Конкурсы для педагогов и детей

Урок - экскурсия на выставку со школьниками

Урок-экскурсия в музей на выставку "Башкирский народный костюм"
Экскурсия на выставку. Конспект для школы
Автор: Алтынбекова Фатима Митхатовна, учитель ИЗО.
Место работы: МБОУ СОШ №5, г.Учалы, РБ.
Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Башкирский народный костюм».
Цель: познакомить учащихся с Башкирским народным костюмом.
Задачи: сформировать представления учащихся о башкирском костюме; развивать зрительскую компетентность; воспитывать любовь к Отечеству и национальную гордость.
Предварительная подготовка:
1. Три ученика-экскурсовода.
2. Задание для учащихся:
1-ой группе – записать названия различных видов башкирской одежды;
2-ой группе – зарисовать элементы орнамента, украшающего одежду;
3-ей группе – выяснить и записать наиболее распространенные цвета в одежде и в орнаменте.
В каждой группе назначается ответственный за выполнение задания.
План проведения экскурсии.
I. Знакомство с выставкой народного башкирского костюма. Беседа.
Костюмы народов Башкортостана.
У ч и т е л ь. Вступление.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Башкирская одежда поражает своим разнообразием и неисчерпаемой фантазией мастериц.
Стиль народного костюма складывался веками. Покрой одежды, форма головных уборов и обуви, их яркое убранство вторили пышной, звучной природе, многоцветию башкирской земли. Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края.
У разных народов общим является размещение орнамента на костюме. Эта традиция восходит еще к языческим представлениям о защитных качествах одежды, оберегающей от злых сил. Украшение одежды ведется по разрезам, вырезам, подолу, вороту и рукавам.
Нательное белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий XX века продолжали изготовляться из домашнего полотна, сотканного из крапивы, конопли, льна. Ситец, сатин, атлас и кашемир привозились из средней полосы России, а более дорогие шелк и бархат попадали на Урал с Востока. Эти ткани использовались при изготовлении верхней одежды. По мере расширения торговли с Востоком и Западом, домотканые холсты заменяются частично или целиком фабричными.
1-ый э к с к у р с о в о д. Женский костюм.
Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдек) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой.
Под платьем носили шаровары традиционного тюркского покроя. На платье надевалась короткая безрукавка – камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории Башкортостана распространились расшитые растительным орнаментом фартуки. Своим появлением фартук обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды.
Особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишметы и еляны из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом.
Некоторые детали одежды специально были предназначены для украшения, служили декоративным дополнением праздничного и повседневного башкирского костюма. Самое яркое украшение женского костюма – нагрудник. Он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок: монет, кораллов, граненого стекла, медальонов, цепочек и т.д. они располагались горизонтальными рядами, кругами и столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахрому.
Некоторые украшения из бирюзы, сердолика, янтаря и других камней исполняли роль оберега, то есть оберегали людей от злых духов и неприятностей.
Головной убор женщин, прежде всего, подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), колпачки шитые и вязаные. Пожилые женщины поверх колпака или стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов (камсат бурек). Убором молодых женщин служили яркие покрывала (кушъяулык), белые вышитые (тастар). Самобытно выглядят шлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами – каури. Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы, чтобы не служить соблазном. Кашмау как нельзя лучше иллюстрирует следование законам шариата в быту, определившим женщину как сосуд греха.
Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные красные, коричневые, желтые, зеленые. Синий, розовый, лиловый цвета тканей – ввозимые, а потому и менее распространенные.
2-ой э к с к у р с о в о д. Мужской костюм.
Мужской башкирский национальный костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Верхней демисезонной одеждой служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзеки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).
Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные обычно из бархата, молодежь – расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) – трехлопастную меховую шапку, закрывающую шею.
3-ий э к с к у р с о в о д. Башкирская обувь.
Довольно разнообразной была обувь. Сапоги (сарык) носили и мужчины и женщины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сапожек расшивались узором, мужские обычно имели кожаную накладку. Сарык для девочек богато украшался аппликацией.
Летом на шерстяные онучи одевали лыковые лапти (сабата) или кожаные башмаки (ката). Наиболее состоятельные люди имели мягкие кожаные сапожки, ичиги (ситек), одеваемые с калошами и башмаками.

У ч и т е л ь. Заключение.
Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое. Костюм является и богатейшим материалом для изучения этноса, его связей с другими народами.
В последнее время пробудившееся внимание населения к своему творческому наследию, воссоздание наиболее ярких праздников и обрядов, интерес к фольклору по всей стране вызвали необходимость восстановления традиций, связанных с костюмом. В наши дни национальный костюм популярен в тех районах, где поддерживаются фольклорные традиции: в Абзелиловском, Бурзянском, Баймакском, Хайбуллинском районах.
Театральные художники творчески перерабатывают народные традиции при создании костюмов для спектаклей, кинофильмов, народных танцев. Художники-модельеры создают современные коллекции одежды с национальными мотивами. Большой популярностью пользуются выставки народного костюма в различных музеях. Богатые собрания башкирской одежды находятся в этнографических музеях Уфы и Санкт-Петербурга, а также в Учалинском городском краеведческом музее.
Интерес к народному костюму не слабеет, так как народный костюм служит наиболее ярким определителем национальной принадлежности человека. Его стиль, конкретный образ складывались в ходе многовековой истории. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. В башкирском костюме представлена одна из наиболее ярких сторон традиционной художественной культуры.
II. Самостоятельное выполнение заданий группами учащихся.
Учащиеся записывают, фотографируют и зарисовывают экспонаты и их элементы по заданной теме, обобщают данные.
III. Подведение итогов экскурсии.
Отчеты ответственных за выполнение заданий.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия по межрегиональной выставке «Вятские Мастера» в ЦДОД города Вятские Поляны Экскурсия к 9 мая со школьниками. Полоцк – Хатынь – Минск Экскурсия с учащимися 7 класса ко Дню Победы. Полоцк – Брест Экскурсия к 9 мая со школьниками. Дорогами сожженных деревень

Похожие статьи:

Экскурсия на предприятие со школьниками

Фотоохота
Опубликовано: 775 дней назад (26 октября 2014)
Просмотров: 1487
+3
Голосов: 3
Тюрина Вероника # 26 октября 2014 в 23:13 +1
Фатима Митхатовна, добрый вечер! Очень интересный и правильный подход у вас к экскурсии народного творчества.Фотографируя, записывая и зарисовывая костюмы и элементы декора, дети накапливают свой собственный опыт для дальнейшей работы. Прекрасный материал для уроков ИЗО или коллективной работы для школьной стенгазеты: очерки, рисунки, фотоколлаж. Удачи вам и творческих успехов.+1
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 27 октября 2014 в 17:47 0
Спасибо! Это у меня первое занятие из серии. Будет продолжение.
Мария Миронова # 27 октября 2014 в 20:01 +1
Здравствуйте. Хочется отметить, что в вашей работе использован интересный и богатый материал о народном костюме. Современным детям необходимо помнить о своих корнях, поэтому спользование регионального компонента в современном образовании просто необходимо. Спасибо вам за вашу разработку.
Зульфия Эльмировна Бухарова # 27 октября 2014 в 20:16 +1
Очень интересная разработка! Я сама очень люблю использовать различные виды уроков: урок-викторина, урок-беседа, смешанные уроки. Такие уроки вносят разнообразие и активизируют познавательную активность учащихся. К тому же этот урок носит воспитательную задачу: воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой край, эстетическое воспитание детей.
Удачи вам в дальнейшей работе и в творчестве!
Татьяна Волкова # 27 октября 2014 в 21:47 +1
Доброго времени суток. Спасибо за экскурсию, очень интересный материал собран у вас про башкирский костюм и обувь. Голос.
Рамиль Фарукович Шамсутдинов # 5 ноября 2014 в 14:47 +1
Фатима Митхатовна, добрый день! С большим интересом познакомился с представленным вами материалом по проведению экскурсию в музей народного костюма. Данный вид деятельности является эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса с практическим выходом на зарисовку элементов народного костюма. Спасибо за экскурсию и идею проведения таких уроков. Творческих вам успехов и примите мой голос +1.