Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".

Урок истории - 7 класс
Конспект урока по истории в 7 классе "Земной круг жизни"
Оформление: иллюстрации обучающихся, изображающие  детей, взрослых,  виды одежды; выставка книг.
Учитель
Ребята, сегодня мы закончили изучение большой темы «Культура России». Тема нашего урока «Земной круг жизни». Нам предстоит проследить круг жизни наших предков от младенчества до старости, от рождения до смерти. Это и будет являться целью нашей встречи.
На предыдущих уроках мы рассмотрели отдельные стороны жизни славян, их быт, обычаи. Сегодня попробуем связать воедино эти разрозненные ниточки, вместе с нашими предками будем сотрудничать, сопереживать, соучаствовать.
Эпиграфом урока являются слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». К этим словам мы еще вернемся.

Опрос
- Младенческий период. Какое это время?
-Кого больше ждали в семье? Мальчика или девочку?  Вспомните, пожалуйста, некоторые обряды, связанные с этим периодом жизни.
- На чем перерезали пуповину мальчику? Девочке?
- Что служило первой пеленкой мальчику? Девочке?
- Первая игрушка мальчика? Девочки?
- Беря новорожденного на руки, отец показывал его богам. Каким? С какой целью он это делал?

Учитель
Долгожданного мальчика представляли всем божествам Вселенной, как бы отдавая под покровительство. Наши предки любили своих детей, пели им колыбельные песни, навевая хорошие сны, оберегая от злых духов. Этот обычай сохранился и в наши дни.

Исполнение колыбельной песни фольклорной группой «Веретенце».

Учитель
Вот мы и вспомнили первый этап жизни человека. Переходим ко второму этапу.
- Как он назывался? (Детство)
- Какой период охватывал?
Так проходил первый год жизни ребенка. С оберегами, заслоняя его от зла, порчи, наконец, ребенку исполнился год. Это уже новая жизнь, другое Я, мир относится к этому другому Я, не так, как к новорожденному. День рождения один год – это особый день.

Рассматривание иллюстрации

Учитель
- Почему особый?
- Вспомним, ребята, ритуал принятия в род. Сегодня в памяти народа мы находим отголосок оттого обряда. Наши бабушки говорят: «Не перешагивай через ребенка, который сидит, играет на полу, а то он память забудет».
Следующий этап земного круга начинался в три года. Это был очень ответственный рубеж, ребенок становился полноправным членом рода.
- На что он получал право?
- В чем еще особенность этого дня?
- Каково земное назначение мужчины? Женщины?
- Дома, ребята, вы готовили пословицы о труде, попробуйте определить их смысл.
1). Без дела жить, только небо коптить.
2). Без труда – нет плода.
3). Была бы охота – заладится всякая работа.
4). Дом вести – не лапти плести.
5). Каков мастер – такова и работа.

Ответы обучающихся

Учитель
Вот так до 12 лет  проходил довольно интересный период в жизни ребенка.

Рассматривание иллюстрации

Учитель
- Что самое важное происходило в этот период?
Именно от этого периода зависело, кем станет человек в дальнейшем, ценность жизни определялась в этом отрезке времени.
В 12 лет приходила другая ступенька вечного круга жизни – хороводный период. Это была уже другая жизнь, хотя подростки продолжали учиться ремеслам, мастерству.

Рассматривание иллюстрации - "рисунок ris3.jpg"


Учитель
Когда мальчик становился юношей, а девочка девушкой, им приходила пора перейти из разряда детей в разряд молодежи – будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности, продолжению рода.

Рассматривание иллюстрации

Учитель
Но телесное, физическое взросление еще мало что значило само по себе. Надо было выдержать испытание, экзамен.

Конкурс
Сегодня мальчики для девочек приготовили испытание.
1). Расскажите о русской кухне.
2). Как приготовить пшенную кашу?
3). Какие продукты необходимы для приготовления теста?
4). Какие дни на Руси были постными?
5). Когда вся семья собиралась  за обеденным столом, перед кем ставили хлеб?
6). Составьте меню постного и скоромного дня.

Учитель
Хорошо. Молодцы, девочки, экзамен сдали.
Родились новые взрослые, им вручали взрослую одежду.
- В какой одежде ходили раньше?
- Какую одежду вручали?

Рассказ ученицы о русской национальной одежде

Рассматривание иллюстрации

  

  






Работа в тетради
Проследим вечную связь времен и посмотрим, очень ли изменились ценности, к которым стремимся мы и стремились наши предки. Запишите вопрос и ответьте на него: «Какими ценностями должны  обладать ваши будущие спутники (спутницы) жизни?»

Ответы обучающихся

Учитель
Оказывается, как и в древности, девочка – хозяйка в доме, мальчик  -  защитник, добытчик. Главные ценности заложены давно, и они неизменны. Наши предки умели не только работать, но и отдыхать Они водили хороводы, играли в различные подвижные игры, так происходило знакомство ближе.
Хороводная  -  яркая радостная пора  -  пора выбора друг друга. Хоровод был устроен так: девушка-товар, а парень-купец. Поэтому часто активную роль в хороводе исполняла девушка, а парень выбирал.

Исполнение хороводной песни фольклорной группой "Веретенце"

Учитель
Переходим к следующему этапу, который называется «Мужик и баба». Это самый продолжительный этап в жизни человека, самый длинный на круге жизни. Как вы думаете, почему? В чем смысл этого этапа?

Рассматривание иллюстрации

Учитель
Прожить данный  этап было сложнее всего, день шел за днем, месяц за месяцем, год за годом, было  много забот, трудностей, их надо и нужно было пройти вместе, жили в согласии  и понимании друг друга.
Нравственные ценности имели большое значение для детей, так как переносились во взрослую жизнь.
- Какие же это ценности?
Следующий период земного круга – бабушка и дедушка.

Рассматривание иллюстрации

Учитель
Истончилась нить жизни, женщина уже не может быть хозяйкой, так как ей трудно справляться с большим хозяйством. Хозяину трудно работать в поле, поэтому он и перестает быть хозяином. В трудных делах дедушку и бабушку заменяют более молодые члены семьи.
- Что же остается на последнем отрезке жизни человека?
- Чему учат бабушка? Дедушка?
- Дороги ли вам ваши бабушки и дедушки?
- За что вы их любите?
Взаимно раскрываются сердца и  души. Молодые нужны старикам, старики нужны молодым. Это благодарность друг другу. Когда нить жизни прерывается, вечный круг рода продолжает жить в твоих предках, память о тебе переходит в память о твоих предках.
Вот так, ребята, сегодня  мы построили с вами земной круг жизни одного человека, но так как жизнь каждого  человека включалась в жизнь его рода, то и получалось, что человек, пока его род был, пока знали его, выполнял правила рода  -  был вечен.
Подошло время вернуться к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова В.Г. Белинского?
Итог урока.
- Какой этап жизненного круга вам понравился больше всего?
- Какие элементы одежды, обычаев сохранились и дошли до наших дней?
  В старину говорили: «Книги  -  реки, наполняющие Вселенную мудростью». Обратите, ребята, внимание на выставку книг, из которых вы узнаете  много интересного о жизни наших  предков.

Выставление и комментирование оценок

Домашнее задание:
составить кроссворд, нарисовать иллюстрации (по желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час» Влияние литературного творчества на духовное развитие личности

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва
Опубликовано: 3722 дня назад (9 января 2014)
Просмотров: 2371
+1
Голосов: 1
Римма Ахатовна Афанасьева # 15 июля 2016 в 14:54 +1
Учащиеся очень наглядно представили круг жизни наших предков от младенчества до старости, от рождения до смерти. Считаю, что данная встреча цели достигла. Данный урок учит детей сотрудничать, сопереживать, соучаствовать. Эпиграфом урока являются слова известного русского критика В.Г.Белинского: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Рассказ ученицы о русской национальной одежде сопровождается собственными рисунками.Очень хороший момент. Мальчики для девочек приготовили испытание, которое, думаю, девочки выдержали. Урок многому учит ребят, развивает познавательный интерес к истории своего народа, к прошлому нашей страны. Вывод в конце урока надо сделать, опираясь на эпиграф. Для чего же нам надо знать прошлое? Подтвердились ли слова В.Г.Белинского: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее»?
Римма Ахатовна Афанасьева # 15 июля 2016 в 15:15 +1
Елена Александровна, Вы всё-таки возвращаетесь в конце урока к эпиграфу, это здорово! Просто я не увидела его в итоге урока. У каждого ведь своё мнение. Урок замечательный! Можно , опираясь на использованный материал, выйти на исследовательский проект. Удачи Вам в работе! Примите мой Голос!