Конкурсы для педагогов и детей

Экологического воспитание детей дошкольного возраста в детском саду через литературу

Аспекты экологического воспитания дошкольников посредством природоведческой литературы
Чтение художественных произведений о природе помогает педагогу обогащать дошкольников знаниями, уточнять имеющиеся знания о природе и обобщать их. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает познать природу во всем ее многообразии.
В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д. показывает сложные явления в природе с высокой биологической точностью и в то же время в занимательной и высокохудожественной форме.
Н.М. Павлова – ученый - растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый»
Множество увлекательных книг о природе создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности.
Произведения о природе учат и эстетическому восприятию окружающего мира. Этому способствует образный язык произведений и иллюстрации художников.
Во многих произведениях о природе авторы описывают модель поведения человека в природе. [12]
Требования можно условно подразделить на две группы:
1. Требования к подбору произведений природоведческого содержания.
2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания.
Охарактеризуем подробно каждую группу требований.
К выбору книг для чтения детям следует относится очень серьезно. При выборе художественного произведения о природе педагог должен помнить:
1. Сообщаемые автором сведения должны быть правильными и реалистичными
2. Связи и закономерности природы должны быть раскрыты в доступной для детей форме.
3. Произведения должны быть занимательными (интересная фабула, четкая сюжетная линия)
4. Произведения должны быть небольшими по объему
5. Содержание произведений должно отличаться логической последовательностью излагаемых событий и конкретностью образов
6. Произведение должно быть эмоционально насыщенным поэтическими образами, выразительными средствами
7. Произведения о природе должны быть высокохудожественными.
8. Героями произведений о природе должны быть дети, взрослые, животные, растения, которых дети хорошо знают.
Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания: [7]
1. Педагог при чтении произведений о природе должен обратить внимание детей не только на содержание, но постараться раскрыть настроение, помочь детям проникнуться этим настроением. Поступки и речь героев следует передавать в строгом соответствии с характером и поведением. Так, воспроизведение образа Мити (из произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого, увлекающегося мальчика – будут соответствовать бодрые, жизнерадостные интонации. Передача образа отца – человека опытного, спокойного, рассудительного - потребует от педагога более низкого голоса, более замедленного темпа, рассудительной интонации.
2. Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова о природе, педагог должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.
3. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе. Пейзажная лирика, например, стихотворение С. Есенина «Береза», читается мягко, напевно, медленно. Она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразной интонации и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.
4. При чтении произведений обращать внимание на описание места действия (в лесу, в поле и т.д.)
5. Следует чутко относится к языку произведения в целом: выделять меткие слова, эпитеты, сравнения. Например, в произведении В. Бианки «Хвосты»: «Эх, и хвост у лисицы! Пышный, да рыжий, красивый-красивый!»
6. В произведениях о природе фразы короткие, простые по построению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают у детей ясные представления. Это обязывает педагога вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает и стараться эмоционально передавать это при чтении. Например, в произведении М. Пришвина «Лисичкин хлеб»: «… принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины, слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста…». Надо ясно представлять каждое описываемое растение, посмотреть их изображения, подумать с какой целью упоминает о них автор. Нельзя выразительно прочитать то, о чем сам не имеешь представления. [10]
В каждой возрастной группе методика чтения произведений о природе имеет свою специфику.
1. Для чтения произведений о природе группу детей 2-3 лет лучше разбить на подгруппы, а детям 3-4 лет можно читать всем сразу.
2. Перед началом чтения следует приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.
3. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.
4. Педагог подбирает небольшие по объему произведения о природе с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия.
5. Рекомендуется повторное чтение художественного произведения, во время которого педагог должен следить за восприятием его детьми.
6. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.п.
7. Прерывать чтение произведения не рекомендуется.
Таким образом, подбирая природоведческую литературу для дошкольников педагогу необходимо учитывать ряд требований к подбору такой литературы, её содержанию, возрастные особенности детей и специфику дошкольного учреждения.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников
Речевое развитие детей дошкольного возраста | О роли литературы в экологическом воспитании детей дошкольников
Опубликовано: 133 дня назад (31 июля 2016)
Просмотров: 318
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!