Конкурсы для педагогов и детей

Семинар-практикум для родителей первоклассников с презентацией. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Сценарий семинара-практикума для родителей первоклассников
«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»
Автор: Вавилова Галина Александровна, педагог дополнительного образования МОУ ДО "ДТДиЮ" г.Петрозаводска Описание материала: сценарий предназначен для проведения семинара-практикума для родителей первоклассников. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, учителям физкультуры, воспитателям.
Цель: повышение компетентности родителей первоклассников по вопросам профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- показать родителям значимость проблемы нарушений осанки и плоскостопия;
- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы;
- познакомить родителей с упражнениями корригирующей гимнастики для контроля за правильным выполнением упражнений детьми дома.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: экран, проектор, компьютер; гимнастические коврики, скамейки; оборудование для упражнений по профилактике плоскостопия: мячики, платочки, колючие коврики (по возможности, можно заменить другими предметами).
Подготовка: предупредить родителей о наличии спортивной формы на семинаре; распечатать раздаточный материал.
Демонстрационный материал: презентация «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата».
Раздаточный материал: комплексы упражнений в электронном и печатном видах.
Ход семинара.
Педагог:
Уважаемые родители! Ваши дети поступили в первый класс. Это очень важный и трудный период для ребенка. Любые перемены вызывают стресс. Для вашего ребенка поступление в школу является первым сильным стрессом. Наша задача – помочь детям адаптироваться, чтобы стресс не стал причиной заболеваний.
Статистические данные говорят нам о том, что из школы к окончанию обучения выпускаются только 5-7 % практически здоровых детей.
Поэтому очень важно заботиться о здоровье ребенка, начиная с первого класса, принимать профилактические меры.
I часть (теория)
Слайд 1.
Цель нашей сегодняшней встречи – дать вам знания по вопросу профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Так как известно, что позвоночник – основа здоровья.
Для того чтобы знать, над чем надо работать, сначала немного теории. А затем мы с вами на практике познакомимся с упражнениями, способствующими укреплению «мышечного корсета» и мышц стопы.
Опорно-двигательный аппарат является частью костно-мышечной системы и включает в себя позвоночник, таз, верхние и нижние конечности.
Слайд 2.
В позвоночном канале располагается спинной мозг (часть центральной нервной системы), переходящий в головной мозг. Спинной мозг имеет сегментарное строение (31 сегмент) с выходящими из него спинномозговыми нервами. При искривлениях позвоночника происходит сдавливание кровеносных сосудов и нервных окончаний, что приводит к нарушению иннервации того органа, к которому ведут нервные окончания. На слайде №2 вы можете увидеть, в работе каких внутренних органов произойдёт сбой при искривлении позвоночника в том или ином отделе.
Слайд 3.
Ребенок рождается с абсолютно прямым позвоночником. Со временем позвоночник приобретает естественные изгибы: вперёд — в шейном и поясничном отделе и назад – в грудном и крестцово-тазовом отделах.
Естественные (физиологические) изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчают колебания тела при ходьбе, прыжках и беге.
При снижении этой функции происходят микротравмы головного и спинного мозга во время ходьбы, прыжков и бега, что может приводить к головным болям, снижению зрения, болям в спине, быстрой утомляемости. Кроме того, внутренние органы могут отклоняться от нормального положения и зажиматься другими органами и тканями.
Слайд 4.
Давайте разберёмся, что же такое осанка? И какая осанка считается правильной?
Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Чтобы проверить, правильная ли у вас осанка, нужно встать спиной вплотную к стене, прижать к ней затылок, плечи, ягодицы, пятки. В области шейного отдела и поясницы (в местах прогиба позвоночника) расстояние от стены до тела не должно превышать 3-4 см, т.е. можно просунуть ладонь (но не кулак!). Затем сделать шаг вперед и определить, удобно ли в такой позе вам ходить, стоять. Если хочется сразу опустить плечи, выпятить живот и расслабиться, значит, осанка у вас не совсем правильная.
Существуют определенные периоды в жизни ребенка, когда на осанку следует обратить особое внимание. В эти моменты происходит толчок в росте, и мышцы не успевают за активным ростом скелета. Это бывает в возрасте 5-7 и 11-12 лет (у мальчиков позже, чем у девочек) и заканчивается в период полового созревания.
Слайд 5.
Каковы же причины нарушения осанки?
Основными причинами принято считать:
a) Слабость так называемого «мышечного корсета».
Мышцы спины, живота, груди, шеи, ног удерживают наш позвоночник в вертикальном положении. Например, ослабленные мышцы спины приводят к сутулости. А при слабых мышцах живота появляется излишний прогиб в пояснице (см. слайд 6).
b) Деформация позвоночника.
Бывает врожденной и приобретенной (рахит, туберкулез и т.п.).
c) Несбалансированное питание.
Недостаток минеральных веществ. В первую очередь, кальция и фосфора, необходимых для развития связок и костей.
d) Наличие психосоматических проблем.
Очень часто неуверенные в себе, замкнутые дети стараются как бы спрятаться, закрыться «в панцирь». От этого они сутулятся.
e) Неправильная организация рабочего и спального места.
Мебель должна соответствовать росту ребенка. Правильное освещение. Постель средней жесткости.

Слайд 7
Какие же бывают нарушения осанки? Выделяют два вида нарушения: в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Это вид сбоку и спереди. Рассмотрим их подробнее.
В сагиттальной плоскости видно неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. «Круглая спина» - это увеличение грудного кифоза при сглаженности поясничного лордоза (сутулость); «кругло-вогнутая спина» - увеличение всех изгибов; «плоская спина» - сглаживание всех физиологических изгибов (чаще всего приводит к сколиозу); «плоско-вогнутая спина» - увеличение поясничного лордоза при сглаженности грудного и шейного кифозов.
Слайд 8
Как мы уже говорили, нарушения осанки приводят к проблемам в работе внутренних органов. Например, при сутулой спине уменьшается подвижность грудной клетки, снижается жизненная емкость легких (организм получает меньше кислорода), затрудняется работа сердца, нашего основного «насоса», сдавливается желудок, печень. Всё это ведет к снижению иммунитета и, как следствие, к болезням.
Слайд 9
Во фронтальной плоскости мы видим асимметрию правой и левой стороны туловища, когда на разном уровне плечи, лопатки, треугольники талии.
Вы можете дома сами проверить осанку у ребенка, раздев его до пояса и поставив перед собой боком с опущенными руками (увидим усиление физиологических изгибов), затем передом (проверяем, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки). Заметив какие-либо изменения в осанке, необходимо обратиться к врачу-ортопеду для более тщательной диагностики.
Слайд 10, 11
Профилактика нарушений осанки.
Правильный ортопедический режим – это правильно подобранная мебель и постель. Слайд 12
Физическая нагрузка, двигательная активность, закаливание.
Проверяем силу мышц спины. Лёжа на животе, приподнять верхнюю часть туловища и удерживать это положение в течение нескольких минут. Средние показатели для детей 7-10 лет – около 2 минут, 10-14 лет – не менее 3 минут, 14 и старше – 3-5 минут.
Слайд 13
Сбалансированное питание с достаточным содержанием белков, жиров углеводов и микроэлементов.
Слайд 14
Нарушение осанки может косвенно развиться из-за плоскостопия.
Стопа имеет два свода: продольный и поперечный. Они выполняют роль амортизаторов, поглощают сотрясение организма при ходьбе и беге. При плоскостопии эти своды уплощены или практически отсутствуют. Отсутствие рессорных функций ведет к болям в стопах, голени, коленях, бедрах, поясничном отделе позвоночника, к головным болям и снижению зрения. В дальнейшем могут развиться артроз, варикозное расширение вен и сколиоз.
Плоскостопие может возникнуть в любом возрасте. Основные причины: слабость мышц голени и стопы, ожирение, длительное стояние на ногах, «неправильная» обувь.
Как проверить наличие плоскостопия дома? Намазать кремом или намочить стопу и оставить отпечаток на бумаге. Затем сравнить его с рисунком.
Слайды 15 и 16
Для профилактики плоскостопия нужно укреплять мышцы голени и стопы специальными упражнениями, делать массаж стоп, ходить босыми ногами по неровной поверхности. При имеющемся уплощении сводов стоп необходимо дополнительно к вышесказанному носить ортопедические стельки, выписанные врачом-ортопедом.

II часть (практика)
Педагог:
Почему нужно делать специальные корригирующие упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки?
Порой родители говорят: «Мой ребенок и так достаточно много двигается, занимается танцами, ходит в спортивную секцию». Но этого для исправления дефектов осанки бывает недостаточно. Дело в том, что некоторые виды спорта даже усугубляют проблему. Это так называемые «несимметричные» виды: теннис, художественная гимнастика, баскетбол и т.д. Во время тренировок неравномерно распределяется нагрузка на мышцы правой и левой половины туловища. Больше нагружаются (обычно) мышцы правой стороны, они становятся зажатыми, в то время как мышцы левой стороны слабеют. Это приводит к перекосу, асимметрии туловища.
Далее родителям предлагают расположиться на гимнастических ковриках и выполнить ряд упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей.
Задача, которую мы ставим перед родителями в практической части семинара, - познакомить с упражнениями корригирующей гимнастики для контроля за правильным выполнением упражнений детьми дома. Кроме того, родитель может на себе прочувствовать, какие мышцы работают в каждом конкретном упражнении.
Затем приводятся комплексы упражнений. Выполнение каждого упражнения педагог комментирует (значение и правильное выполнение).
Заключение.
Педагог:
Необходимо помнить, что до 10-12 лет позвоночник и стопа пластичны. Этот фактор способствует тому, что нарушения опорно-двигательного аппарата легче корректировать, чем в подростковом возрасте.
Родителям раздают распечатанные комплексы упражнений для дальнейшей работы дома.

Список литературы.
1. Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983
2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
3. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей школьного и младшего школьного возраста - М.: АРКТИ, 2006
4. Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. - М.: ЭКСМО, 2004.

Приложение
Упражнения для профилактики плоскостопия
Часть 1.
1. Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы (с различными положениями рук), пальцы ног поджаты.
2. Ходьба перекатом с пятки на носок.
3. То же, с задержкой в равновесии на носке.
4. То же, с покачиванием («пружинка» на носке ).
Часть 2
И.П.- сидя на стуле, прямые ноги вытянуты вперед:
1. Приведение стоп на себя и от себя.
2. Повороты стоп вправо-влево.
3. Круговые движения стоп по и против часовой стрелки.
4. Сгибание и разгибание пальцев ног.
5. Соединить подошвы ног, колени выпрямлены («ладушки»).
6. «Гусеница». И.п. – сидя на гимнастической скамейке, колени согнуты, ноги как можно ближе к себе. Перебирая пальцами ног по полу, стопы «ползут» вперед.
7. Приподнимать пятки вместе и поочередно, носки прижаты к полу.
8. И.П.- то же, ноги на гимнастической палке. Прокатывание гимнастической палки по полу стопами вперед и назад.
9. Поднимать с пола различные мелкие предметы пальцами ног (платочек, карандаш и т.п.).
10. Сминать пальцами ног газету.

Часть 3
И.п. – стоя, ноги вместе.
1. Попеременно сгибая колени, приподнимать пятки.
2. Перекатывание вперед и назад с пяток на носки.
3. Ходьба по ребристой доске и массажным коврикам.


Комплексы упражнений, способствующие коррекции осанки, для индивидуальной работы
Левосторонняя (правосторонняя) асимметрия грудного отдела.
• И.П. – основная стойка. Потянуться правой (левой) рукой наверх, левой (правой) рукой в сторону. Выполнить – 10 раз (затем увеличить количество раз до 20).
• И.П.- то же. Наклон влево (вправо). Правой (левой) рукой потянуться влево (вправо), другой рукой вниз. Выполнить 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на животе. Правая (левая) рука вперед, ладонь направлена в пол. Левая (правая) рука отведена в сторону. Приподнять голову, плечи, руки, кисти сжать в кулаки. Удержать 10 – 15 секунд. Повторить 6 раз (8 раз).
• И.П. – то же. Голова лежит на тыльной стороне кисти правой (левой) руки, согнутой в локте. Вторая рука отведена в сторону. Приподнять голову, плечи, руки. Удержать 10 – 15 секунд. Повторить 6 раз (8 раз).
• И.П. – лежа на правом (левом) боку, ноги согнуты в коленях, правая (левая) рука лежит на полу, ладонью в пол. Другой рукой – опора на пол. Приподнять верхнюю часть туловища и правую (левую) руку от пола 10 раз (20 раз).

Левосторонняя (правосторонняя) асимметрия поясничного отдела.
• Идти по гимнастической скамейке - правой (левой) ногой по полу, левой (правой) ногой по скамейке. Выполнить упражнение, пройдя 4 раза по скамейке (8 раз).
• Упражнение "ласточка". Стоя на левой (правой) ноге правую (левую) ногу поднять, не опуская плечи. Удержать по 10 секунд 10 раз (15 раз).
• И.П. – лежа на спине, руки в стороны. Левой (правой) ногой выполнять движение "велосипед" по 10 – 15 секунд 5 раз (10 раз).
• И.П. – лежа на спине. Руки в стороны, согнуты в локтях. Завести левую (правую) ногу за правую (левую) и вернуть в исходное положение. Выполнить 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на животе, руками держась за опору, приподнять ноги и отвести их в левую (правую) сторону. Выполнить 10 раз (20 раз).

Уплощение поясничного отдела позвоночника.
• И.П. – лежа на животе, руки согнуты, опираясь на пол. Руки разогнуть, голову поднять, ноги согнуть в коленях. Выполнить 10 раз (20 раз).
• И.П. – то же. Поднять руки, голову и прямые ноги 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на спине. Руки согнуты, прижаты к бокам. Опираясь на локти прогнуться, оторвав таз от пола 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на животе. Голову опустить на тыльную сторону кисти. Ноги согнуты в коленях. Подъем согнутых ног наверх 10 раз (20 раз).

Круглая спина, вялая осанка, сутулость.
• И.П. – лежа на животе, руки поставить на пояс. Свести локти назад 10 раз (20 раз).
• И.П. – то же, ноги зафиксированы под рейкой гимнастической стенки, руки за головой в "замке". Приподнять верхнюю часть туловища, держать по 10 секунд 6 раз (8 раз).
• И.П. – то же, приподнять прямые руки и ноги 10 раз (20 раз).
• И.П. – то же. Приподняв верхнюю часть туловища, выполняем руками движения, как при плавании «брассом» по 5 раз (8 раз) 6 подходов.
• И.П. – лежа на спине, опираясь на прямые ноги и локти, прогнувшись, приподнять грудной отдел и удержать 10 секунд 6 раз (8 раз).

Усиление поясничного лордоза.
• И.П. – вис на перекладине гимнастической стенки (на турнике). Подтянуть согнутые ноги и удерживать их 4 счета. Вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза (6 раз).
• И.П. – лежа на спине, ноги согнуты, прямые руки соединены за головой, голова лежит на прямых руках. Подъем и опускание прямых рук и плеч 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на животе, голова на тыльной стороне кистей. Подъем и опускание согнутых ног 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на спине. Плечи оторвать от пола, руками потянувшись вперед, удерживание одной ноги вертикально вверх, другой ноги над полом. Затем поменять ноги, выполнить 5 раз по 10 – 15 секунд.

Уплощение шейного отдела позвоночника.
• И.П. – лежа на спине. Опираясь на локти и голову, приподнять грудной отдел и опуститься. Выполнить 10 раз (20 раз).
• И.П. -- лежа на животе. Голова лежит на тыльной стороне кистей согнутых рук. Поднять одно плечо и локоть, опустить, затем другое. Выполнить каждой рукой по 10 раз (20 раз).
• И.П. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднять правую руку и левую ногу. Вернуться в исходное положение. То же другой рукой и другой ногой по 10 раз (20 раз).
Презентация на тему: Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Семинар - практикум для родителей детского сада Семинар - практикум для родителей детского сада. Домашний театр Игровое занятие детей с родителями. Средняя группа
Участник №239 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Военно-спортивная игра Зарница для школьников ко Дню Победы в Великой отечественной войне | Спортивный праздник для учащихся начальных классов. Сценарий
Опубликовано: 515 дней назад (15 июля 2015)
Просмотров: 1542
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 15 июля 2015 в 20:23 +3
Подобные мероприятия просто необходимо проводить с родителями в целях профилактики. Ценный материал, которым уверена воспользуются многие педагоги, да и родители безусловно.
Галина Александровна, благодарю вас за приглашение. Дружеский совет по оформлению материала, можно было бы в тексте показать некоторые слайды как картинки, для лучшего восприятия материала, да и сама публикация заиграла бы наглядностью. Желаю вам успехов! Голосую!
С уважением, Т.Н.
Галина Александровна Вавилова # 15 июля 2015 в 22:35 +2
Спасибо большое, Татьяна Николаевна. Согласна, что нужны картинки, но прочитала на сайте про эту возможность вставки поздно, когда уже отправила работу ((( А теперь уже не исправить, к сожалению.
Тамара Буланкина # 15 июля 2015 в 23:09 +3
Галина Александровна, спасибо за приглашение."Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата" - актуальная и востребованная тема для работы с родителями. Интересный, содержательный практикум, практическая часть с упражнениями корригирующей гимнастики поможет родителям освоить и применить полученные рекомендации дома с детьми. Голос! Удачи!
Светлана Николаевна Матвеева # 16 июля 2015 в 00:18 +1
Уважаемая, Галина Александровна! Огромное спасибо Вам за приглашение. Внимательно ознакомилась с Вашим сценарием семинара-практикума для родителей первоклассников «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата». Позвоночник – это не просто основа здоровья, древние мудрецы называли позвоночник "осью мира". Наше самочувствие и настроение во много зависят от его состояния. Вы учите своих детей и родителей беречь позвоночник. О нём необходимо заботиться, своевременно и правильно его лечить. Тогда заветный ключ к здоровью будет в Ваших руках! Отдельное спасибо за презентацию! Примите мой голос! И пожелания крепкого здоровья и ДОБРА!
Мила Кузьмина # 16 июля 2015 в 23:14 +1
Галина Александровна! Ваш материал будет полезен учителям начальных классов, учителям физкультуры, воспитателям и заботливым родителям! Все направлено на повышение компетентности родителей первоклассников по вопросам профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.Здорово, что вы показываете значимость проблемы нарушений осанки и плоскостопия, знакомите с упражнениями корригирующей гимнастики для контроля за правильным выполнением упражнений детьми дома. Спасибо за доступный, понятный и полезный материал. Голосую! Удачи в конкурсе!
Ирина Николаевна Ступченко # 17 июля 2015 в 10:35 +1
Отличная статья! Столько важной информации. И презентация всй наглядно демонстрирует. Спасибо за такую публикацию, беру её в закладки. А Вам голос!
Наталья Алексеевна Коршунова # 17 июля 2015 в 17:35 +1
Галина Александровна, спасибо за приглашение."Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата" - актуальная и востребованная тема для работы с родителями. Интересный, содержательный практикум, практическая часть с упражнениями корригирующей гимнастики поможет родителям освоить и применить полученные рекомендации дома с детьми. Голос! Удачи!
Вера Александровна Орехова # 17 июля 2015 в 22:30 +1
Галина Александровна, спасибо за приглашение.
Информация, предложенная вами, заинтересует многих пользователей и гостей нашего Портала.
Голос +1.
Желаю удачи и успехов!
Ирина Котова # 14 августа 2015 в 14:43 0
Здравствуйте, Галина Александровна! Спасибо Вам за приглашение. Замечательное мероприятие для родителей. Вы даете практические рекомендации, а не только теорию и причины нарушений, ценная информация. примите голос. Успехов!