Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Выступления на педсовете в ДОУ. Павловопосадские платки

Выступления на педсовете. Тема: «Знакомство молодых воспитателей с техникой производства и элементами узоров павловопосадских платков».
Автор: Заглодина Галина Алексеевна, воспитатель 1-ой категории, МДОУ №17 «Заинька», г. Павловский Посад.
Описание работы: Одно из направлений детского сада, где я работаю, это - знакомство детей с павловопосадским платком, которые производят в городе Павловском Посаде. Детский сад находится в непосредственной близости от предприятия. У многих детей родители или бабушки и дедушки работают на фабрике. Недавно в детский сад пришли молодые воспитатели. Я ознакомила их с технологией разработки платков и методикой знакомства детей с рисованием розы.
Материал будет полезен тем, кто хочет не только познакомиться с павловопосадскими платками, их производством, но и подготавливает материал для обучения детей в этом направлении.
Материал может применяться для обучения детей в детских садах и школах.
Цель: Расширить знания педагогов.
Задачи: Ознакомить молодых педагогов с техникой производства и элементами узоров павловопосадских платков.

В образовательной программе нашего детского сада приоритетными являются два направления. Это коррекция речи и познавательное развитие, раздел «формирование первичных представлений о малой Родине». Тема приоритетного направления детского сада – «Знакомство с народным промыслом родного города».
На протяжении многих лет наш детский сад углубленно занимается знакомством дошкольников с народным промыслом – росписью платков. Нам удобно этим заниматься, так как мы находимся в непосредственной близости от фабрики. Работа по ознакомлению дошкольников с народным промыслом начинается с первой младшей группы в игровой форме: дети играют с куклой одетой в одежду из платков, рассматривают платки и альбомы с узорами.
Воспитатели во время проведения игровых образовательных ситуаций и непосредственной образовательной деятельности знакомят детей с наиболее значимыми местами нашего города, проводят знакомство с техникой рисования платка на занятиях по изобразительной деятельности, организуют экскурсии в магазин «Павловопосадские шали» и в музей шали при Павловопосадской платочной мануфактуре.
В музее дети знакомятся с историей возникновения промысла, с особенностями производства, с техническим оснащением фабрики, с мастерами промысла: резчиками, колористами, художниками, ткачами, набойщиками и с образцами их работ. Также знакомятся со способами изготовления платка, с основными этапами технологического процесса. В музее собраны лучшие образцы платков с начала возникновения производства до наших дней. Также на протяжении нескольких лет в дошкольном учреждении проходили встречи с работниками фабрики, с художниками (Регуновой, Фаворитовой).
В методическом кабинете систематизирован и постоянно пополняется дидактический материал, который помогает в организации воспитательно-образовательной работе с детьми по знакомству с народным промыслом. Администрации Павловопосадской платочной мануфактуры подарила нам новые современные шали, электронные диски, шаблон по печати. С помощью родителей изготовлены штампы и цветки.
Старшие дети с помощью шаблонов и фабричной краски имеют возможность делать печать по шаблону на ткани. Их очень увлекает этот процесс. Изготавливая салфетку, дети клали на нее шаблон, наливали в него краску и проводили по шаблону раклей. Процесс печати по шаблону помогает детям понять, как наносится рисунок на платке.
Дети нашего детского сада имеют возможность познакомиться с натуральными эскизами платком, рассмотреть платок на бумаге в натуральную величину.
Работа над павловопосадским платком начинается с авторского рисунка. Его создают здесь же, на фабрике, в специальных художественных мастерских, с учетом лучших традиций ткацкого промысла. Обычно мастер создает один повторяющийся фрагмент.
Затем к работе подключается колорист, главная задача которого – правильно подобрать цвет. Именно этому человеку обязаны павловопосадские шали своей пышностью и красочностью.
Ткань для платков также изготавливают в стенах фабрики из отборной шерсти овец. Ткань отбеливают, затем, после отлеживания в специальной тележке, кипятят, промывают, высушивают, пропитывают специальным раствором и только потом несколько печатников наносят рисунок. Наносили узоры на холст резными деревянными досками «манерами и цветками». Ткань пропитывали краской ручным и машинным способом.
Ручная технология – по деревянной форме – цветке – били специальным тяжелым молотком, чтобы ткань лучше пропитывалась краской. Так возник термин «Набойка или набивка».
Современная технология – используются автоматические станки.
Как же в современных условиях изготавливаются платки?
Готовится платок в течение пяти дней. В работе задействованы шесть цехов:
1. Ткацкий;
2. Отбельный;
3. Печатно-набивной;
4. Зрельно-сушильный;
5. Цех браковки и резки;
6. Бахромный.

Вначале художники трудятся над созданием рисунка платка, придумывают красивые композиции. Далее эскиз платка обрабатывают компьютерщики, которые переносят одну четвертую часть узора платка для разработки в компьютер. Компьютер выдает готовый узор одной четвертой части и подбор необходимой цветовой гаммы. Разработки компьютера попадают в печатно-набивной цех. Непосредственное производство платка начинается с ткацкого цеха. Пройдя отбельный цех, печатно-набивной, зрельно-сушильный, браковки и резки и бахромный цеха появляются готовые платки.
Какими узорами украшают павловопосадские платки?
Традиционные рисунки павловопосадских платков – это цветы, листья и травы.
Элементы узора - разные варианты каймы, угол платка, листья, крупные и мелкие цветы, расположенные букетами и гирляндами, скоба (корона), огурцы.
Расположение узора - кайма, углы, чистая середина или мелкие цветы.
Фон платка – красный, черный, белый, желтый, зеленый, синий, сиреневый.
В узорах павловского платка преобладают цветочные гирлянды и букеты. Популярны также турецкий «огурец», овал.
Типы рисунка – травчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, перьями.
Главным символом платка стала роза, которая играет всеми цветами радуги. Благодаря современным технологиям роза, изображенная на платках, выглядит как настоящая.
Второй по значимости цветок — георгины. Ими часто украшают палантины и шали. Эти цветы могут быть разных оттенков и размеров. Сейчас популярны платки с крупными голубыми, розовыми и фиолетовыми георгинами.
Кроме роз и георгинов на платках встречаются пионы, лилии, тюльпаны, ирисы, подсолнухи, букетики полевых цветов — незабудки, маки, ромашки, васильки, колокольчики, гроздья рябины.
Визитная карточка павловопосадского платка — расположение узора на ткани. Углы украшают броские цветы. Рисунок крупный по краям, к центру становится мельче. Именно по этой схеме узнают павловопосадский платок. Подделать его невозможно. Ведь технология производства складывалась годами и передавалась мастерами по наследству. Филигранная проработка деталей рисунка не доступна никому, кроме павловских мастеров. И даже после автоматизации процесса печати рисунка сохраняются традиционные приемы и особенности этого народного промысла.

Основные методы и приемы при рисовании павловопосадских платков:
1. Занятия по краеведению и изобразительная деятельность.
2. Беседа.
3. Просмотр рисунков, альбомов, книг, фотографий, дисков.
4. Ознакомление с наглядными пособиями — орудиями производства.
5. Экскурсии.
6. Обучение техники рисования.

При обучении детей технике рисования используют приемы:
1. Прием рисования розы начиная с 1-ой младшей группы.
2. Прием примакивания.
3. Прием рисования концом кисти.
4. Прием работы с тычками.
5. Прием работы с печатками.
6. Прием рисования лепестка двойным мазком, используя цвет и оттенок.

Кайму, крупный цветок, листья рисовать двойным мазком широкой кистью. Мелкие детали — концом кисти.

В процессе многолетней работы был накоплен материал, который позволил старшему воспитателю совместно с коллективом воспитателей детского сада создать рабочую программу «Плат узорный».

Цель этой программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка, творческих способностей через знакомство с народным промыслом родного города — павловопосадскими шалями; укрепление любви к своей малой родине.

Задачи, которая ставит эта программа, таковы:
* Помочь вхождению ребенка в широкий социальный мир, установлению разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
* Привить чувство гордости за своих земляков, за их бережное отношение к народному промыслу, за стремление сохранить и обогатить его;
* Расширить знания детей о художниках и работниках производства, их роли в сохранении народного промысла и обогащении традиций росписи павловопосадского платка современными мотивами;
* Обогатить знания детей об истории павловопосадской платочной мануфактуры и ее современности, о процессе производства платков, о разнообразии выпускаемой продукции;
* Сформировать навыки рисования павловопосадской розы как основного элемента платка; познакомить с другими элементами узоров;
* Развить творческий потенциал детей, разбудить фантазию, настроить их на создание новых необычных композиций росписи и сформировать эстетические эталоны;
* Обогатить с помощью художественного слова и музыкально-эстетических средств словарь детей, пополнить знания о родном городе и его народном промысле.

В программе «Плат узорный» представлены:
1. Изучаемый материал по изобразительной области
«Художественно-эстетическое развитие» по всем возрастным
группам (от 2 до 7 лет).
2. Перспективный план работы (для всех групп).
3. Конспекты непосредственно-организованной образовательной
деятельности (по всем возрастным группам).
4. Беседы и историческая информация о производстве.
5. Стихи, частушки о родном городе.
6. Загадки и другое.
7. Диагностические карты внутреннего мониторинга.
8. Методическое обеспечение рабочей программы.
В методическом кабинете имеется много материалов.
Это папки:
1. Патриотическое воспитание (накопительный материал)
2. г. Павловский Посад
3. Рабочие материалы по ознакомлению с народным промыслом
4. Творчество художников Павловопосадской платочной мануфактуры
5. Образцы набивных тканей
6. Творческие работы детей
7. Этапы знакомства дошкольников с техникой рисования розы в разных возрастных группах
8. Образцы работ художников Павловопосадской платочной мануфактуры, обработанные на компьютере (4-я часть платка)
9. Краткий экскурс в историю появления текстильных мануфактур
10. Обобщение опыта работы по социально-личностному развитию: знакомство с народным промыслом родного города
11. Фотографии Павловопосадской платочной мануфактуры, цехов фабрики, коллектива художников и рабочих
12. Фотоэтюды по мотивам Павловопосадской шали

Это ширмы:
1. «Рождение промысла»
2. «Экскурсия на фабрику»
3. «Знакомство детей с народно-прикладным промыслом родного края»
4. Ширма, оформленная художницей Павловопосадской платочной
мануфактуры Екатериной Регуновой
5. «Павловскому Посаду – 160 лет»
6. «Экскурсия в фирменный магазин «Павловопосадские шали»

Фото и видеоматериалы:

1. Фотографии города Павловский Посад
2. Фотоальбом «Когда иду я Подмосковьем»
3. Комплект цветных открыток «Москва» (фотографии Москвы)
4. Каталог фирменной продукции Павловопосадской платочной
мануфактуры (диск), 2006г.

Творческие работы детей.
Цветки, ракля.
Дидактические игры:

Составление платка из отдельных элементов;
Составление платка по трафарету;
Найди заплатку;
Укрась платье;
Пазлы.

В старших группах рассматривают несколько видов платков. Дети сами подбирают фон и цвет цветков к нему, чтобы расцветка не сливалась с фоном. В старших группах при рисовании платков учим смешивать краски на палитре. При рисовании платка лист поворачивать уголком к себе.

Работа с родителями строится на основе анкет по изучению народного промысла города. Используются разнообразные формы работы:
• Общие и групповые родительские собрания;
• Индивидуальные консультации;
• Беседы;
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
• Украшение помещений детского сада элементами павловопосадского платка;
• Выпуск буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности рисования розы);
• Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами;
• Проведение мастер-классов для родителей «Рисование павловопосадской розы».

Заключение:
• Дети получат представление о народных промыслах;
• Научатся различать изделия народных промыслов и в частности изделия Павловопосадской платочной мануфактуры;
• Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
• У детей появится интерес к истории и культуре нашего города – своей малой родины;
• Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством;
• У них разовьется художественный вкус, эстетическое и творческое восприятие.
• Дети станут эмоционально восприимчивы к красоте народного художественного промысла.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в городе; создание декоративных книг и дидактических игр; участие в развлечениях, досугах, праздниках.
Фотографии с педсовета.





Рекомендуем посмотреть:

Педсовет в детском саду. Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи Доклад на педсовете в ДОУ. Содержание формы и методы взаимодействия современного образовательного у
Участник №101 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Консультация для родителей детского сада. Лечение гриппа | Беседа в детском саду: Как зимуют дикие животные
Опубликовано: 2718 дней назад (9 ноября 2016)
Просмотров: 2449
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Алена Геннадьевна Комарова # 9 ноября 2016 в 13:22 +1
Спасибо за интересный материал,очень важно иметь представление самим воспитателям для того.чтобы легче преподать материал детям.в нашем саду тоже проводился мастер-класс для воспитателей на тему "Хохломская роспись".на котором воспитатель показал и обучил нас выполнению элементов хохломской росписи.