Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе на тему: Здравствуй, Зима

Тема. «Здравствуй, матушка-зима».
Цель: создание условий для закрепления представлений детей старшего дошкольного возраста о зиме как о времени года.
Задачи:
• расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;
• формировать познавательный интерес к миру природы через экспериментальную деятельность, постановку проблемной ситуации;
• развивать умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа
• Разучивание стихов и народных примет о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
• Дидактические игры:
«Бывает - не бывает», «Когда это бывает?», «Это правда или нет?», «Какое время года?»
Создание ситуации интриги.
Утром в группу воспитатель вносит «волшебный» сундучок, ставит на видное место, чтобы дети его могли заметить. Воспитатель не разрешает детям сундучок открывать, не разрешает заглядывать в него, потому что сундучок чужой, а чужое трогать нельзя. В течение утреннего отрезка времени кто бы ни входил в группу воспитатель и дети задают входящим вопрос: «Это ваш сундучок?» Интрига сохраняется до начала НОД. И только, когда начнется непосредственно образовательная деятельность, ребята узнают, кто хозяин сундучка.
Материал.
«Волшебный» сундучок, обезьянка Чита, ведерко со снегом, тарелочки для эксперимента со снегом, салфетки для рук, снежинки, силуэты картинок зимующих птиц на нитке, карточки с содержанием народных примет, загадки, формочки для замораживания льда, пластиковые бутылки под воду, цветная гуашь, костюм матушки-зимы.
Ход НОД
Организационный момент. Воспитатель организует совместную игровую деятельность в дидактические игры «Бывает – не бывает», «Что сначала, что потом» до прихода гостей.
Психологический настрой.
Воспитатель.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, я думаю, что нам удастся найти хозяина сундучка. Давайте спросим о нем у наших гостей.
Дети входят в группу, здороваются, спрашивают о сундучке.
Основная часть.
Воспитатель: - Снова не нашли хозяина. Ну, ничего. Давайте еще раз рассмотрим находку (подходят к сундучку, рассматривают). Ребята, посмотрите, сундучок украшен снежинками. Как вы думаете, чей же он? А какое сейчас время года? Может быть, сама зима его потеряла?
Приходит в шубке белой
Красавица-зима,
Ступает королевой,
На шапке – бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд,
Платком она помашет -
Снежинки полетят.
Воспитатель: - Ребята, кажется, к нам еще кто-то пришел. Присядьте на стульчики и посидите тихонько, а я посмотрю (дети садятся на стульчики, дальше обсуждение проходит в форме «круглого стола»).
(Воспитатель выходит из группы, возвращается в накидке зимы).
Матушка-зима:
Здравствуйте, ребятки.
Всё у вас в порядке?
Угадайте-ка кто я?
Правильно. Я Матушка – зима, слышала, сейчас мое время года. Пролетая над вашим городом, украшая его серебром,
Сундучок я потеряла,
В нем «секреты» собирала.
Серебристый, небольшой,
Может, видели такой?
Без него мои чудеса никак не происходят. Вы его не видели? Да, это он. Я так рада, что он нашелся. Спасибо, ребята, что сохранили сундучок.
Сегодня пришла я к вам не одна. Со мной обезьянка Чита, символ Нового года. Прилетела Чита к нам из жарких стран, чтобы остаться здесь на весь год.
Но сколько ни кутаю я Читу в свой плащ, она мерзнет все больше. Почему – не пойму. Как вы думаете? (Она жительница жаркого климата, ей нужно одеться теплее).
Правильно, потому что сейчас зима, очень холодно на улице.
Ребята, а Чита ничего о зиме не знает, что же делать? Вот, милая Чита, ребята тебе все о зиме и расскажут. И ты с удовольствием проведешь зиму вместе с ними. А поможет вам мой волшебный сундучок.
Матушка-Зима:
Загадаю вам загадку,
На нее я жду разгадку.
1 секрет.
Эксперимент со снегом.

Загадка.
На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)
Правильно, ребята. А как вы думаете, что такое снег? (Снег- это замерзшие кристаллики воды)
Какой он? (Белый, серебристый, холодный).
Зачем он нужен? (Он укрывает землю от мороза, чтобы не вымерзли корни растений).
Что мы делаем со снегом зимой? (Мы делаем из него снежные горки, различные постройки для игр, украшаем снежными фигурками участок).
Почему на улице он не тает? (Потому что на улице холодно, а на холоде снег не тает).
Давайте посмотрим, что нам сундучок приготовил.
Время ключик повернуть,
И вовнутрь заглянуть.
(Достаю из сундучка ведерко со снегом)
Что это в ведерке? (Правильно, дети). Чита, смотри, это снег. Не бывает у нас зимы без снега. Давайте посмотрим снег и Чите дадим потрогать.
Какой снег по цвету? (белый).
Скажите, какой он на ощупь? (холодный, колючий).
Как вы думаете, из чего состоит снег? (Снег состоит из снежинок, очень маленьких, а колючий, потому что лучики у него колкие, острые).
Что в тепле станет со снегом? (Растает).
Ребята, а Чита не верит, что снег в тепле тает. Что делать? (Нужно показать ей). Правильно. Ребята, я предлагаю вам подойти со мной к столикам. (Подходят, встают у столиков) Давайте разложим снег в тарелочки и оставим на время,а потом посмотрим, что с ним произойдет. Берите из ведерка ручками снег, кладите в тарелочки (дети раскладывают снег в тарелочки). Вот молодцы! Пусть снег полежит, мы его на время оставим. Ух, холодный, даже пальчики замерзли!
Давайте вытрем ручки о салфетки и погреем пальчики (отходят от стола и встают в круг).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы во двор пошли гулять («гуляют» пальчиками в воздухе)
Бабу снежную лепили («лепят» снежок),
Птичек крошками кормили («сыплют крошки»),
С горки весело катались (скользят ладонями по коленям),
А еще в снегу валялись (переворачивают ладони).
А потом домой пришли (пальчики «идут»),
Съели суп («хлебают ложкой»)
И спать легли (кладут сложенные ладони под щеку).
(Трогаю пальчики детей). Совсем горячие ручки стали! Не заморозила я вас. Что же еще интересного в сундучке припрятано, вам узнать хочется? Тогда идите со мной. (Идут, садятся на стульчики)
Матушка-зима:
-Ребята, из чего же снег состоит? (Из мелких снежинок) Правильно, из снежинок.
Я — царица холодов.
Из моих из рукавов
Я снежинки выпускаю,
Землю снегом покрываю.
Ребята, как вы думаете, снежинки одинаковые или разные? (Разные).
А что же нам сундучок покажет? Давайте посмотрим!
Секрет 2.
(Педагог достает конверты со снежинками, раздает детям).
Что это такое с ними? (рассыпались). Почему? (Наверное, сломались). Знаете, почему?
Когда трескучий Мороз сердито стукнет своим волшебным посохом по земле, снежинки становятся хрупкими: «Хруп – хруп!» - слышится под ногами. Это мнутся и ломаются лучики снежинок. (Показываю лучики)Так хотелось показать Чите снежинки. Что же теперь с ними делать? (Сложить можно)
Правильно, давайте попробуем украсить снежинками нашу поляну. (дети проходят на ковер, собирают снежинки). Вы сейчас сложите снежинки из частей, и мы увидим, насколько они разные и красивые.
(После того, как дети соберут снежинки, проводим рассматривание их).
Посмотрите на снежинки и скажите: одинаковые они по форме? (разные)
Посмотри, Чита, две абсолютно одинаковые снежинки найти невозможно. Одни снежинки похожи на звездочки, другие – на ледяные иголки.
Когда их много падает с неба, то говорят, что идет (снегопад).
И вы, мои снежинки,
Белоснежные пушинки,
Всех вас вместе собрала,
И с собою увела.
(Дети садятся на стулья).
Матушка-зима:
- Ребята, а что за шум слышится из сундучка? Давайте послушаем. Слышите? (Прислушиваются)
Секрет 3.
Посмотрим, кто же тут? (педагог достает из сундука маленьких птиц)
Ребята, так это помощники мои расшумелись. Это не просто птицы, это, ребята, птицы – вестники зимы. Каждая птичка хочет рассказать о том, что зимой бывает. А вы ее послушайте и помогите (педагог раздает по одной птичке ребенку). Ребята, пусть каждый из вас скажет, какие изменения зимой происходят. После этого птичку поместите на ветку дерева. (Начинает педагог). Я начну, а вы послушайте:
Матушка-зима:
- Моя птичка говорит, что зимой реки замерзают и покрываются льдом…
(Дети по очереди продолжают называть признаки зимы, размещают птичку на дереве и садятся на стульчик)
Смотрите, дети, Чита, каким красивым стало дерево, оно словно ожило. Да и птичкам на воле веселее, чем в моем тесном сундучке.
Милая Чита, а еще наши ребята очень наблюдательны и знают приметы зимы. Они тебе сейчас их расскажут и скажут, какой секрет я спрятала в приметах. (По приметам можно узнать, какая погода будет).
•Снежный буран предвещает мороз ночью.
•Если ночью иней - днем снега не выпадет.
•Лед сильно трещит - будет мороз.
•Снежные хлопья крупные - будет оттепель.
•Кольцо вокруг солнца - к ненастью.
•Сильно блестят зимою звезды - к морозу.
•Воробьи дружно чирикают - к теплу.
•Кошка на печи - к стуже; кошка на полу - к теплу.
•Снегирь под окном зимой чирикает - к оттепели.
Матушка-зима:
-Молодцы, не ошиблась я в вас. Все Чите рассказали о моем времени года, о зиме. Теперь я могу смело оставить с вами Читу, знаю, вы о ней сможете позаботиться.
- Ребята, я думаю, что пришло время Чите показать, что же случилось со снегом. Кто хочет посмотреть?
(идет рассматривание, краткое обсуждение, почему снег растаял).
Ребята, что в тарелочках у вас? (вода).
А что в тарелочки вы клали? (снег).
Почему же вместо снега теперь в тарелочках оказалась вода? (снег в тепле растаял).
А где снег не тает? (на морозе).
Видишь, Чита, как правы были ребята, когда говорили тебе, что снег в тепле растает. Ты верь им, Чита, и во всем слушайся, ребята тебе еще расскажут о том, как можно весело играть со снегом.
Ох, ребята, жарко мне у вас. Вы садитесь на стульчики, я выйду подышать свежим воздухом.
(Матушка-зима уходит, возвращается воспитатель без накидки).
Заключительная часть.
Воспитатель:
-Ребята, я сейчас матушку-зиму встретила. Она у вас в гостях была? А зачем приходила матушка-зима? (Сундучок искала, Читу принесла)
А вы узнали, что в сундучке было? Зачем вы выполняли задания из волшебного сундучка? Какое задание было самое интересное?
Я так рада за вас: вы очень старательные и добрые - Чите рассказали про нашу снежную зиму, и я уверена в том, что ей с вами не будет скучно. Ребята, матушка – зима на прощание передала для вас вот эти формочки для ледяных фигурок и бутылочки под воду. Если мы сделаем цветную воду, зальем в формочки и заморозим, то получатся цветные льдинки, ими можно украсить наш участок. Но сначала нужно навести порядок в группе. Кто мне поможет?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по речевому развитию с элементами познавательно-исследовательской деятельности в старше Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе. Как зимуют дикие звери в лесу Конспект НОД на тему: Зима в старшей группе Конспект ООД для детей старшей группы: Зимующие птицы
Участник №158 творческого конкурса для детей и педагогов «Зимнее ассорти 2016» с 1 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года
Конспект НОД в старшей группе на тему «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» | Конспект НОД в старшей группе. Формирование элементарных представлений детей о космосе
Опубликовано: 295 дней назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 476
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Анна Павловна Беленькова # 13 февраля 2016 в 21:13 0
Молодцы!!!Голос!Очень понравилось...
Галина Александровна Ланская # 13 февраля 2016 в 22:29 0
Спасибо, Анна Павловна!
Анна Александровна Кравчик # 14 февраля 2016 в 12:03 0
Интересное и позновательное занятие.Все чётко подобранно по теме.