинке, отвечать на простые вопросы стали 75% детей, повысился общий уровень развития речи детей, все дети способны повторить за взрослым сочетания из двух слов, строят предложения из двух слов. 50 % детей могут повторить за взрослым двустишие, строят сложные предложения. Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что включение в систему работы по развитию речи фольклорных произведений позволяет повысить уровень речевого развития детей. Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию интереса родителей в использовании фольклорного материала в семейном воспитании, знаний родителей о литературных произведениях для детей раннего возраста. В дальнейшем планируем продолжить работу по использованию фольклора в развитии речи детей: 1. Обогащать группу дидактическим материалом по развитию речи. 2. Оформить уголок ряженья и пополнять его. 3. Оформить картотеку фольклорных, дидактических игр с детьми раннего возраста. 4. Разнообразить работу с родителями проведением совместных фольклорных развлечений для детей. У нас впереди еще год работы по данной теме. Эта работа увлекательна, разнообразна, доставляет удовольствие детям и их родителям, объединяя и увлекая. Ведь фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно-нравственного развития детей. Именно потому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М.: Учпедгиз, 1957. -24
4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить ( Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985
7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 1972.
9. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
10. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 1987.
12. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
13. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
14. Тарасова Т. Мальчик - пальчик, где ты был? (о роли игр - забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего развлечения для старших дошкольников Авторская народная песня для дошкольников "Русский перепляс" Музыкальный педагогический проект в детском саду. Старшая группа Фольклор для малышей

Похожие статьи:

Сценария фольклорного праздника для старших дошкольников

Тематическое занятие в старшей группе. Славянская мифология

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

План работы наставника с молодым специалистом в детском саду | Конспект занятия по математике для детей старшей группы в детском саду. Счёт в пределах 10
Опубликовано: 182 дня назад (4 июня 2016)
Просмотров: 887
0
Голосов: 0
Елена В. # 15 октября 2016 в 23:42 0
Спасибо за опубликованный материал.Вам голос!