Конкурсы для педагогов и детей

Особенности детей с умственной отсталостью

Об особенностях детей с умственной отсталостью.
Я работаю в школе с 1992 года и заметила, что все чаще учителю приходится сталкиваться с проблемой обучения «особенных» детей. С первого сентября 2016 года вводится ФГОС при обучении детей по программе VIII вида в общеобразовательных школах. Из опыта работы знаю, как непросто обучать таких деток совместно с другими детьми. Учителю приходится строить урок так, чтобы уделять внимание «особенным» детям. Дети должны не чувствовать себя обделенными вниманием педагога. Несколько лет работала с ребенком-инвалидом, обучая его на дому. В 2014 году я прошла курсы повышения квалификации по работе с детьми по программе детей VIII вида.
Наука, изучающая детей с ЗПР и олигофренией, называется социальная педагогика. Олигофренопедагогика занимается обучением детей по программам VII (детей с задержкой психического развития) и VIII вида (умственно-отсталых детей).
К лицам с умственной отсталостью относят лиц со стойким необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга. Характерной особенностью дефектов при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. Страдают эмоционально-волевая сфера, моторика и личность в целом. Причины развития умственной отсталости: предродовые, родовые, послеродовые. К предродовым причинам относят здоровье матери. Перенесенные заболевания: краснуха, паротит (свинка), грипп, менингит. А так же внешние факторы: экологическое окружение, физические нагрузки во время беременности, неконтролируемый прием лекарств, курение, употребление алкоголя, наркотиков. Нарушения в период родов: родовые травмы плода. Послеродовые: травмы, заболевание менингитом и гриппом. Всё это может привести к появлению у ребенка умственной отсталости.
Умственно-отсталые лица - это разнородная по своему составу группа. Если нарушения у ребенка произошли внутриутробно или во время родов, то чаще всего возникает олигофрения. Ребенок – олигофрен физически здоров, но у него наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании в развитии от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрен способен к развитию, но оно осуществляется замедленно и атипично. Олигофрены составляют самую большую часть умственно-отсталых людей. Различают три степени олигофрении. Первая и самая многочисленная степень (легкая)- дебильность. Это легкая умственная отсталость. Вторая степень (средняя) – имбецильность. Третья степень (тяжелая) - идиотия.
Меньшая по численности группа – это умственная отсталость, наступившая после 3-х лет вследствие заболеваний менингитом и энцефалитом – деменция. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Ребенок как бы регрессирует, развивается обратно.
Особую группу составляют умственно-отсталые лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы - это шизофрения. Происходит распад психических образований. Умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом.
Дети с первой степенью - дебильностью - начинают позже ходить, говорить, вырабатывают навыки самообслуживания. Они мало интересуются окружающим миром, мало исследуют предметы, равнодушны к явлениям в природе и социальной жизни. К концу дошкольного периода их активный словарь беден, фразы односложны, не могут передать содержание речи, не понимают конструкций с отрицанием, не понимают инструкций из 2-3 слов, сложно поддерживают беседу, не понимают вопросов, которые им задают. Игровая деятельность не становится ведущей, преобладают бесцельные действия с игрушками. К старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия, но данные действия превращаются в процессуальную игру (многократный повтор одних и тех же действий). Игровые действия не сопровождаются эмоциями. Ролевая игра без специального коррекционного обучения не развивается. В раннем возрасте очень часто не удается определить слабую степень олигофрении и дети могут воспитываться в детском саду и учиться общеобразовательной школе. Проблема заключается в том, что ребенок не социализируется и не может освоить программу.
У детей со второй степенью – имбецильностью - поражается кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку, самостоятельно переворачиваться и сидеть, овладевают ходьбой после трех лет. У них отсутствует гуление, лепет, не формируется комплекс оживления при появлении родных. Речь появляется к концу дошкольного возраста, (отдельные слова), нарушено произношение, самообслуживание происходит с трудом. У детей нарушены память, восприятие, мышление, воображение. Основной чертой характерной для лиц данной категории является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Дети с данной степенью признаются инвалидами детства. Данные дети способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, некоторыми сведениями об окружающем мире и научиться ремеслу. Не могут вести самостоятельный образ жизни и нуждаются в опеке. Для обучения направляются в специализированные детские сады и спецшколы.
У детей с третьей степенью – идиотией - нарушения выявляются на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций. Задержка проявляется неадекватной реакцией на окружающих, поздним появлением навыка стояния, ходьбы, относительно позднего появления лепета и первых слов. У таких детей слабый интерес к окружающим объектам и игре. У взрослеющих детей резко нарушена произвольная память, восприятие, внимание, мышление, снижен порог чувствительности. У них недостаточное осмысление окружающего, речь развивается медленно или не развивается вообще. Наблюдается тяжелое нарушение моторики и координации движений, пространственных ориентиров. Чаще всего данные дети ведут лежачий образ жизни. Медленно формируются навыки самообслуживания, в том числе и гигиенические. Дети с третьей степенью не обучаемы.

При организации обучения детей с ЗПР и олигофренией важно помнить, что таким детям необходимы коррекционные занятия с социальным педагогом, психологом, логопедом в классах наполняемостью не более 12 человек. Дети могут обучаться в общеобразовательных учреждениях по заключению медико-педагогической комиссии с согласия родителей или лиц их заменяющих. После получения начального общего образования и по мере коррекции отклонений в их развитии, дети могут получить основное общее образование и документы об окончании школы на общих основаниях.

Рекомендуем посмотреть:

Факторы, осложняющие социальную интеграцию детей-сирот с интеллектуальной недостаточностью Духовно-нравственное развитие детей с задержкой психического развития Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи:

Причины возникновения ЗПР у детей

Задержка психического развития детей. ЗПР

Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 294 дня назад (17 февраля 2016)
Просмотров: 1539
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ольга Викторовна Синицына # 18 февраля 2016 в 07:25 +1
Спасибо за материал! В наше время все больше и больше детей с особыми потребностями и педагогам необходимо перестраиваться на новую систему образования и создавать условия для развития каждого ребенка независимо от его особенностей
Марина Викторовна Киселева # 6 марта 2016 в 17:20 0
Евгения Викторовна, спасибо за материал!
Успехов!