Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие для школьников 1-4 класса с презентацией. Растительный и животный мир Удмуртской Республики

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему "Растительный и животный мир Удмуртской Республики"
Автор: Ларина Г.А.
Описание материала: Разработка посвящена теме «Растительный и животный мир Удмуртской Республики» Выбор темы обоснован наблюдениями за безответственным поведением человека на природе. Для реализации названных задач было разработано мероприятие, в котором в занимательной и увлекательной форме путешествия учащимся 1 – 4 классов даны были знания о животных, о лекарственных растениях нашего края, о растениях Камбарского района, включенных в Красную книгу Удмуртии. Данный материал будет полезен на уроках по краеведению, окружающему миру, а также во внеурочной деятельности учителями и классными руководителями начальных классов.
Тема:«Растительный и животный мир Удмуртской Республики»
Цель: Вызвать интерес к изучению растений и животных своего края; формировать потребность в бережном отношении к родной природе.
Задачи:
• Расширить знания о животных и растениях нашей республики;
• Познакомить и углубить знания о лекарственных растениях, а также о растениях Камбарского района, занесённых в Красную книгу;
• Развивать коммуникативные навыки и умения, оценивать собственные ответы и ответы товарищей.
Оборудование:
• Красная Книга Удмуртии, маршрутные листы для каждой команды, книги для выставки, гербарий лекарственных растений, карточки-описания этих растений;
• Медиа-проектор, презентация урока;
• Материал для продуктивной деятельности: альбомные листы, карандаши.
Предварительная работа:
• Ознакомление с правилами поведения на природе;
• Чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций;
• Заучивание загадок, стихотворений, пословиц о растениях и животных.
Ход:
1.Организационный момент (Психологический настрой, 2 мин)
Звучит музыка, дети входят в класс.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Дорогие ребята! Наше мероприятие я хочу начать с таких замечательных слов:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, широкие степи и безграничные пустыни! Как удивительны и уникальны растения и животные, населяющие нашу планету!
Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Как это бережно? Какие правила поведения в природе вы знаете? Наше мероприятие, тема которого «Растительный и животный мир Республики Удмуртия», мы посвятим природе, её обитателям (Слайд 1. На экран проецируется название презентации). Давайте сформулируем цель – расширить знания о растениях и животных нашего края.
На какие вопросы мы можем найти ответы? (Какие животные обитают в нашем крае? Какие растения встречаются в природе? Где их можно найти? Как их нужно охранять?)

2. Постановка цели и задач (1 мин)
Таким образом, на уроке мы
1) расширим знания о животных и растениях нашей республики;
2) узнаем о лекарственных растениях, а также о растениях Камбарского района, занесённых в Красную книгу;
3) научимся бережно относиться к природе родного края (Слайд 2. На экран проецируются задачи).
Сегодня нас ждет необычное путешествие в мир живого и зеленого. В ходе этого путешествия мы постараемся ответить на наши вопросы. Путешествовать будем группами. Каждой группе выдается маршрутный лист, где указаны названия станций, и каждая группа после выполнения заданий на этих станциях будет оценивать свою работу по алгоритму. В конце нашего путешествия мы узнаем, кто самый лучший знаток природы.
Алгоритм оценивания.
1. Какое задание было?
2. Какой получили результат?
3. Полностью правильно выполнили или с ошибкой?
4. Справились сами или с небольшой помощью учителя?
5. Какие баллы выставляете себе? (1 балл, 2 балла, 3 балла)
- Ребята, посмотрите, какие ждут нас станции:
1 станция - «Загадкино»;
2 станция - «Угадай-ка»;
3 станция - «Кроссвордная»;
4 станция - «Красная»;
5 станция - «Шифровальная».
Удачи и успеха вам. Вперед! Отправимся в путь. На чем будем добираться до первой станции? – отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (Поезд).

3. Актуализация знаний (Станция «Загадкино», 3 мин)
Все встаем и изображаем поезд. Мимо проносятся старая школа, склад, дома нашего села, гараж, ферма. Вот добрались до первой станции «Загадкино» (Слайд 3. На экран проецируется название станции).
Что же нас ждет на этой станции? Вот вам первая загадка:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой.
Катеньку - малинкой,
Васю – хворостинкой! ( Лес)
Вспомним названия растений, произрастающих в наших лесах, и правила поведения человека в природе.
Наша республика расположена в лесной зоне. Леса покрывают до 40% территории республики и являются одним из главных её богатств.
Что нам дает лес? (чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительный материал для людей). Берегите леса – это легкие нашей планеты, планета ими дышит. Я думаю, что вы знаете, как себя вести в лесу? (Повторяем правила поведения в лесу).
Какие растения растут в лесу? (Ответы учащихся).
В лесу много деревьев, кустарников, трав. Я предлагаю вам отгадать загадки о деревьях нашего леса. (Загадки и вопросы задаются поочередно командам и выставляются баллы).
1. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осинка) (Слайд 4. На экран проецируется фото осины).
2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту,
Если я не на опушке.
Ветви – только на макушке. (Сосна) (Слайд 5. На экран проецируется фото сосны).
3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб) (Слайд 6. На экран проецируется фото дуба).
4.Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница) (Слайд 7. На экран проецируется фото лиственницы).
5. Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой. (Береза) (Слайд 8. На экран проецируется фото березы).
6. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа) (Слайд 9. На экран проецируется фото липы).
7. Её всегда найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) (Слайд 10. На экран проецируется фото ели).
8. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина) (Слайд 11. На экран проецируется фото рябины).

4. Новая тема (30 мин)
Молодцы (Слайд 12. На экран проецируется слово "молодцы"), знаете деревья нашего леса. Наши представления о них мы сегодня пополним. Можете ли вы узнать их? Например, по веткам.
У меня на столе лежат веточки. Внимательно приглядитесь к ним. Они от самых высоких растений нашего леса. От каких? Конечно, от деревьев. Я их называю лесными великанами. Хотя у каждого из них есть свое название. Ваша задача – узнать «великана». Вот вам веточки деревьев и этикетки с их названиями. Вы должны найти соответствия.
Дополнительный материал для любознательных:
1. В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (В еловых и пихтовых: они очень темные даже днем).
2. В каких лесах строят туберкулезные санатории? Почему?
(В сосновых: фитонциды сосны убивают туберкулезную палочку). Такой санаторий был в Камбарском районе в п. Кама, но в настоящее время он закрыт.
3. Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека? (Ель - из-за новогодней традиции).
4. Из древесины какого дерева дома наиболее долговечные? (Из лиственницы).
5. У какого дерева хвоя держится на веточках до десяти лет? (У пихты).
6. Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара? (Береза: она светолюбива).
7. Какое дерево известно своей неприхотливостью к условиям произрастания? (Сосна).
8. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины).
Молодцы! На станции «Загадкино» вы ответили на все вопросы, пополнили свои знания о растительном мире наших лесов. Теперь нам нужно добраться до другой станции.

5.Физкультминутка
Но сначала проведем физкультминутку:
По родному краю
Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками.)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы.)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

6. Станция «Угадай-ка». (Игра «Деревья, кустарники, травы», 8 мин)
Так незаметно добрались мы до другой станции (Слайд 13. На экран проецируется название станции). Здесь мы устроим привал. На привале я хочу с вами поиграть в игру «Деревья, кустарники, травы».
Условие игры: Я буду называть деревья, кустарники, травы. Если услышите название дерева, вставайте, руки поднимайте вверх; если назову кустарник, руки опускайте, если услышите название трав, приседайте.
Итак: береза, малина, клевер, сосна, смородина, колокольчик, липа, мятлик, пихта, сирень, осина. Молодцы! Вы знаете деревья, кустарники, травы, т. к. мы живем в краю с богатой природой. И мы каждый день наблюдаем её.
Ребята, на этой станции нас ждет сюрприз – большой черный ящик. (В ящике лежат гербарии лекарственных растений). А что в нем лежит? (Заглядываю) Подскажу. О чем мы сегодня говорим? (О растениях и животных нашего края).
Правильно. Наш край богат и лекарственными растениями. По описанию вам нужно узнать их. (Каждая команда получает карточку с описанием растения. По нему ребята дают ему название, и учитель вынимает это растение из ящичка.)
О каком растении говорится? (Дети читают материал и называют растение).
1. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И, наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит» (Ромашка). (Слайд 14. На экран проецируется фото ромашки).
-Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.
2. Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам. (Подорожник). (Слайд 15. На экран проецируется фото подорожника).
- Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выкатилась телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
3. Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких, воспалительные процессы. Эту траву называют травой от 99 болезней. (Зверобой) (Слайд 16. На экран проецируется фото зверобоя).
- Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой это растение. А небольшой пучок этого растения, прикрепленный к двери или спрятанный на пороге, непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.
4. Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком этого растения ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает оно с прилётом птиц.
Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно: оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности. (Чистотел). (Слайд 17. На экран проецируется фото чистотела).
5. Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дороги. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют… (Лопух) (Слайд 18. На экран проецируется фото лопуха).
Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяются и корни, и листья этого растения. Заболела голова - приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.
Как можно назвать все эти растения? (Лекарственные) (Слайд 19. На экран проецируется слова "лекарственные растения").
Посмотрите на слайд (изображение всех названных лекарственных растений).
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья, у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
Ребята! Вы сегодня пополнили свои знания о лечебных растениях. Все они растут у нас, возможно, вы даже собирали их со своими родителями.
-Ой, кто это стучится к нам? ( В класс заходит лесной доктор – учитель ОБЖ)
-Здравствуйте, ребята! Я – лесной доктор, услышала ваш разговор о лекарственных растениях и решила заглянуть к вам, т.к. я лечу людей травами и не даю горьких лекарств. Часто в путешествиях по родному краю с вами случаются непредвиденные ситуации или вдруг болезнь какая приключится с вами в пути. Что тогда делать? Тогда прихожу на помощь я. Вот и сейчас буду вам помогать.
(Предлагает выбрать карточку с названием какой-либо болезни). Приступайте к лечению вашего заболевания:
1. Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение… (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).
2. Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натерли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение… и забинтовать ноги. ( Подорожник, мох).
3. С утра было солнечно, я отправился путешествовать в легкой одежде. Вдруг пошел холодный проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру у меня поднялась высокая температура. Мне помог чай… (Из малины, липового цвета, зверобоя).
4. Шагая по тропе, я увидел непогашенный костер. Я поторопился сбить огонь и ожег руку. Хорошо, что мне попался… Это настоящий лесной пластырь. (Гриб-дождевик, измельченная хвоя сосны).
5. Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай…(Из валерианы, пустырника).
6. Переходя болотистое место, я сошел с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар… (Из валерианы, плодов шиповника).
7. Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил… , боль стала стихать. (Подорожник).
8. Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студеной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла…(Мать – мачеха, подорожник.)
Теперь вы знаете, как помочь себе и другим в путешествиях в непредвиденных ситуациях. За вас я буду спокойна!
Учитель:
О природе Удмуртии, животных, деревьях, птицах, растениях написано много книг, стихов. (Выставка книг). Писатель Виктор Туганаев написал книгу « Коля знает 50 растений, а ты?». Это рассказ о мальчике, который любит природу, никогда не обижает животных. Я предлагаю вам отправиться в гости к животным. На следующую станцию мы полетим на ковре – самолете. Представим, что мы пролетаем луга, поля, воздух чист и наполнен ароматом цветов. Подышим этим ароматом. (Звучит музыка, слышен шум моря).

7. Упражнения для дыхания
1. « Холодный ветер».
Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).
2. « Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком « ха-а», будто согревая руки (2 раза).
3. «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

8. Станция «Кроссвордная» (8 мин)
Вот и долетели до станции «Кроссвордная» (Слайд 20. На экран проецируется название станции). Чтобы узнать тему нашего кроссворда, вы должны собрать из букв наборного полотна «рассыпанное» слово. Что это за слово и чья команда быстрее соберет его? (Дети складывают буквы и получают слово «животные»). А разгадав кроссворд (Слайд 21. На экран проецируется кроссворд), ребята, вы узнаете ключевое слово, которое как раз обозначает одного из животных нашей республики.
1. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
2. Какие птицы в лютый мороз выводят птенцов? (Клесты)
3. Эта птица лечит деревья. (Дятел)
4. Какого зверя «ноги кормят»? (Волка)
5. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
6. Она на белых камушках сидит.
Не подходите близко – закричит. (Наседка)
7. Самое большое животное нашего края. (Лось)
Ключевое слово нашего кроссворда – «медведь».
А какие звери водятся в наших, камбарских лесах?
(Волки, белки, бурундуки, медведи и другие). Давайте узнаем о них некоторые сведения. О медведе (Слайд 22. На экран проецируется фото медведя), о белке (Слайд 23. На экран проецируется фото белки), о волке (Слайд 24. На экран проецируется фото волка), о лосе (Слайд 25. На экран проецируется фото лося).

9. Физкультминутка
Сейчас вы сами превратитесь в веселых зверят. По команде «Петушок» вы хлопаете руками по бокам и кукарекаете. По команде «Гусь» изображаете клюв гуся и гогочете: « Га-га-га». По команде «Лягушонок» кулачки приставляете к макушке с двух сторон (получается пучеглазая лягушка) и квакаете. А я постараюсь вас запутать (Играют).

10. Станция «Красная» (7 мин)
Нас ждет следующая станция - «Красная» (Слайд 26. На экран проецируется название станции).
Что символизирует красный цвет? (Тревогу, опасность, предупреждение).
Правильно, он, как сигнал светофора, предупреждает:
«Осторожно! Может случиться беда!» Какая беда может случиться с растениями, с животными? ( Они могут стать редкими или совсем исчезнуть.) Подумайте, почему многие растения и животные нашего края стали редкими, исчезающими, уязвимыми? Обсудите этот важный вопрос в группах. ( Обсуждение сначала в группах, затем коллективно). Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть и ещё одна причина – разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес дорожники прокладывают дорогу или люди выпиливают деревья для хозяйственных нужд : машины грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, спешат уйти от опасности. Они могут и не успеть вывести детенышей.
- Подумайте, как можно сохранить животных и растения?
(Занести их в Красную книгу или создать охраняемые территории) (Слайд 27. На экран проецируются охраняемые территории Камбарского района).
В Камбарском районе создано 8 охраняемых территорий:
- дубовая роща в районе села Ершовка;
- ботанический памятник природы «Камбарское болото» в черте города;
- ботанический памятник природы Михайловское (клюквенное болото);
- ботанический памятник природы «Пизьское урочище»
- ботанический памятник природы «Шольинское урочище»;
- ботанический памятник природы «Камская грива»;
- сосняк в районе поселка Борок;
- «Урочище Валяй»
Такие Красные книги, ребята, уже есть. Пролистаем странички Красной книги Удмуртии и узнаем, какие растения Камбарского района занесены в неё. Будем их знать, беречь и защищать.
Вспомним, какой цветок является символом республики? (Италмас) (Слайд 28. На экран проецируется фото италмаса).
Посмотрите, какой он красивый! Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень немного.
Я расскажу вам легенду. ...Жила-была красавица по имени Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу италмасами. Цветок этот - словно золотоволосая девушка в ярко - зеленом платье. У нас за рекой Камбаркой, на старой пасеке, тоже расцветают весной италмасы, но их становится всё меньше и меньше. Поэтому, ребята, нужно как можно меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они цветут.

11. Игра с цветком италмаса.
Удмурты придумали игру с италмасом.
Дети встают в круг, водящий снаружи с цветком италмаса. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит!
Под угрозой исчезновения (Слайд 29. На экран проецируется слова "под угрозой исчезновения") оказалась в нашем районе (читают ученики с карточек):
1) Росянка английская растет на верховых болотах. Многолетнее насекомоядное растение 5-10 см высотой. Белые цветки собраны в редкую кисть. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист… и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание. Охраняется на территории памятника природы «Камбарское болото». (Слайд 30. На экран проецируется фото росянки английской).
2) Венерин башмачок пятнистый, встречается в лесах района. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на 15-17-м году жизни. (Слайд 31. На экран проецируется фото венерина башмачка).
3) Осока просяная. Она найдена на заболоченных лугах района. Многолетнее травянистое растение. Наблюдают за состоянием ее популяции на территории памятника природы «Шольинское урочище» (Слайд 32. На экран проецируется фото осоки просяной).
Стали уязвимыми (Слайд 33. На экран проецируется слово "уязвимые") вследствие значительных нарушений мест обитания растения:
- дудник болотный. Произрастает на заболоченных пойменных болотах. Это многолетнее растение с полым стеблем до 1 м высотой. Цветет и плодоносит один раз в жизни. (Слайд 34. На экран проецируется фото дудника болотного).
- мытник скипетровидный. Растет на болотах. Многолетнее травянистое растение высотой до 1 м. Цветёт в июне-августе. Опыляется шмелями. Охраняется на территории памятника природы «Шольинское», урочище «Валяй» (Слайд 35. На экран проецируется фото мытника скипетровидного).
Стали редкими: (Слайд 36. На экран проецируется слово "редкие").
- боярышник кроваво-красный. Растет в пойменных и широколиственных лесах, на лесных опушках. Кустарник с колючими ветвями и красно- бурой корой. Цветки белые. Цветёт в июне. Плоды - яблочки красного цвета. Охраняется на территории памятника природы «Пизьское урочище». (Слайд 37. На экран проецируется фото боярышника кроваво-красного).
- клюква мелкоплодная. Растет в верховых болотах Камбарского района. Охраняется на территории «Михайловское клюквенное болото» (Слайд 38. На экран проецируется фото клюквы мелкоплодной).
Мы останавливались с вами на различных станциях. Вспомнили названия деревьев, животных, узнали о лекарственных растениях, полистали страницы Красной книги Удмуртии. Смогли мы найти ответы на наши вопросы? Думаю, что вы открыли для себя что-то новое.

12. Закрепление (Станция «Шифровальная», 7 мин)
Заканчивается наше путешествие, и нас ждет последняя станция «Шифровальная» (Слайд 39. На экран проецируется название станции) и 4 конверта с заданиями. Выполнив задания, вы узнаете зашифрованное слово. (Дети выполняют задания и составляют слово « Бе-ре-ги-те!»)
1 конверт-задание. Расшифруйте названия животных, которые обитают в наших краях (Слайд 40. На экран проецируется задание).
1 группа: ТЯДЕЛ СОЛЬ ДЕВЬДЕМ
(ответы: дятел, лось, медведь).
2 группа: ЛОВК КАБЕЛ БАОБЧАК
(ответы: волк, белка, бабочка).
2 конверт - задание. Впиши в пустые клеточки буквы так, чтобы получились названия животных, занесенных в Красную книгу Удмуртии (ответы: рябчик, глухарь, ласточка, мухоловка, дятел).

(Слайд 41. На экран проецируется кроссворд)
3 конверт – задание (Слайд 42. На экран проецируется задание).
Мини – тест «И в шутку и всерьез»:
1) Какой сок собирают ранней весной в наших лесах:
а) липовый б) осиновый в) березовый*
г) сосновый.
2) Какое из этих растений является хищным (насекомоядным):
а) кровохлебка б) росянка* в) дурман
г) белена.
3) Какое растение чаще всего используется при составлении родословной:
а) дерево* б) клюква в) клубника
г) малина
4) Какое из хвойных деревьев лесов Удмуртии иначе именуют сибирским кедром:
А) сосна* б) пихта в) ель г) можжевельник

13. Рефлексия
4 конверт-задание.
Изобразить необычный лес - лес рук. На листе бумаги обведите карандашом свою левую руку. Каждый палец руки - это ваша позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала, пальчик не закрашивайте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового и интересного – желтым.
Средний – мне было трудно – зеленым.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.
У нас получился вот такой лес и слово – «БЕРЕГИТЕ!» (Слайд 43. На экран проецируется задание).
Я предлагаю вам закончить предложения - правила:
1) Не будем в лесу … (срывать цветы).
2) Не будем …(ломать деревья и кустарники).
3) Не будем … (обижать животных и растения).
Таким образом, мы с вами сформулировали правила поведения на природе.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе природу сохранить!

14. Домашнее задание (1 мин)
А есть ли в нашей местности растения и животные, которые нуждаются в охране? Так давайте вместе с вами создадим свою Красную книгу. Первую страницу я заполнила сама, а вот что будет внутри нашей Красной книги – зависит от вас.
Посмотрите, в конвертах для вас сюрприз – ваше домашнее задание:
1. С помощью родителей узнать, какие растения и животные нашего края внесены в Красную книгу Удмуртии.
2. Оформить страницу Красной книги растений и животных окрестностей села Балаки.

Итог (1 мин)
Подведем итоги нашего заочного путешествия в мир живого и зеленого:
1) Что нового о мире животных и растений вы узнали в ходе игры?
2) Что особенно запомнилось?
3) Как вы считаете, нужно ли в школе говорить о природе нашего края? Почему?
Подсчитаем общее количество баллов у каждой команды. Оцените свои достижения:
- Вы набрали 15-18 баллов. Если бы все были такими, как вы, то не страдали бы наши растения и животные от неумелого вмешательства. Вы не только много знаете о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь, стремитесь узнавать природу своего края глубже.
- Вы набрали 12 -15 баллов. Вы, безусловно, много знаете о природе и хотели бы ей помочь, но ваши знания неполные, и вы, сами того не желая, можете причинить ей вред. Больше читайте, говорите со знающими людьми об этом. И вы с вашей огромной энергией сможете принести природе пользу.
- Вы набрали 1 – 12 баллов. Вы, наверное, любите природу - это хорошо. Но вы так мало о ней знаете. Вам нужно изучать жизнь растений, повадки животных.
В черном ящике есть приз для команды – победительницы (орешки от белочки.) Есть и утешительный приз для побежденных (ягоды черемухи).
- Молодцы! (Слайд 44. На экран проецируется слово "молодцы") Спасибо всем за работу. До свидания!
Презентация на тему: Растительный и животный мир Удмуртской Республики

Рекомендуем посмотреть:

Музыкально- литературная композиция для школьников 2-9 класса по теме "Мир, в котором я живу" Праздник цветов. Сценарий для 3-6 классов Сценарий викторины для начальных классов «В гостях у сказки»

Похожие статьи:

Фольклорный праздник в начальной школе

Экскурсия с младшими школьниками в осенний парк

Классный час на тему «Руки человека», 1-2 класс

Классный час на тему «Добро и зло», 1-2 класс

Методическая разработка занятия для младших школьников «Театр бывает разным»

Участник №189 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Опубликовано: 288 дней назад (27 февраля 2016)
Просмотров: 1571
Рубрика: Конкурс
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Глебова # 27 февраля 2016 в 20:39 +1
Здравствуйте, Галина Александровна! Ваш сценарий отлично представлен с методической точки зрения: актуальная тема, ясные цели и задачи, чётко прописаны предварительная работа и все этапы мероприятия. Главное - насыщенное содержание: вопросы и загадки, кроссворды и игры, упражнения и физкультминутки - познавательно, здорово и увлекательно для ребят smile . Обязательный голос! Новых идей и творческих воплощений!
Галина Александровна Ларина # 1 марта 2016 в 16:41 0
Спасибо большое, Ирина Владимировна! smile
Ирина # 9 ноября 2016 в 06:36 0
Очень интересная разработка, спасибо вам большое, с удовольствием проведу для своих ребят