Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Сказки Шарля Перро

Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Волшебные сказки Шарля Перро»
Цель: продолжить работу над сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах»;
работать на формированием навыков осознанного, выразительного чтения;
развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
2 класс, ч.2., портрет, выставка книг Ш.Перро, ноутбук, мультимедийный проектор.

УУД:
Предметные
• формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные
• эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
• формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
• способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.
Метапредметные:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
• развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, выделять главное и обосновывать свою точку зрения,
• развивать наблюдательность, воображение.
Тип урока: второй урок в системе уроков, закрепление знаний.

Ход урока:
1.Актуализация знаний.
Эмоциональный настрой. Звучит «Песенка друзей» (слова С.Михалкова, музыка М.Старокадомского)
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку. Конечно, мы поедем не одни. Посмотрите на доску
(на доске вывешены картинки с изображением животных: кот, чиж, собака, петух, обезьяна, попугай)
-В дальнем путешествии нам необходим проводник. Отгадайте, кто он:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)

2. Работа над жанром сказки и её видом.
Кто написал сказку? (Шарль Перро)
-Как называется сказка, которая написана писателем? (литературная, авторская)
-К какому виду относится сказка «Кот в сапогах»? (волшебная сказка)
-Докажите свое мнение (в сказке есть волшебство, превращения)
(слайд 1)
3. Проверка домашнего задания и работа по теме урока.
-Дома вы должны были прочитать сказку выразительно, разделить её на части, озаглавить части.
Наша задача к концу урока подготовиться к краткому пересказу сказки «Кот в сапогах»
Поэтому нам предстоит много работать с текстом, выбирать главные моменты сказки, читать выборочно, соотносить текст с иллюстрациями. Будьте внимательными. Вы готовы? Тогда начинаем.
Комбинированная работа. Выборочное чтение и беседа по содержанию сказки.
-Откройте учебник. Приготовьте свои планы. Сколько частей в сказке?(6)
1 часть
-Прочитайте, как поделили сыновья наследство отца.
-Справедливо ли проступили старшие братья с младшим?
Озаглавьте 1 часть. Обсуждение вариантов заголовка. ( Жалкая доля наследства)
2 часть.
-Какими качествами обладал кот? Прочитайте.
-Что он делал в заповедном лесу?
-Для чего ему нужны были кролики?
-Что делал кот у короля? Прочитайте.
Озаглавьте 2 часть. (Кот в сапогах охотится и делает подарки королю)
3 часть
-На какую хитрость решился кот, чтобы представить королю маркиза де Карабаса? Прочитайте.
Озаглавьте 3 часть. (Знакомство маркиза де Карабаса с королем)
4 часть
Рассмотрите иллюстрацию. Подберите отрывок из текста, подходящий к иллюстрации учебника.
-Кого ещё встретил кот в сапогах на своем пути?
Озаглавьте 4 часть. (Богатые владения маркиза)
5 часть
-Как кот перехитрил людоеда? Прочитайте.
Озаглавьте 5 часть (Кот перехитрил людоеда )
6 часть
-Понравился ли замок королю и принцессе?
-Чем закончилась сказка?
-Как был вознагражден кот? Прочитайте.
Озаглавьте 6 часть. (Вознаграждение за находчивость)
(слайд 3)
4. Характеристика героев сказки.
-Благодаря каким качествам кота сын мельника стал зятем короля?
-Если бы у младшего брата не было кота, смог бы он жениться на принцессе?
( На доске карточки со словами: уныние, доброта, ум, скромность, трудолюбие, смекалка, терпение, находчивость)
(слайд 4)

-Объясните лексическое значение слов, можно воспользоваться толковым словарем.
• «уныние»
(Уныние (по Ожегову) - безнадежная печаль, гнетущая скука)
• «находчивый»
(Находчивый (литерат.) – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения)
• «смекалка»
(Смекалка (разговорн.) – сообразительность, способность быстро догадываться о чем-нибудь)
-Составим синквейн. Работа в группах. Один ученик презентует синквейн группы.

Кот
Находчивый, сообразительный, умный
Ловит, дарит, знакомит
Кот помог хозяину жениться на принцессе.
Хитрец.

Младший брат
Добрый, унылый, глупый
Унывает, бездействует, слушается
Хозяин выполняет приказы кота в сапогах.
Везунчик.

-Чему учит сказка?
(Унывать нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход)
-Сравните кота их французской сказки и кота из русской сказки «Кот и лиса» (и в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и находчивость)
5. Краткий пересказ сказки.

Физкультминутка для глаз.

6. Викторина по сказкам Шарля Перро
(дети заранее читают сказки «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка», «Подарки феи», «Золушка», «Синяя борода», «Ослиная шкура», «Рике-хохолок», «Спящая красавица»)

-Ребята, сейчас мы проведем викторину по сказкам Ш.Перро. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы выявим лучшего знатока сказок Перро.
1 тур
Дети читают отрывки из сказок, отгадывают название сказки.
(слайд 4,5)
«Два раза в день бедняжка должна была ходить по воду, за три версты от дому, и приносить оттуда большой тяжелый кувшин, полный доверху. Однажды, в самое то время, как она была у колодца, к ней подошла нищая и попросила дать ей напиться. "Изволь, голубушка", - отвечала красавица, выполоскала кувшин, зачерпнула воды на самом чистом месте источника и подала ей, а сама поддерживала кувшин рукою, чтоб старушке ловчее было пить» (сказка «Подарки феи»)

(слайд 6, 7)
«С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли» (сказка «Золушка»)
(слайд 8,9)
«Долго брели они по скрипучему снегу в сторону, где виднелся огонек.
И вот промерзшие до костей ребята вышли к большому каменному дому. В одном из окон горел свет. Мальчик храбро постучал в тяжелую, дубовую дверь.
– Кто там? – спросил женский голос.
– Это сыновья дровосека. Мы замерзли и проголодались. Впустите нас, пожалуйста.
Дверь со скрипом открылась; на пороге появилась добродушная, но испуганная женщина." (Мальчик - с - пальчик")
[/i](слайд 10-11)[/i]
«Жила-была одна девочка, которая почему-то очень не любила ходить прямым и коротким путем. Всегда она выбирала самую длинную и извилистую дорогу. А уж если мать посылала ее куда-нибудь с поручением, то ждать ее приходилась очень долго. Девочка часами могла бродить по окрестным лугам и лесам, собирать цветы и ягоды и напевать песенки. А еще она любила заговаривать с каждым, кто встречался ей на пути, даже совсем с незнакомыми. И часто случалось, что домой она возвращалась, лишь когда уже вечерело.» (сказка «Красная Шапочка»)

2 тур
Отгадай филворд:

(слайд 12)
1. Предмет, под которым спрятала мальчиков жена людоеда (кровать)
2. Что собирала Красная шапочка, идя по дороге к бабушке? (цветы)
3. Кем был по профессии отец Мальчика – с – пальчик? (дровосек)
5. Из чего была сделана туфелька Золушки? (хрусталь)
6. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-хохолок» (кухня)

3 тур
«Приглядитесь внимательно!»

(слайд 13)
- На слайде иллюстрации к сказкам Шарля Перро.
Определите, к какой сказке сделана иллюстрация. Вспомните и перескажите эпизод, к которому она подходит.

4 тур
«Подумай - ответишь»

-Выскажите свое мнение. Отвечая на вопросы, начинайте свой ответ со слов:
Мне кажется…
Я считаю…
- В каких сказках герою помогали находчивость и смекалка? («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»)
-В каких сказках награда приходит за трудолюбие и доброту? ( «Золушка», Дары волшебницы», «Ослиная шкура»)
-Какая сказка вам кажется самой
• интересной;
• страшной;
• веселой;
• печальной;
• поучительной?
7. Подведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценивание учащихся.
8. Рефлексия.
-Чему учат сказки Шарля Перро?
-Чем они похожи на русские народные сказки?
- Какие человеческие качества вознаграждаются в сказках?
Читайте сказки Шарля Перро и вам откроется волшебный мир.
9. Домашнее задание.
Читать сказку, уметь кратко пересказывать её.

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри» Конспект урока литературного чтения для 2 класса

Похожие статьи:

Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение знаний по творчеству Крылова | Беседа с родителями ДОУ о детской дружбе
Опубликовано: 350 дней назад (19 декабря 2015)
Просмотров: 3383
+1
Голосов: 1
Валерий Григорьевич Вершинин # 19 декабря 2015 в 18:55 0
Евгения Викторовна! Мне понравился ваш конспект урока. Все этапы занятия раскрывают тему и задачи урока. Можно было бы и физкультминутку связать со сказками Ш. Перро. Мне кажется, что викторины займут много времени. Как правило, их ведут успевающие учащиеся, а остальные не сразу понимают, про что вопрос. Примите мой голос.
Евгения Викторовна Паринова # 20 декабря 2015 в 19:44 0
Здравствуйте, Валерий Григорьевич. Возможно, Вы правы. Но материал всегда можно сократить, например, укоротить цитаты сказок, по ходу урока убрать задание из викторины, если не хватает времени.