Конкурсы для педагогов и детей

Мотивация – условие успешного обучения в начальной школе

Из опыта работы учителя начальной школы. Мотивация – условие успешного обучения.
Материал будет полезен учителям начальных классов.

Учителя начальных классов сталкиваются с проблемами в разные периоды своей педагогической деятельности. Это нормальная ситуация. Педагог не стоит на месте, движется вперёд, преодолевает трудности. Одной из проблем, с которой столкнулась я, был этап мотивации на уроке. Урок, на котором не хочется самому ничего делать, не интересно, скучно - проходит зря.
Умение мотивировать учащихся на предстоящую деятельность - это целая наука. От мотивации зависит весь урок. Это начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
На начальном этапе решения задач позволяющих найти выход из сложившейся проблемной ситуации изучила множество методических рекомендаций, познакомилась с опытом коллег. Обобщив полученную информацию, разработала свои «сценарии» этапа мотивации, которые позволяют заинтересовать обучающихся, мотивировать к деятельности на уроке.
Предлагаю некоторые из них.
Предмет: Ознакомление с окружающим миром
Тема: Как ухаживать за кошкой и собакой
В начале урока демонстрируется фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино». Дядя Фёдор переживает о том, что мама не позволяет ему завести домашнее животное. Учитель или хорошо читающий ребёнок знакомит учащихся с содержанием письма от дяди Фёдора.
Письмо Дяди Фёдора: «Здравствуйте, ребята! Я очень хочу завести собаку или кошку. Это моя самая заветная мечта. Но мама говорит, что я к этому ещё не готов. Помогите мне, пожалуйста, доказать маме, что я могу ухаживать за ними. С уважением дядя Фёдор».
Учащиеся составляют правила ухода за домашними животными, письмо отправляют Дяде Фёдору.

Предмет: Обучение грамоте. 1 класс.
Тема: Разделительные твердый и мягкий знаки.
В начале урока в класс забегает Незнайка и жалуется на то, что учитель поставил ему «2». Он не понимает причины и просит ребят помочь ему. Показывает свою тетрадь, где написано «Вечером я сел кашу. Сходил в банку. Хорошо, что учитель обявил каникулы.»
Дети исправляют ошибки. Готовят выступление и объясняют Незнайке правила написания слов с -ъ и –ь знаками. Составляют памятки.

Предмет: Ознакомление с окружающим миром, 4 класс
Тема: Россия и её соседи. Япония.
Учащимся предлагается прочесть пословицы:
Жить в соседях - быть в беседах.
Добрый сосед - всегда есть хлеб.

Предлагает ответить на вопросы:
- Как вы понимаете их смысл?
- Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?
- Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.
- Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.
Момент удивления
- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно — «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
- Посмотрите вокруг себя. Какие необычные предметы вас окружают? Как вы думаете, из какой страны они пришли?
– Ваш ответ правильный. Мы сегодня будем знакомиться с Японией! Учащиеся выполняют исследование в результате которого узнают, почему Япония так странно называется.

Предмет: Ознакомление с окружающим миром. 1 класс
Тема: Что общего у разных растений?
Учащийся рассказывает стихотворение
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Помогите разобраться нам.

Ребята работают в группах, находят ответ на заданный вопрос. Делают вывод.

Предмет: Ознакомление с окружающим миром. 1 класс.
Тема: Кто такие звери?
В начале урока демонстрируется фрагмент мультфильма «Мамонтёнок»
Учитель (ученик) читает письмо.
“Здравствуйте, ребята. Я очень хочу найти свою маму. Но для этого я должен знать, кто я. Помогите, пожалуйста. Жду вашего ответа”.
Работа в группах. В конце урока учащиеся отвечают на поставленный вопрос, помогая Мамонтёнку определиться и выяснить кто он.

Этап мотивации на уроках в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Важно не упустить то, что интересно именно для младших школьников. Тогда урок достигнет своей цели, учащиеся будут увлечены совместной деятельностью.

Рекомендуем посмотреть:

Применение активных методов обучения на этапе презентации учебного материала в начальной школе Применение технологии проблемно-исследовательского метода на уроке в начальной школе
Дидактические материалы по литературному чтению, 1 класс. Устное народное творчество | Интеллектуальная игра для 4 класса «Своя игра»
Опубликовано: 103 дня назад (23 августа 2016)
Просмотров: 369
+2
Голосов: 2
Ольга Брониславовна Максимишина # 24 августа 2016 в 19:42 0
Елена Юрьевна, спасибо за ваш материал. Проблема низкой учебной мотивации всегда была актуально. Сейчас как никогда, необходимо мотивировать детей на получение знаний. Уверена, ваш дидактический материал пригодится коллегам. Желаю вам дальнейших профессиональных успехов.
Елена Юрьевна Шеломова # 24 августа 2016 в 22:36 0
Здравствуйте, Ольга Брониславовна. Спасибо за ваш комментарий.
Маргарита Игоревна Фандеева # 2 сентября 2016 в 21:20 0
Елена Юрьевна, здравствуйте! Я - воспитатель и мама ученика начальных классов. Тема вашей публикации очень актуальна не только для учителей начальных классов, но и для воспитателей. Интересно и увлекательно. Спасибо!