Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе. Формирование элементарных представлений детей о космосе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о космосе
Тема. «Формирование элементарных представлений детей о космосе»
Цель: создание условий для формирования элементарных представлений детей о космосе.
Задачи:
• познакомить с государственным праздником Днем космонавтики, с первым русским космонавтом Юрием Гагариным;
• расширять представление о космосе, планетах Солнечной системы;
• воспитывать гордость за свою страну.
Предварительная работа
• Разучивание стихов о космосе и космонавтах, разгадывание загадок по тематике «Космос», чтение художественной литературы:
-адыгейская народная сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»;
-легенда «Жил на свете звездочет»;
-В.Медведев «Звездолет Брунька»;
-Мифы Древней Греции. «Дедал и Икар».
• Дидактические игры:
«Сказочный инопланетянин», «Космическая станция», «Планеты, стройся», «Се-мейка слов», «Назови лишнее».
• Дидактическое панно «Планеты Солнечной системы».
Материал.
Мягкая игрушка Лунтик, декоративное яйцо, состоящее из двух половинок, в него помещается Лунтик, рисованный на бумаге человек, для него - рисованная одежда космонавта, мягкий строительный модуль, тоннель из ткани для пролезания через него, ковер для посадочных мест в ракете, мяч.
Оборудование.
Проектор, ноутбук, презентация Power Point;
магнитофон, музыка «Инопланетяне».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Организационный момент.
До прихода гостей воспитатель организует с детьми игры с мячом «Семейка слов», «Назови лишнее».
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, поздоровайтесь с ними (Дети здороваются.)
Психологический настрой.
Воспитатель:
-Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Дорогие ребятишки!
Вы убрали на место игрушки и книжки?
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
(Воспитатель на магнитофоне включает музыку «Инопланетяне»).
Воспитатель: Действительно, день сегодня прекрасный и не совсем обыч-ный. Ой, ребята, что это за звук? По-моему кто-то приземлился к нам. Давайте вместе поищем гостя.
(Воспитатель с детьми идут по группе, осматривая ее, проходят в приемную и обнаруживают необычное яйцо. Воспитатель берет его в руки, показывает де-тям, проходит с детьми в группу и ведет детей на ковер, предлагает открыть яйцо и посмотреть, что там внутри. Беседа проходит на ковре).
Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, кто это? Действительно, Лунтик. Как же он сюда по-пал? Как вы думаете, где он живет? (Лунтик живет на Луне)
Воспитатель: - Ребята, оказывается, Лунтик смотрел очень много книжек о космосе и ему захотелось стать космонавтом, полететь в космос, самому увидеть загадочные звезды и планеты. Лунтик увидел большую космическую капсулу, сел в нее и -…полетел. Оказалось, эта не космическая капсула, а чудо - яйцо, и вовсе не полетел он, а просто – упал!
-Ребята, о чем хотел узнать Лунтик? Кем он хотел стать? Лунтик не знает, что космонавт – есть такая профессия и что для полета в космос необходим космический корабль. Как же быть? А мы можем помочь Лунтику? Нужно рассказать ему о том, что такое космос и кто такой космонавт? Давайте пройдем на стульчики и расскажем обо всем Лунтику.
(Садятся на стульчики)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами много читали о космосе и космонавтах. А вы запомнили, что такое космос? Давайте вместе вспомним, что же это такое?
(ответы детей) Космос – огромное пространство без конца и без края, в нем движутся звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеориты.
Воспитатель:
-На какой планете мы живем? (Земля)
- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)
-Нравится вам наша планета?
-Давайте Лунтику расскажем, что на нашей планете есть?
(На Земле много лесов, рек, морей, есть океаны, горы, живут разные животные и птицы, построены города, большие и маленькие, растут красивые цветы.)
Воспитатель: - Ребята, кто же такие космонавты? (Люди, которые работают в космосе)
Воспитатель: - Ребята, скажите, как звали первого космонавта? Правильно, молодцы. Посмотри, Лунтик. Это Ю.А. Гагарин. (Слайд. Портрет Ю.А.Гагарина) Много лет назад, в месяце апреле, он облетел землю на космическом корабле, и этот апрельский день стал главным днем в нашей стране.
- Ребята, когда наша страна отмечает День космонавтики (12 апреля). Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Быть здоровым, не лениться,
В школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день
Нужно делать.
Воспитатель: - Ребята, для чего космонавту необходимы занятия спортом? (чтобы не заболеть в космосе, чтобы работать в невесомости, нужны постоянные тренировки).
-А какую, ребята, работу выполняют космонавты в космосе? (ставят опыты, испытывают космическую технику)
Воспитатель:
- Видишь, Лунтик, работа в космосе – это большая нагрузка, космонавтам необходимы сила, выносливость, а слабым не по плечу звездные дороги.
Воспитатель: - Давайте сейчас посмотрим, как наши космонавты в космических кораблях уходят в космос!
(Видео: «Старт и подготовка к старту космического корабля с космодрома «Байконур»).
После просмотра видео-ролика идет обсуждение.
Воспитатель: - Ребята, какая ракета? (Большая) Как она взлетела? (Быстро, высоко)
-А что вы услышали в момент взлета ракеты? (шум, гул) Это начал работать двигатель ракеты. Он очень мощный, поэтому издает очень громкий гул. Что вырывается из сопла ракеты, когда она, набирая скорость, поднимается ввысь? (Огонь, дым). Это топливо ракеты, при запуске двигателя оно превращается в газ и вырывается назад пламенем.
-Ребята, как вы думаете, космонавтам страшно отправляться в космос? (ответы детей) Почему? (смелые) Наверное, они волнуются. И, несмотря на то, что мы восхищаемся космонавтами, работа у них все же опасная, ответственная. Люди нашей страны гордятся космонавтами, потому что путь к звездам первыми открыли наши космонавты, потому что он первыми стали работать в космосе.
- Ребята, какая одежда нужна для полета в космос?
-Правильно, космонавту для полета в космос нужна специальная одежда. Как она называется? (Скафандр)
-Давайте покажем Лунтику, как выглядит скафандр. Кто хочет надеть на будущего космонавта скафандр? (Выходит ребенок, надевает на нарисованного человека скафандр)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, скафандр – это единый, цельный костюм космонавта, он плотно прилегает к телу и надежно защищает в космосе. Вот так выглядят космонавты перед отправлением в космос.
-Для чего космонавту скафандр? (Скафандр сохраняет тепло, как термос, в нем температура, как в комнате, и дышится легко. В скафандре есть радиосвязь, по которой можно разговаривать со своими товарищами, оставшимися на станции, в гидрошлем подается кислород, потому что в космическом пространстве нет воздуха. Если Солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то в гидрошлеме можно опустить шторки. На ногах у космонавта тяжелые ботинки, потому что в космосе нет земного притяжения).
- Как называется такое состояние в космосе? (состояние невесомости).
-Ребята, вы хотите на ракете отправиться в космос?
Давайте вместе построим ракету и отправимся в космос, чтобы познакомить Лунтика с планетами Солнечной системы. (Дети вместе с воспитателем строят ракету из мягких модулей)
Воспитатель: - Замечательно! Наша ракета готова! Молодцы! И даже Лунтик старался вместе с вами. И я скажу вам, что для таких старательных, трудолюбивых ребят открыт любой космический маршрут.
Воспитатель: - Космонавты готовы к полету! В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают)
- Занимаем места в ракете. (Дети садятся на ковер на колени за ракетой вместе с воспитателем)
- Пристегнуть ремни! Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1… Поехали!
- Наша ракета в открытом космосе! Ребята, посмотрите в иллюминатор. Что такое иллюминатор? (круглое или прямоугольное плотно закрытое окошко) Хоть малы окошки, видно все, как на ладошке. Какая здесь удивительная красота: перед нашими глазами проплывают звезды. (Слайд)
-Сколько звезд на небе? (Очень много) В космосе их гораздо больше, чем мы видим с Земли. Здесь они ярче и не мигают.
- А вот показалось Солнце и все планеты Солнечной системы. Ребята, сколько планет живет в нашей Солнечной системе? (Девять)
-Вы помните, как они называются? Давайте посмотрим каждую планету. (Слайд)
Первая планета серого цвета - Меркурий. (Слайд)
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
Вторая от Солнца планета называется (Венера), серебристая — «кислая» планета, ее газы содержат серную кислоту. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки. (Слайд)
А это наша планета, как она называется? (Земля) (Слайд) Она третья в Солнечной системе. Есть жизнь на планете Земля? Кто на ней живет? (На ней живем мы). Что же есть на ней, необходимое для жизни? (На ней есть воздух и вода, по-этому на Земле есть жизнь). Какого цвета Земля? (голубая) Земля имеет свой спутник — Луну.
Четвертая планета называется (Марс), красный, — его поверхность покрывает красный песок. (Слайд)
Чем Марс похож на Землю? (Похож на Землю тем, что имеет четыре времени года). Но на Марсе нет жизни.
Дальше и дальше летим мы от Солнца.
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер, пятая планета, — коричнево-оранжевая, самая большая планета Солнечной системе. Ее называют (планета-гигант). Еще про него говорят – «царь планет». (Слайд)
Как называется шестая, самая приметная планета Солнечной системы? (Сатурн) (Слайд)
Чем оранжево-желтый Сатурн не похож на другие планеты Солнечной системы? (У Сатурна есть кольца.) Правильно,
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда. (Слайд)
На Сатурне «…нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. И кромешная тьма!»
Седьмая планета - Уран — зеленовато-голубой, единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Как называют Уран по-другому? (Называют «лежачая планета»). Уран расположен далеко от Солнца, поэтому на нем (холодно). (Слайд)
Восьмая планета - Нептун — синяя планета, ледяная планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры. (Слайд)
Девятая - светло-коричневая, самая маленькая планета в Солнечной системе (Плутон). По-другому ее называют (карликовая планета). Она находится совсем далеко от Солнца, поэтому на ней (очень холодно). (Слайд)
Планеты Уран, Нептун и Плутон – называют холодными мирами: на них вечная зима и ночь, нет атмосферы и нет жизни.
-Лунтик, ты теперь запомнил, что в этом космосе холодном только единственная планета, на которой есть жизнь, это наша (Земля).
-Ребята, а почему планеты не сталкиваются друг с другом? ( Каждая планета бежит по своей дорожке, дорожки эти не пересекаются, поэтому планеты никогда не сталкиваются), Правильно, а большое Солнце притягивает их к себе, поэтому планеты не разлетаются в космосе.
-Ой, что это? (Метеоритный дождь). (Слайд) На что он похож? (На праздничный салют).
- Ребята, вам нравится в космосе? Чем? (красиво, необычно, интересно). А каким цветом раскрашен космос? (Он разноцветный, красочный). Ребята, как бы красиво, интересно ни было в космосе, возвращение домой после путешествий всегда приятно. Заканчивается наш космический полет, ракета снижает высоту и скорость. А вот и наша планета Земля! (Слайд) Держитесь крепче, приземляемся!
-Выход из ракеты через космический тоннель. (Дети проползают через обручи, соединенные между собой тканью в виде тоннеля).
Воспитатель: - Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
-Ребята, после полета космонавтам нужен отдых, снимите воображаемые скафандры и проходите на стульчики. (Проходят на стульчики, садятся)
Рефлексия.
Воспитатель: - Вот и совершили мы с вами чудо – путешествие. О чем мы рассказали Лунтику? ( О космосе, космонавтах, о том, что совершать космические полеты – труд нелегкий) Ребята, кто запомнил имя первого космонавта? Лунтик, а какие планеты есть в нашей Солнечной системе, ты запомнил? А ребята? А чтобы мы не забыли красоту планет, их можно нарисовать. И ты, Лунтик, оставайся с ребятами, мы тебе расскажем еще много интересного. Проходите, ребята, за столы, возьмите бумагу и цветные карандаши, нарисуйте понравившуюся вам планету. (Дети берут бумагу, цветные карандаши, идут за столы для художественного творчества)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект проведения образовательной деятельности в средней группе на тему «Ах,если бы я был космонав Как познакомить детей дошкольного возраста с космосом? Конспект НОД в старшей группе детского сада ко Дню космонавтики Макет на тему: Космос для детского сада своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

День космонавтики. Стихи

Кроссворд по теме Космос

Сценарий ко Дню космонавтики в детском саду

Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос

Поделки ко Дню космонавтики в старшей, подготовительной группе детского сада

Участник №173 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Конспект НОД в старшей группе на тему: Здравствуй, Зима
Опубликовано: 241 день назад (13 апреля 2016)
Просмотров: 332
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Михайловна Корень # 15 апреля 2016 в 07:32 0
Содержательное занятие. И видно что в процессе участвуют не только воспитатель, но и дети. Чувствуется, что каждый вопрос предполагает развернутый ответ ребеннка, а не односложный - Да, Нет.
Все это способствует развитию речи, упорядочиванию имеющихся и полученных знаний о космосе, космонавтах, солнечной системе,а еще, на мой взгляд, пробуждают интерес ребенка для самотоятельной работы и изучения данного вопроса.
Спасибо Вам Голосую!
Галина Александровна Ланская # 15 мая 2016 в 15:43 0
Татьяна Михайловна, благодарна Вам за развернутый комментарий. Действительно, так и было: дети вели меня за собой, я всего лишь направляла их.