Конкурсы для педагогов и детей

Организация домашних занятий

«Организация домашних занятий» (методические рекомендации юному музыканту)
Автор: Геворгян Евгения Авенирона – преподаватель струнных щипковых инструментов
2015 год
Первые шаги юного музыканта. Какие они? У одного - уверенная поступь, у другого - робкие шаги с оглядкой. Каков будет в дальнейшем путь в освоении музыкальных вершин - зависит, в первую очередь, от грамотной организации домашних занятий, что не только способствует эффективности образовательного процесса музыкального развития, но и является причиной дополнительной само мотивацией ребенка к обучению.
Конечно, педагог обязательно проводит беседу с учеником и родителем о правильной и необходимой организации рабочего места дома, о том, как правильно заниматься, проводит показательные репетиции домашних занятий на уроке. Но...
Как часто слышишь: "забыл", "упустил из внимания", "не услышал", "помешали обстоятельства" и т.д. Результат - напрасно потраченные усилия и время обеих сторон..
Было принято решение – составить «рекомендации ученику» и вручать их каждому вновь поступившему в класс юному музыканту. Мной разработана данная «памятка музыканту», текст которой представляю ниже.


Содержание:
1. Методические рекомендации юному музыканту
2.1 Твои домашние занятия
2.2 Дальнейшее совершенствование мастерства
2.3 Некоторые советы начинающим музыкантам
3. В заключение
«Твои домашние занятия»
Домашние занятия - это закрепление знаний и навыков, полученных на занятии.
Для высокой эффективности домашних занятий важно применять Режим Дня, который составляется с учетом особенностей, возрастом ученика.

Вот несколько рекомендаций для успешных домашних занятий:
1. Рабочее место необходимо освободить от всего лишнего. Освещение должно подаваться из-за спины. Чистые руки, свежая голова. Опрятность, отличное состояние инструмента (его хранить в чехле). Бережное отношение к нотам.
2. Занятия проводить ежедневно, желательно, в одно и то же время. Малышам занятия лучше разделить на 2 части, заниматься дважды в день, второй раз - в присутствии родителей.
3. Порядок выполнения домашних заданий:
Первое: ежедневно разыгрываться комплексом различных по задачам упражнений, (например, гаммы, упражнения на разные виды техники, а также отдельные трудные пассажи из намеченных к изучению пьес)
Второе: Открыть дневник и изучить требования (задания), записанные
учителем.
Третье: Работа над домашним заданием - выполнять по пунктам, записанным в дневнике. Отдельно проработать трудные места, которые не получаются или получаются с трудом. Исправляй ошибки. Трудный музыкальный отрезок следует внимательно повторить в медленном темпе по нотам не менее 10 раз (а может и больше), пока данный отрезок не станет для тебя привычным и легким.
Если требуется выучить наизусть - несколько раз внимательно по нотам «пройди» (сыграй) весь текст, затем один раз сыграй без нот (а никак не наоборот) – и так повтори несколько раз.
Если требуется увеличить, ускорить темп - сыграй текст несколько раз внимательно и очень медленно и как бы тяжело, запоминая исполнение каждого пальца левой руки, затем один раз сыграй без нот, легко, как можно быстрее и стремительнее (не наоборот) - также повтори несколько раз.
Четвертое: Анализируй свои домашние занятия, и если возникают вопросы, то записывай в тетрадь и в классе, с учителем, их разрешай.
Пятое: «Выступление» - проверь свою работу - сыграй заданное произведение родителям (друзьям и т.д.), или представь, что выступаешь в большом зале, перед аудиторией (в классе перед учителем и т.д.) - оцени свою игру. Подходят ли к ней эпитеты: красиво, здорово, классно и т.д. Самое главное - твое исполнение должно нравиться тебе. Чем больше тренируешь пальцы - тем лучше получаются произведения (независимо от стиля и жанра).
После занятий сложить ноты в папку, струны протереть, инструмент положить в чехол.
Дальнейшее совершенствование мастерства:
1) Для поддержания и совершенствования техники необходимо, ежедневно проигрывать упражнения, на различные техники (например, гаммы), а также отдельно трудные пассажи из намеченных к изучению пьес.
2) Разнообразить свой репертуар пьесами разных стилей, эпох и жанров.
3) Играть в обществе как можно чаще, чтобы развить самообладание и привычку подчинять себе аудиторию и изжить часто наблюдаемое у начинающих волнение.
4) Исполнять исключительно художественный материал.
5) Непрерывно пополнять свой музыкальный багаж, посещая оперы, концерты, слушая радиопередачи и отмечая при этом те пьесы, которые могли бы быть переложенными на свой инструмент. При этом помнить мудрый совет, что «…желательно исполнять те пьесы, которые способны инструмент возвысить…».
6) Желательно изучить основы гармонии и историю музыки, так как это разовьет его кругозор; а если у него имеются к тому же творческие данные, то при этих условиях его способности могут быть наилучшим образом направлены и применены. Стараться увеличить свой репертуар путем переложения различных музыкальных пьес, начинать с наиболее легких и заканчивать наиболее трудными.
При выступлениях необходимо считаться с акустическими условиями помещения; начинать программу с менее трудных пьес, помнить, что при концертном исполнении трудность исполняемых пьес должна соответствовать имеющемуся уровню технических навыков, а лучше — быть даже несколько ниже его.
Уделять внимание совместной игре — в оркестре, в ансамбле (в т. ч. и с другими инструментами).
Советы юному музыканту
Лучшее время для домашних занятий – утро. Свежие силы помогают развить технику и выучить произведения.
Лучшие условия — заниматься в отдельной комнате, чтобы никто не мешал.
Самое важное условие - уметь сосредоточиться на исполняемых фрагментах.
Внимание необходимо направить на разучивание нового произведения, или работе над пьесой, ее ритмом, динамическими оттенками, звукоизвлечением, разным приемам игры, и так далее.

Игра гамм, арпеджио, этюдов требует больших усилий и сосредоточенного внимания.
Ученик, работая самостоятельно, является для себя одновременно и учеником, и педагогом, поэтому должен быть к себе самокритичен. Никогда не успокаиваться на достигнутом, искать пути для дальнейшего развития. При подобной системе работы можно за короткое время сделать очень много — три-четыре часа. Если ученик не внимателен - заниматься можно и восемь, и десять часов в день, но пользы никакой не будет, или будет, но во много раз меньше, к тому же, может возникнуть переутомление внимания.

Вывод: сосредоточенность и внимание — самое главное условие.

Занятия нужно планировать так, чтобы они не были однообразными - в один день следует начинать занятие с гамм, этюдов, упражнений, в другой день начинать с этюда или разучивания пьесы. Вариантов планирования занятий может быть много.

Никогда не играть долго однотипные гаммы и пассажи - может возникнуть переутомление мышц, что приводит к профессиональным заболеваниям.

Бывает так, что учащийся привыкает к своему рабочему месту дома, к домашней обстановке во время занятий. И стоит ему прийти на урок, к педагогу, у ученика возникает волнение, внимание рассеивается, и, проигрывание на уроке заданного урока получается намного хуже, нежели дома.
Волнение бывает двух типов: "в образе" "вне образа". Волнение в образе - это состояние, когда музыкант взволнован мыслями и чувствами того, что он исполняет. Волнение "вне образа" происходит при волнении исполнителя за себя, какое впечатление он произведет на слушателей, как он сыграет трудное место, пассаж. Для хорошего качества исполнения такое волнение недопустимо.
Если в музыкальное произведение выучено до мельчайших тонкостей (пассажи, кантилена, различные приемы, интонации, динамические оттенки, ритм, агогика), музыкант сосредоточен на исполняемом произведении, чувствуя при этом уверенность и свободу.

Следует также добавить, что мастерство исполнения приобретается не только большим трудом и публичными выступлениями, но и разносторонним развитием интеллекта (чтение литературы, посещения концертов других музыкантов - солистов, симфонических концертов, театров, прослушивание музыкальных записей) и умения извлекать из всего большую пользу для себя — учиться у истинных мастеров большому Искусству.
В заключение
Опыт показывает, что методика выдачи данной «Рекомендации» в помощь родителю и ученику работает замечательно.
Во-первых, дома можно не спеша изучить и вникнуть в особенности музыкальных занятий в домашних условиях, расставить приоритеты, грамотно организовать время и рабочее место.
Во-вторых, большинство родителей, а также и учеников, воспринимают письменный материал лучше и серьезнее, нежели словесные и практические рекомендации педагога.
В-третьих, полученная от педагога «памятка» является, своего рода, неформальным договором, при соблюдении которой успешность и эффективность образовательного процесса гарантируется.

Рекомендуем посмотреть:

Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки Координация между музыкальным слухом и голосом Зачем нужны домашние задания Обучение игре на курае в учреждениях дополнительного образования детей

Похожие статьи:

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Опубликовано: 418 дней назад (17 октября 2015)
Просмотров: 883
+5
Голосов: 5
Виктория Данилова # 17 октября 2015 в 13:36 +1
Абсолютно согласна с тем, что без слаженной, устоявшейся системы домашних занятий научиться играть на инструменте невозможно. Неплохая задумка - раздавать учащимся такие рекомендации. Спасибо за идею.
Мария Конова # 17 октября 2015 в 15:38 0
Замечательный материал! Иногда очень сложно достучаться до родителей, устные рекомендации выполняют далеко не всегда, а писменно составленные рекомендации засталяют быть немного организованней
Виктор Солтунин # 17 октября 2015 в 17:24 +1
Ознакомился с вашей работой. Хороший материал. Действительно, бывает, что ученики по-настоящему полно воспринимают информацию только в письменном виде. К тому же, она будет всегда под рукой, если ее поместить на своем рабочем месте
Пузырева Ольга # 17 октября 2015 в 20:13 +1
Хороший материал.Абсолютно согласна с тем, что письменные рекомендации помогут более эффективно и правильно организовать домашние занятия ученика. С удовольствием воспользуюсь вашей идеей и материалом для разработки рекомендаций ученикам своего класса.
Вера Александровна Орехова # 17 октября 2015 в 20:24 +1
Евгения Авенировна, спасибо за приглашение.
Интересная, познавательная и полезная публикация.
Спасибо за ценные советы и рекомендации.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Наталья Александровна Ермакова # 17 октября 2015 в 20:52 +1
Здравствуйте,Евгения Авенировна! Поздравляю с первой публикацией, очень полезные советы и рекомендации, думаю материал будет востребован! Голос!
Ольга Французова # 17 октября 2015 в 21:39 +1
Здравствуйте,Евгения Авенировна! Огромное спасибо за рекомендации. Когда мой старший ребенок учился в музыкальной школе, ему очень пригодилась бы Ваша разработка, но он уже закончил музыкальную школу. А вот с младшим сыном мы обязательно воспользуемся Вашей публикацией. Спасибо Вам. Успехов. Голос.
Евгения Авенировна Геворгян # 18 октября 2015 в 11:19 0
Друзья, ваши отзывы для меня ценны! Благодарю!
Морозова Расмия # 18 октября 2015 в 19:35 0
Полезные рекомендации, которые пригодятся в каждой семье! Спасибо!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 28 октября 2015 в 14:05 0
Уважаемая Людмила Авенировна! Вами всё очень интересно и подробно описано! Чувствуется стиль профессионала! Спасибо и удачи!