Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО в 5 классе. Бабушкин сундук

Конспект урока ИЗО в 5 классе "Бабушкин сундук. Изготовление башкирского орнамента в технике аппликации"
Автор: Алтынбекова Фатима Митхатовна, учитель ИЗО.
МБОУ СОШ №5, г. Учалы, Республика Башкортостан.

Описание материала: Конспект предназначен для учителей ИЗО. Представлен урок декоративно-прикладного творчества - вырезание силуэта орнамента из бумаги, технологическая карта и фотографии работ.
Цель: Знакомство учащихся с башкирским народным орнаментом, изготовление аппликации по башкирским мотивам.
Задачи: сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете; научить передавать в рисунке цветовой и ритмический строй башкирского узора; воспитывать художественный вкус.
Оборудование урока: для учителя – макет «бабушкиного сундука», набор таблиц «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана», плакаты с элементами башкирского орнамента, технологические карты, образцы выполненных работ, фонограмма башкирской музыки;
Для учащихся – альбомы, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока
I. Организационная часть.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Повторение знаний о башкирском орнаменте, полученных ранее на уроках ИЗО, культуры Башкортостана и в краеведческом музее.
- Какие изделия башкирских мастериц вы видели в краеведческом музее? (Мужскую и женскую одежду, головные уборы, обувь, ковры, украшения.)
- Какие виды орнамента использовались в коврах, одежде, обуви? (Геометрический и растительный орнамент.)
- Какими способами был выполнен орнамент? (Аппликация, вышивка, ткачество.)
- Какие цвета использовались в башкирском орнаменте? (Красный, желтый, зеленый, черный.)
Ответы сопровождаются показом таблиц из набора, которые достаются из «бабушкиного сундука».
- Какие элементы башкирского орнамента вы знаете? (Солнце, звезда, цветок, травка, след змеи, след птицы, собачий хвост, голова лошади, рога, открытое сердце.)
Ответы сопровождаются выполнением рисунков на доске.
IV. Объяснение темы урока.
В настоящее время народный орнамент применяется для украшения юрт, устанавливаемых во время праздников; им украшают костюмы для танцоров и театральных актеров. Орнамент используют строители в декоре современных зданий. Герб нашей Республики украшен кускарным орнаментом.
Башкирский орнамент прекрасно подходит для выполнения в технике силуэта. Во-первых, он симметричен, во-вторых, народные мастера всегда строили орнаменты на контрастных цветах, в-третьих, узоры на одежде и обуви выполнялись именно в технике аппликации, которая имеет много общего с силуэтом.
Показ последовательности выполнения работы по технологической карте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИЛУЭТА
1. Сложите лист бумаги пополам или вчетверо цветной стороной внутрь.

2. Нарисуйте половину или четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.

4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

5. Наклейте работу на черный лист.

V. Практическая работа учащихся.
Выполнение башкирского орнамента по технологическим картам (технологические карты выдаются на каждую парту).
Работа сопровождается звучанием башкирских мелодий.
VI. Обсуждение и оценка работ.
Выставка аппликаций на классной доске.
Обсуждение и оценка работ по следующим критериям:
- композиция (размер, симметрия, ритм);
- цветовое решение;
- чистота и аккуратность исполнения.
Лучшие работы отправляются в «бабушкин сундук».

Домашнее задание. Нарисовать башкирскую красавицу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Материалы на тему: Путешествие в страну белого цвета Материал на тему: Путешествие в страну черного цвета Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Народное искусство-это музыка

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Фотоохота
Опубликовано: 3462 дня назад (2 ноября 2014)
Просмотров: 7646
+7
Голосов: 7
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 2 ноября 2014 в 21:58 +4
Добрый вечер Фатима Митхатовна! Познакомилась с вашим конспектом урока: Бабушкин сундук. Интересные идеи и работы ваших воспитанников. У вас пока есть время подредактируйте свою публикацию исправьте цель которая должна отвечать на вопрос Что? Слова: Автор, Описание материала можно выделить жирным В Название темы можно убрать между описанием материала и цели, она там ни к чему. Все это прописывается под заголовком. Желаю вам удачи в редактировании. С уважением Г.Е.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 2 ноября 2014 в 22:30 +4
Вы просто молодец все успели вовремя. Еще раз повторюсь материал хороший, работы детей замечательные. Во время занятия у детей развивается логическое мышление, внимание, память творческий подход к выполнению башкирского орнамента. Что-то мне подсказывает, что бабушкин сундучок у вас уже полный. Детям очень нравится фантазировать на эту тему. Мне понравилось примите мой голос.
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 2 ноября 2014 в 22:51 +2
Галина Евгеньевна, мне были очень полезны Ваши комментарии. Да, наработок у меня много, но не очень получается их оформить. Спасибо большое!
Зульфия Эльмировна Бухарова # 3 ноября 2014 в 10:53 +1
Очень интересный урок! Хорошо, что вы со школы прививаете детям любовь к культуре своего народа. Вместе с тем, развивается любовь к творчеству. Продолжайте в том же духе)))
Гаухар Шагеева # 3 ноября 2014 в 21:10 +1
Живу в Башкирии и считаю, что дети должны знать свою культуру, свои корни. Народное искусство очень яркое, красочное и праздничное. Думаю, что у Вас, Фатима Митхатовна, есть развитие этой темы. Хотелось бы увидеть работы детей с применением этих орнаментов в более сложных композициях. Материал интересный, спасибо большое! Желаю успехов!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 4 ноября 2014 в 19:02 +1
Добрый вечер,Фатима Митхатовна!Очень красивые орнаменты вы использовали для работы, много информации использовали о национальных традициях в вашем уроке!Ребята работали по технологическим картам,было обсуждение и оценка работ! Голосую!
Физалия Сагетдиновна Ахметьянова # 4 ноября 2014 в 20:59 +1
Очень кстати ваша работа. Я тоже планировала провести такое занятие в группе у себя. Что-то возможно использую для себя. урок интересный и содержательный.
Мария Анатольевна Гановичева # 7 ноября 2014 в 14:51 +1
Здравствуйте, много полезного в вашем уроке. Я живу в Казахстане и даю казахский орнамент детям. Они сходны. И считаю, что именно вырезание - лучший прием выполнения орнамента. Тем более - симметричного. Отличная, грамотная разработка урока!
Мария Анатольевна Гановичева # 7 ноября 2014 в 14:51 +1
Здравствуйте, много полезного в вашем уроке. Я живу в Казахстане и даю казахский орнамент детям. Они сходны. И считаю, что именно вырезание - лучший прием выполнения орнамента. Тем более - симметричного. Отличная, грамотная разработка урока!
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 8 ноября 2014 в 13:41 0
Спасибо за отзыв! Да, не только орнаменты похожи, но и многое другое. Вы, наверное, тоже изучаете юрту как вид народного жилища, рисуете лошадей и иллюстрируете народный эпос. Дети должны знать культуру народа той местности, в которой они проживают.
Сидорова Зоя Григорьевна # 20 марта 2015 в 23:12 +1
Фатима Митхатовна! Очень интересная идея - изучение особенностей национального орнамента с использованием вырезания и аппликации. Спасибо за публикацию, где вы подробно знакомите с техникой выполнения такого узора. Важна сама идея, т.к. можно и любой другой узор или орнамент выполнить в подобной технике. Удачи Вам, голос!
Зоя.
Луиза Вильданова # 15 мая 2015 в 20:54 +1
Фатима Митхатовна!Большое спасибо, очень интересно и понятно. У вас нет календарно- тематического плана внеурочных занятий по изучению Башкирского народного орнамента?
Алла Петровна Ефимова # 21 мая 2015 в 20:20 +1
очень понятно,красиво, техника понятная,молодцы,голосую
Ольга Станиславовна Средина # 2 февраля 2016 в 19:51 0
Очень интересная тема. Беру на заметку.