Конкурсы для педагогов и детей

Конспект логопедического занятия в группе детей 8-10 лет с нарушенным интеллектом

Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом по теме "Относительные прилагательные"
Автор: Теплова Евгения Николаевна, г.Старый Оскол
Конспект логопедического занятия по обогащению активного словарного запаса относительными прилагательными младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 8-10 лет средствами арт-терапии
Цель:обогащение словарного запаса относительными прилагательными посредством сказкотерапии.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- обогатить словарь относительными прилагательными;
- научить точно и полно отвечать на вопросы.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мышления;
- развитие внимания;
- развитие памяти.
Оборудование:

Ход занятия.
I.Организационный момент:
1) Приветствие учителя-логопеда.
2) Учитель-логопед: «Дети, у нас в гостях сегодня сказка, послушаем её?»
II. Основная часть.
1) сообщение темы.
2) на доске размещены таблички и картинки по теме «относительные прилагательные».
Учитель-логопед рассказывает сказку:
Однажды, в одном учебном кабинете на доске собрались картинки, на которых были изображены стол, девочка, зверёк на ветке, нарядная ёлка, машинка для шитья, палка. Картинки висели на доске, и каждая из них хотела рассказать о себе. Стол рассказал, что он сделан из дерева, девочка сказала, что ей пять лет, зверёк рассказал, о том, что он живёт в лесу, ёлка сказала, что её нарядили, потому что скоро Новый год, машинка рассказала, как на ней шьют одежду, а палка сказала, что её длина один метр.
Тут на доске появилась табличка с надписью. Картинки не умели читать и спросили её:
- Ты кто?
Табличка обиделась на них, ведь она считает себя очень важной, и ничего не ответила им. Картинки тоже расстроились, а девочка, изображённая на одной из картинок, была вежливой и ещё раз спросила табличку:
- Здравствуйте, скажите, пожалуйста, кто вы? Я девочка и мне пять лет.
Табличка улыбнулась такой воспитанной девочке и ответила:
- Я относительное прилагательное.
Девочка не училась ещё в школе и поэтому не знала про относительное прилагательное ничего.
- Расскажите о себе что-нибудь, - попросили табличку картинки.
- Относительное прилагательное – это прилагательное, которое обозначает признак предмета через его отношение к другому предмету, месту, времени. Я приведу вам примеры, и вы всё поймёте, - ответила табличка. Она позвала на доску картинки со стрелочками. Над каждой стрелочкой была надпись: материал, количество, место нахождения, время, назначение, вес (длина, мера).
Табличка повисла в середине доски, а стрелочки с надписями распределись вокруг этой таблички.
- Теперь я вам объясню, почему стрелочки с надписями распределились именно так, - сказала табличка.
- Да! да! - загалдели картинки, - Расскажи, пожалуйста.
- Стрелочка с надписью материал направлена в сторону картинки с изображением стола, потому что стол сделан из дерева, а дерево это материал. Существительное «дерево» переходит в прилагательное «деревянный» - это и есть относительное прилагательное обозначающее материал, образованное от существительного, - объяснила табличка.
- Я поняла! - обрадовалась девочка, - а если стол сделан из железа, то он железный.
- Молодец, - похвалила девочку таблица.
- А что написано над стрелочкой, которая направлена в мою сторону? - поинтересовалась девочка.
- В твою сторону направлена стрелочка с надписью «количество», - ответила табличка.
- А почему «количество»? - удивилась девочка.
- Потому что тебе пять лет, значит ты пятилетняя девочка. «пятилетняя» – это относительное прилагательное обозначающее количество, образованно от числительного «пять».
- А с какой надписью стрелочка, которая направлена в мою сторону? - спросил зверёк.
- В твою сторону стрелочка с надписью «место нахождение», так как ты живёшь в лесу, а значит ты лесной зверёк. «Лесной» - это относительное прилагательное обозначающее место нахождения, образовано от существительного «лес»» - объяснила табличка.
- А в мою сторону, с какой надписью направлена стрелочка? - интересовалась ёлка.
- С надписью «время», а это значит, что если тебя нарядили, то скоро Новый год, ты новогодняя ёлка. «Новогодняя» - это относительное прилагательное обозначающее время, образовано от существительного, - пояснила табличка.
- А про мою стрелочку расскажите, - попросила машинка.
- Над твоей стрелочкой надпись «назначение», потому что твоё назначение шить одежду, значит ты швейная машинка. «Швейная» - это относительное прилагательное обозначающее назначение, образовано от глагола «шить»» - объяснила табличка.
- Что написано над моей стрелочкой? - запрыгала палочка.
- А в твою сторону направлена стрелка с надписью «длина», - ответила табличка.
- Потому что я метровая палка, ведь во мне один метр, - обрадовалась картинка с изображением палки.
- Умница, - похвалила табличка, - «метровая» - это относительное прилагательное обозначающее длину. А ещё есть относительные прилагательные обозначающие вес «килограммовая гиря».
- Важно отличать относительные прилагательные от других разрядов прилагательных. Запомни: относительное прилагательное обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени, не имеет краткой формы, не сочетается с наречием очень, не может иметь антонимов. Изменяются относительные прилагательные по падежам, числам и родам, - подытожила табличка.
- Спасибо тебе табличка, - сказала девочка.
- Спасибо, - повторили все картинки.
Тут в кабинет вошли ученики, а на доске все стрелочки были уже распределены. И учитель начал урок.
3) учитель-логопед: «Дети, понравилась ли вам сказка? Давайте вспомним тему нашего занятия?»
Ученики: «Тема нашего занятия «Относительные прилагательные».
Учитель логопед: «Давайте вместе вспомним, что такое «относительные прилагательные».
Ученики и учитель-логопед: «Относительное прилагательное – это прилагательное, которое обозначает признак предмета через его отношение к другому предмету, месту, времени».
Учитель-логопед: «В сказке было много относительных прилагательных, давайте вспомним их».
Ученики: «Деревянный стол, пятилетняя девочка, метровая палка, швейная машинка, новогодняя ёлка, лесной зверёк».
Учитель-логопед: «От каких частей речи они образованы?»
Ученики: «Деревянный образовано от существительного «дерево», пятилетняя от числительного «пять», метровая от существительного «метр», швейная от глагола «шить», новогодняя от существительного «новый год», лесной от существительного «лес»».
Учитель-логопед: «А что они обозначают?»
Ученики: «Относительное прилагательное «деревянный» обозначает материал, «пятилетняя» - количество, «метровая» обозначает длину, «швейная» - назначение, «новогодняя» - время, «лесной» - место нахождения».
4)Физкультминутка.
Учитель-логопед рассказывает стих и выполняет упражнения, дети за ним повторяют:
«Встанем, спинки разомнём.
Ручки вверх потянем,
В стороны их разведём,
И шалить не станем.
Ручки вниз мы опускаем,
И наклоны выполняем.
Дальше ножки разминаем,
И на месте мы шагаем.
В завершении разминки,
Мы друг другу улыбнёмся.
Сядем, выпрямим все спинки,
И к работе вновь вернёмся."
5) Учитель-логопед: «Попробуем придумать относительные прилагательные, обозначающие материал, для этого обратите внимание на то, что нас окружает».
Ученики: «Деревянный карандаш, пластмассовая ручка, стеклянный стакан, деревянный шкаф, железная ручка, глиняный горшок и т.д., относительные прилагательные обозначающие материал».
Учитель-логопед: «Придумаем относительные прилагательные обозначающие назначение».
Ученики: «Учебный класс, учительский стол, цветочный горшок и т.д.»
Учитель-логопед: «Относительные прилагательные обозначающие количество».
Ученики: «Двустворчатый шкаф, трёхстворчатое окно, четырёхэтажное здание и т.д.»
Учитель-логопед: «Относительные прилагательные обозначающие место нахождения».
Ученики: «Школьная столовая, настенная вешалка и т.д.»
Учитель-логопед: «относительные прилагательные обозначающие время».
Ученики: «Вчерашний день, осенний дождь и т.д.»
Учитель-логопед: «Как отличить относительные прилагательные от других разрядов прилагательных? Давайте вместе вспомним».
Ученики и учитель-логопед: «1) относительное прилагательное не может быть в большей или меньшей степени; 2) не имеет краткой формы; 3) не сочетается с наречием «очень»; 4) не может иметь антонимов».
III. Итог занятия.
Ученики и учитель-логопед: «Относительное прилагательное – это прилагательное, которое обозначает признак предмета через его отношение к другому предмету, месту, времени».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в начальной школе
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Опубликовано: 291 день назад (17 февраля 2016)
Просмотров: 427
0
Голосов: 0
Галина Геннадьевна Шинкарева # 17 февраля 2016 в 13:20 +1
Какая у вас сложная работа! Уважаю! Детки особенные, учить сложно....занятие содержательное, но можно поинтересоваться как дети воспринимают материал. По результатам мониторинга сдвиги заметны? +1
Евгения Николаевна Теплова # 17 февраля 2016 в 15:27 0
Эти занятия со особенными детками я проводила когда ещё училась в университете. Такие дети легко идут на контакт, тем более я для них новый незнакомый человек, они достаточно внимательно слушали, охотно отвечали на вопросы. Я провела по теме "относительные прилагательные" 4 занятия, и сделала вывод: дети хорошо усвоили материал, но им нужно периодически повторять, поэтому одной из главных задач при обучении особенных детей является развитие памяти.