Конкурсы для педагогов и детей

Развитие духовно-нравственных ценностей школьников

Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.
Автор: Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт , чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость ( «у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» ( «это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания , приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова Нравственное воспитание школьников на примерах русской классической литературы Жизнь и деятельность Филофея Лещинского Нравственное воспитание учащихся в условиях спецшколы-интерната

Похожие статьи:

Классный час. Нравственное воспитание 9-10 класс

Участник №22 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Ёлочная игрушка из лампочки в технике декупаж. Мастер-класс с пошаговыми фото | О работе школы по формированию и развитию детских общественных объединений
Опубликовано: 58 дней назад (31 мая 2017)
Просмотров: 452
Рубрика: статьи
+15
Голосов: 15
Ирина Юрьевна Ручина # 1 июня 2017 в 18:22 +6
Здравствуйте, Надежда Викторовна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Статья из опыта работы у Вас очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Филиппи Надежда # 2 июня 2017 в 08:43 +2
Ирина Юрьевна,очень рада видеть Вас у себя в гостях.Огромное спасибо за комментарий.
Мария Анатольевна Блинова # 2 июня 2017 в 08:10 +3
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.Спасибо вам за вашу работу.Голос.
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:09 0
Спасибо, что зашли ко мне на страничку и оставили позитивный отзыв.
Ирина Евгеньевна Шпилевая # 2 июня 2017 в 11:03 +4
Здравствуйте, Надежда Викторовна! Ваша статья тронула мою душу. Я крайне эмоционально переживаю ситуацию, которая складывается сейчас в отношении наших героев-прадедов и дедов - ветеранов ВОВ. Молодое поколение начинает забывать о своих корнях, о том, что семья и Родина это главная наша ценность, и что жизнь наша легка и уютна, а иногда даже беззаботна лишь благодаря им - нашим героям - ветеранам. Спасибо вам за работу в этом направлении, если хотя бы один ребенок обратит внимание на ценность и моральные принципы, наша работа не прошла даром.
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:07 0
Ирина Евгеньевна, огромное спасибо Вам за искренний, позитивный отзыв. Рада, что эта тема Вам небезразлична.
Оксана Михайловна Жидикина # 2 июня 2017 в 13:16 +3
Здравствуйте, Надежда Викторовна.
С интересом ознакомилась со статьёй из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, т.к. работаю в этом направлении - тема по самообразованию. Спасибо за информацию, беру материал в закладки. Примите голос №3.
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:11 0
Рада, что статья привлекла Ваше внимание и пополнила Вашу копилку.
Елена Александровна Игнатьева # 3 июня 2017 в 15:17 +3
Полностью согласна с автором статьи. Хоть многие сейчас и ругаю современных детей в их безнравственности, невоспитанности, все же многое зависит от нас, важно не опускать руки и продолжать ту работу которую Вы делаете. И результат не заставит долго ждать. Я думаю что не об одном ребенке идет речь, их больше намного больше...
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:12 0
Очень приятно, что среди коллег столько единомышленников. Спасиюо за Ваши отзывы.
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 4 июня 2017 в 10:38 +2
Здравствуйте, Надежда Викторовна!
Спасибо за приглашение. Статья из опыта работы "Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании" очень интересная, актуальная. Мне понравилась.С Вашего позволения возьму в закладки. Творческих успехов и вдохновения. Голос № 5!
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:13 0
Спасибо за голос и оценку моей работы.
Алла Ивановна Ефимова # 4 июня 2017 в 18:58 +1
Прекрасная разработка.
Голос.
Филиппи Надежда # 7 июня 2017 в 12:14 0
Спасибо за отзыв.
Ирина Николаевна Ступченко # 8 июня 2017 в 15:33 0
Только опытный и настоящий педагого может представить подобную работу. Это Ваш труд и гордость. Такие традиционные мероприятия и встречи не только способствуют сплочению коллектива, но и развивают душевное тепло, доброту, толерантность и огромное уважение к людям. Спасибо огромное за Вашу публикацию и за то, что делитесь с нами подобным опытом. Примите голос!
Филиппи Надежда # 14 июня 2017 в 07:02 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Огромное спасибо за позитивный отзыв и оценку нашей раюоты.
Ольга Константиновна Макарова # 8 июня 2017 в 18:13 0
Ваша статья очень понравилась: актуально, интересно+1! Спасибо за Вашу работу и приглашение, удачи!
Лариса Владимировна Валитова # 12 июня 2017 в 14:52 0
Здравствуйте Надежда. В этой статье упор дан, как мне кажется, на взаимоотношения взрослых и детей. Именно этого нам иногда и не хватает. Но проблему надо всегда решать, хоть условия и изменяются. Спасибо. Голос.
Филиппи Надежда # 14 июня 2017 в 07:03 0
Лариса Владимировна, спасибо, что нашли время для знакомства с нашим опытом работы.
Валентина Николаевна Разумова # 14 июня 2017 в 19:49 0
Надежда Викторовна, спасибо, что поделились своим опытом работы. Желаю удачи в воспитании подрастающего поколения.
Наталия Владимировна Пуханова # 23 июня 2017 в 22:49 0
Здравствуйте, Надежда Викторовна! Спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась со статьёй из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Очень интересная, актуальная. Примите голос.
Светлана Алексеевна Боброва # 26 июля 2017 в 08:19 0
Здравствуйте, Надежда Викторовна! С большим интересом прочитала Вашу статью. Особенно хочется отметить высокую степень включённости в работу школьного музея учащихся и педагогического коллектива вашей школы. Вы просто молодцы! Спасибо, что поделились опытом. Дальнейших Вам успехов! Голосую "ЗА".