Конкурсы для педагогов и детей

Бал к 200-летию со дня рождения Лермонтова. Сценарий

Сценарий бала, посвящённого 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
1 часть «Средь шумного бала…»
Бал в холле СКЦ
Звучит медленная музыка
Ведущий 1: Господа! Мы приглашаем вас в эпоху М.Ю. Лермонтова, на бал, где вы будете не только зрителями, но и участниками восхитительного действа. Это необычный бал, а бал, которым он был в начале 19 века, когда жил Лермонтов!
Вальс Хачатуряна «Маскарад»
Ведущий2: Для вас танцевали воспитанники спортивно-танцевального коллектива «Виктория» Чурилов Артем и Бирева Ксения
Ведущий1: Господа! А давайте поиграем! Объявляется игра в фанты!
Игра в фанты
Ведущий2: Дамы и господа! Вальс! Кавалеры приглашают дам!
Ведущий1: Игра в кошки мышки!
Ведущий2: Дамы и господа! Приглашаем вас в залу для более подробного ознакомления с жизнью и творчеством великого русского поэта!

Часть 2
(Литературно-музыкальная композиция «Музыка его сердца»)

Видео (отрывок из кинофильма «М.Ю. Лермонтов)

Ведущий1: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.
Ведущий2: Родился Михаил Юрьевич в Москве, у Красных ворот, в 1814 году. Детские годы провел в имении бабушки Тарханы, в Пензенской губернии.
Ведущий1: (Звучит мелодия) фортепьяно
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом,
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают,
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты,
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
Ведущий2: Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив ребенка себе на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, и слезы катились по лицу. Из воспоминаний поэта: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие, Ее певала мне покойная мать”.

Звучит “Казачья колыбельная”

Ведущий1: Лермонтов много читал, имея в Тарханах прекрасную библиотеку, занимался под руководством учителей самообразованием, овладев не только европейскими языками, но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. «Вообще, он был чрезвычайно одарен способностями к искусствам. Великим постом Мишель был мастер делать из талого снега фигуры в колоссальном виде… уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины» - так вспоминал о том времени троюродный брат поэта А.П.Шан-Гирей.
Ведущий2: Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений.
Чтец: «Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле,
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Ведущий1: Лермонтов в 1831 году поступает в Московский университет, а затем продолжает учебу в Петербурге в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Марш из музыки Свиридова к повести Пушкина “Метель”
Ведущий2: В 1847 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю 1 о чрезвычайном происшествии - распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
Чтец: “Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сенею закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет,
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Ведущий1: Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. Под арестом к нему пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Чтец: Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;Т
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Жандарм: Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк
Ведущий2: Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.
Этот полк был расквартирован тогда на Кавказе, неподалеку от Тифлиса.
Чтец: Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там, —
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу, они
Краснеют все, к земле склоняют взор, —
Но как бежать, коль близок милый вор!..

Кавказский танец

Ведущий1: По дороге на Кавказ, поэт задержался в Москве, которая готовилась к празднованию 25-летия Бородинского сражения, так появилось «Бородино».

Сценка «Бородино»

Ведущий2: В мае 1838 года поэт возвращается с Петербург. Появляются новые стихи. Это размышления о судьбе поколения, о судьбе России, а своем непростом отношении к Родине.
Чтец: Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтаньям
Но я люблю — за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Танец «На Ивана, на Купала»

Ведущий1: Михаил Юрьевич очень любил свою Родину. Часто бывал в Тарханах, имении бабушки. Возможно, проездом был и в Тамбове. Достоверных свидетельств, подтверждающих, что Михаил Юрьевич посещал город, нет. Но нет доказательств и того, что Лермонтов не был на тамбовской земле. Поэтому из поколения в поколение передаются легенды о посещении поэтом Тамбова. Гений русской литературы Михаил Лермонтов увековечил Тамбов своим бессмертным пером. Он написал поэму «Тамбовская казначейша».
Чтец: Вдруг оживился круг дворянский;
Губернских дев нельзя узнать;
Пришло известье: полк уланский
В Тамбове будет зимовать.
Уланы, ах! такие хваты...
Полковник, верно, неженатый -
А уж бригадный генерал
Конечно даст блестящий бал.
У матушек сверкнули взоры;
Зато, несносные скупцы,
Неумолимые отцы
Пришли в раздумье: сабли, шпоры
Беда для крашеных полов...
Так волновался весь Тамбов.
Ведущий2: Михаил Юрьевич любил балы. С радостью танцевал, нередко выступал на музыкальных вечерах, играя на скрипке.

Вальс «Метель»

Ведущий1: 1840 год. В феврале на балу во французском посольстве произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посланника, которая закончилась дуэлью.
Жандарм: Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк”.
Ведущий2: Поэта послали под пули на Северный Кавказ. На этот раз он уезжал из Петербурга иначе, чем в 1837, с тяжелым сердцем и, плохим предчувствием. Поэт видел себя изгнанником.
Чтец: Не в силах бабушка помочь,
Царь недоволен, власти правы.
И едет он в метель и ночь
За петербургские заставы.
Еще стучит ему в виски
Гусарский пунш. Шальной мазуркой
Мелькают версты, ямщики
И степь, разостланная буркой...
Ведущий1: Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов приболел и решил подлечиться на водах в Пятигорске. Там появляются стихотворения «Сон», «Пророк» и другие.
Чтец: С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
с улыбкою самолюбивой:
"Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, не него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"
Ведущий2: Драма разыгралась 15 июля 1841 года у подножия горы Машук близ Пятигорска. После очередной ссоры Н.С.Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль и убил его (М.Ю.Лермонтов стрелял вверх, Мартынов – в грудь поэта). Как писала позже поэтесса Е.П.Растопчина французскому писателю Александру Дюма-отцу: «Пистолетный выстрел во второй раз похитил у России драгоценную жизнь, составлявшую национальную гордость».

Видео дуэли

Ведущий1: Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили не отмщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?
Ведущий2: Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?

Романс «Белеет парус одинокий»

Чтец.
Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел.
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых смелых глаз
Он – живой, - не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!

(Звучит вальс А.Хачатуряна к драме М.Лермонтова «Маскарад».)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе в 6-8 классах Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню Знаний - 1 сентября | Бал, посвященный 200-летию со дня рожденья Лермонтова
Опубликовано: 791 день назад (7 октября 2014)
Просмотров: 7893
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1
Анна Петровна Попова # 8 октября 2014 в 11:28 +1
Данное мероприятие позволяет окунуться в эпоху Михаила Юрьевича. Жизнь и творчество Лермонтова таит в себе множество тайн и загадок. С него в русской культуре начинается традиция превращения жизни в книгу, подлинное осуществление романтического принципа: «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь!». Философ Даниил Леонидович Андреев утверждал, что Лермонтов был «русским художественным гением и русским вестником» небывалого масштаба.Мероприятие способствует воспитанию эстетического восприятия (через музыку, художественное слово). Спасибо.
Юлия Николаевна Кусова # 2 ноября 2014 в 21:03 0
Елена Анатольевна!Такой глубокий сценарий, позволяющий действительно окунуться в ту эпоху. библиографические сведения интересны детям. Стихи и танцы соответствуют теме. Мероприятие прошло на высшем уровне.
Елена Викторовна Шарун # 12 ноября 2014 в 05:49 0
Впечатляет масштаб мероприятия. Интересный материал,знакомящий с неизвестными фактами из жизни поэта. Это, безусловно, развивает интерес к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова.
Ирина Григорьевна Мороз # 7 апреля 2015 в 11:38 0
Сама форма проведения мероприятия предполагает какую-то таинственность, прикоснуться к которой предстоит всем участникам бала.Таинственность вызывает особый интерес. Он, в свою очередь, ведёт к положительному результату. На мой взгляд, данное мероприятие ориентировано на успех.Дальнейших Вам успехов!!!
Ольга Владимировна Лаврова # 30 сентября 2016 в 16:31 0
Очень интересное и познавательное мероприятие.