Конкурсы для педагогов и детей

Формирование и развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии

Из опыта работы учителя географии
Формирование и развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Однако, результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. В результате у ребят не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности.
С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на его формирование и развитие.
Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.
Цель моей педагогической деятельности: формирование и развитие познавательного интереса школьников на уроках географии познавательного географического мышления, активности, самостоятельности.
Определив цель, я поставила и последовательно решаю следующие задачи:
• Формирование знаний, умений, навыков учащихся, отвечающих обязательному минимуму содержания географического образования в школе.
• Планирование и проведение уроков, построенных на применении приемов формирования познавательного интереса, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.
Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.
В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:
1. Положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе, проявляющиеся:
• в оценке по учебному предмету;
• в вопросах, задаваемых учащимися,
• в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;
• добросовестность выбора более сложного задания.
2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.
3. Чтение дополнительной литературы по предмету.
4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. В своей практике я использую несколько направлений деятельности. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
1. Нетрадиционные формы уроков
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований.
А на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
2. Методы обучения и методические приемы
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне привести ребенка к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности);
словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, народных сказок, пословиц, кроссворды, занимательный материал.
Например, объявить тему урока, можно по разному: загадкой, стихотворением, фото, мелодией и т.д.
Использую на уроках такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.
На этапе актуализации опорных знаний, проверке домашнего задания или закрепления изученного использую прием «Чистая доска». Его суть в том, что на доске под различным углом написаны понятия изучаемой темы. Задача ученика выйти к доске и объяснив любое понятие стереть его с доски.
Вот примеры нескольких методических приемов, используемых мною на уроках.
3. Средства обучения
Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
При изучении нового материала использую демонстрационную программу или презентацию, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать
На уроке закрепления использую тесты, кроссворды, индивидуальные задания.
Обобщающие уроки чаще всего провожу в игровой форме.
При проведении игровых уроков можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной. И учение будет действительно с увлечением.
Одним из основных средств обучения на уроках географии является географическая карта. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях.
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «Кто такой Что такое?», «Определи географическое положение объекта» и т.д. При закреплении географической номенклатуры у карты помогает прием «Покажи где?». Учащиеся по очереди подходят к столу учителя и берут по стола перевернутую карточку, на которой указано название географического объекта (горы, реки, озера, равнины и т.д.) по изучаемой теме и показывают его на настенной географической карте.
Частично-поисковый уровень заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: «Смысловые пропорции», «Стороны горизонта» и т.д. Модифицированный вариант приема «Покажи где?» прием «Страна-столица». На карточках указаны названия стран изучаемого региона, а задача учащихся показать ее расположение на географической карте и назвать столицу станы. Данный прием позволяет изучать политическую карту мира и организовать двигательную активность учащихся – как здоровьесберегающий элемент.
Системная работа в этих направлении деятельности на уроках географии позволила мне добиться стабильного роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету,
Мои ученики на протяжении последних лет уверенно занимают призовые места на муниципальной научно-практической конференции школьников (2013 г -3 место, 2014 – 3 место), олимпиаде по географии (2014 г.- 2 место), участвуют в различных конкурсах. Таким образом, данная система работы подтвердила повышение познавательного интереса, что подтверждается повышением качества знаний учащихся.
Модель моей системы работы представлена на слайде.
Презентация на тему: Формирование и развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательский проект по географии Методические рекомендации по организации обучения географии с учётом личностно-ориентированного под Театральный словарик Отчёт по теме самообразования «Информационно - коммуникативные технологии в начальной школе»

Похожие статьи:

Самообразование педагога

Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Сценарий выпускного вечера для учащихся 9 класса
Опубликовано: 252 дня назад (31 марта 2016)
Просмотров: 985
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Ольга Андреевна Иванюшина # 8 апреля 2016 в 17:12 0
Мне очень понравился прием "Найди ошибку". В своей работе я использую приемы "Синквейн" и "Геозадачи" (благо их много в методической литературе). Думаю детям понравится искать ошибки автора. Можно даже взять какое нибудь известное произведение и немного изменить.
Кирилл Витальевич Бондаренко # 21 июня 2016 в 08:41 0
Здравствуйте. Спасибо за статью, голосую. Согласен с Ольгой Андреевной - приём "найди ошибку" очень эффективно работает, я его очень часто использую как на географии, так и на истории. А вот игровые приёмы на мой взгляд вещь довольно опасная - в "слабом" классе можно просто сорвать себе урок. Играть нужно, но не "заигрываться".