Конкурсы для педагогов и детей

Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение знаний по творчеству Крылова

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Обобщение знаний по творчеству И.А. Крылова.
Цели:
повторение ранее изученных басен И.А.Крылова;
обобщение знаний о литературных понятиях: «басня», «афоризм», «мораль»;
обучение приёмам самостоятельной работы, работе в группе;
развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы, развитие речи;
воспитание нравственных качеств.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование:портрет И.А.Крылова, презентация «Басни Крылова»;
карточки со словами «лень, зависть, хвастовство, глупость, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, скупость, беспечность»;
выставка книг И.А.Крылова;
детские иллюстрации к басням «Зеркало и обезьяна», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Чиж и Голубь», «Кот и Повар» и другие
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Предполагаемые результаты обучения:
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД: соотносить поступки героев с нравственными нормами общества, самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату выполненного действия.
ХОД УРОКА:

1. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
2. Актуализация знаний.
-Рассмотрите выставку книг, которую мы оформили. Назовите тему урока.
(На доске портрет Ивана Андреевича Крылова (1769-1844), детские иллюстрации к басням)
3. Введение в тему урока
-Что такое басня?
(Басня – один из старейших жанров литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором главная мысль – мораль (высказывается в виде поучительного вывода).
-Из каких частей состоит басня? (Случай из жизни и мораль – вывод)
- Кто может быть героем басни? (Люди, животные или разные предметы)
-Баснописцев было много.
-Каких баснописцев вы знаете? ( К.Д Ушинский, Л.Толстой, И.А.Крылов)
Басня – один из древнейших видов литературного творчества. Считается, что родоначальником этого жанра был древнегреческий раб по имени Эзоп. Его басни были прозаическими, персонажами выступали животные. Именно по имени этого баснописца иносказательную речь стали называть «эзоповым языком»
- Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам И.А.Крылова. Таким образом, в России басня появилась в XVIII веке. Его ласково называют «дедушка Крылов».
-За свою жизнь Иван Андреевич написал много литературных произведений, но мировую славу он заслужил благодаря басням. Их он написал 205.
Иван Андреевич Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы. Оказывается, они говорят стихами, да еще в своей речи употребляют пословицы и поговорки.
- Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни Крылова, его героев, умеете понимать язык «крыловских» животных, умеете определять мораль басни.
4. Работа по теме урока.
1) Работа в группах.
- На прошлом уроке вы получили задание подготовить выразительное чтение басен И.А.Крылова. Прочитайте их (дети читают басни)
-Я тоже приготовила для вас басню.
(учитель читает басню «Кот и повар»)
- Определите её мораль. Как вы её понимаете. Найдите в ней крылатое выражение (афоризм) ( «А Васька слушает, да ест…»)
- Афоризм - это краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, житейскую мудрость; поучительный вывод. Сегодня на уроке нам не один раз придется слышать этот термин, запомните его.
- Я приготовила задание для каждой группе (в конвертах на карточках), которое надо будет подготовить в течение 5 минут. Учитель проговаривает задания.
Задание первой группе
- Перед вами словарь «крылатых выражений» или по - другому словарь афоризмов, русском языке их ещё называют фразеологизмами.
- Вам надо будет составить свой словарь, выбрав только афоризмы из басен И.А.Крылова и объяснить их смысл.
- Если при выполнении заданий появятся затруднения, то можно будет пользоваться словарями и текстами басен.

Ученик читает строки, говорит название басни и объясняет их смысл.
1. "А Васька слушает да ест"
( «Кот и повар»)
Один говорит, а другой не обращает на него внимания

2. «А ларчик просто открывался» ("Ларчик")
Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить

3. "Как белка в колесе"
("Белка")
Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов

4. "Слона-то я и не приметил"
("Любопытный")
Не заметить самого главного, важного

5. «Да только воз и ныне там»
(«Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета

Задание второй группе
Соотнести строки с названием басни, объяснить их смысл.
Дети по очереди читают строки из басни, называют басню и объясняют смысл.
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
(«Лебедь, Рак да Щука»
Если они друзья, то всё надо делать дружно. Перед началом какого-то дела нужно договориться о том, как его сделать лучше)


2) Сыр выпал, с ним была плутовка такова…
(«Ворона и лисица»
Лиса получила то, что хотела, благодаря лести и хитрости)

3) Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк все к худу клонит…
(«Мартышка и очки»
Надо знать применение вещам, не быть глупцом, а если не понимаешь назначение вещи, то сначала узнай, а потом суди о ней)

4) Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши
(«Стрекоза и муравей»
Здесь показано бездушие муравья и беззаботность Стрекозы)

5) У сильного всегда бессильный виноват.
(«Волк и Ягнёнок»
В этой басне показана беспощадность, жестокость сильных по натуре и робость слабых)

Задание третьей группе
Инсценировать басню «Стрекоза и Муравей»
-Ребята, вы должны постараться передать характер своего героя.
-Поделитесь своими впечатлениями от игры наших актёров.
-Какой изображена в басне Стрекоза? ( Беспечная, легкомысленная, ленивая)
- А каким был Муравей? ( Трудолюбивым, справедливым, бесчувственным)
-Как поступили бы вы, если оказались на месте Муравья?
Высказывания детей
-Какова мораль этой басни? Ответьте пословицей. ( Труд кормит, а лень портит)
-Что осуждает автор ? (Он осуждает беспечность, беззаботность, лень)
- Вспомните, какие слова из этой басни стали «крылатыми»? («Так поди же, попляши!»
Физкультминутка
2) Коллективная работа «Реши кроссворд»
- Решите кроссворд и скажите, чему учит басня?


1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”?
(Голубь. «Чиж и Голубь».
Не смейся над чужой бедой , потому что можно оказаться в такой же ситуации)

2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
(Обезьяна. «Зеркало и обезьяна».
Не обсуждай других, у всех бывают недостатки)

3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”?
(Муравей. «Стрекоза и Муравей».
Всегда думай о завтрашнем дне, а не надеяться на других, чтобы не оказаться в трудной ситуации)

4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
(Ворона. «Ворона и Лисица».
Не поддавайся на льстивые слова. Тебя могут обмануть.)

5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
(Моська. «Слон и Моська»
Не надо зазнаваться и хвастаться )


6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”.
(Рак. «Лебедь, Рак и Щука»
Любую работу всегда делать легко, если всё делается в согласии. )

7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
3) Выполнение теста.
1. Из какой басни эти строки:
«Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!..»
а) Петух и Кукушка б) Ворона и Лисица в) Кукушка и Петух
2. Кому принадлежат слова:
«Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!..»
а) Ворона б) Кукушка в) Лиса
4. Как называется басня?
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!»
а) Мартышка и очки б) Ворона и Лисица в) Зеркало и обезьяна
5. Определите мораль этой басни:
«Стой, братцы, стой! Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
а) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться
б) «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
5. Обобщение
-Сегодня на уроке мы с вами вспомнили лишь несколько басен. За одну встречу невозможно вспомнить все басни Ивана Андреевича Крылова, но царство Басни ждет вас снова. Книги И.А.Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей, потому что басни «дедушки» Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки, подсказывают, как от них избавиться. Он хотел, чтобы люди, прочитавшие его басни, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из басен стали поговорками, крылатыми выражениями, то есть со страниц книг перешли в нашу речь.
- В Летнем саду города Санкт- Петербурга установили бронзовый памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображён сидящим в кресле, с задумчивым взглядом. Как будто смотрит на героев басен, которые расположились внизу на постаменте. Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Соорудили памятник на народные деньги, собранные по всей России. Но памятник поставили в Петербурге, потому что именно в этом городе было создано более двухсот басен.
-Как вы думаете, почему же народ так любил и продолжает любить и гордиться великим баснописцем?
(И.А. Крылов учит людей узнавать самих себя и подсказывает, как можно избавиться от ненужных пороков).
Сам Иван Андреевич Крылов о себе говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
-А вот что это за пороки? Как вы думаете? (ответы детей)
На доске карточки: лень, зависть, хвастовство, глупость, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, скупость.
- Если вы забыли значение некоторых слов, то их можно узнать в толковом словаре Ожегова С.И.
- С этими пороками надо бороться, если они у вас есть.
6. Итог урока. Оценивание работ учащихся на уроке.
- Ребята, наш урок подошёл к концу и я надеюсь, что после него, вам захочется ещё раз перечитать басни Ивана Андреевича Крылова.
-Спасибо за работу на уроке.
7. Рефлексия.
-Ребята, покажите цветом, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока? ( Дети показывают смайлики)
- Закончите предложения:
Я сегодня узнал, что …….
Мне было ……
Я рад, что …..

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс "Школа России" Урок-отчёт в 3 классе по книге Носова «Приключения Незнайки в Солнечном городе» Конспект урока литературного чтения, 3 класс Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Классный час для 1-4 классов по краеведению с презентацией. Моя малая родина | Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Сказки Шарля Перро
Опубликовано: 370 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 962
+2
Голосов: 2
Татьяна Сергеевна Павлова # 4 декабря 2015 в 22:10 +1
Добрый вечер, Евгения Викторовна. Ваш урок продуманный, интересный, увлекательный, разные виды работ. Думаю, что на таком уроке все дети смогли себя проявить и работали с большим желанием, показали хорошие знания по данной теме. Спасибо за урок! Мой голос +1.