Конкурсы для педагогов и детей

Технология фасилитации в ДОУ в работе с родителями

Использование технологий фасилитации как форма взаимодействия с родителями
В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольной образовательной организации состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи детский сад выступает фасилитатором развития не только ребёнка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в детском саду.
Задача педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом, он не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
Существующая проблема в посещаемости родительских собраний, активной позиции участников родительских собраний в образовательных учреждениях позволила определить тему исследования: «Использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ».
Актуальность использования такой технологии - повышение групповой эффективности.
Технологии фасилитирования стимулируют к более напряженной мыслительной работе участников мероприятия, чем обычное собрание или беседы с родителями. Фасилитация повышает качество, часто снижает время выработки решений, повышает вовлеченность, ответственность каждого родителя за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получить большее удовольствие от процесса.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей. В процессе такого метода создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной позиции родителей для формирования общительных способностей. В основе этого метода лежит
o креативность;
o умение ориентироваться в информационном пространстве;
o умение самостоятельно конструировать свои знания.
В связи с этим была поставлена задача: выявить и сравнить уровень поведения родителей на собрании, с которыми работа ведется традиционно, с выступлением лектора, и уровень поведения родителей на собрании экспериментальной группы, для которых организуется применение технологии фасилитации.
С точки зрения результата – это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:
• повысить качество решений;
• повысить ответственность в отношении принимаемых решений;
• значительно сократить время реализации решений;
• улучшить отношения в группе;
• усилить личную удовлетворенность участников группы;
• способствовать организационному обучению.
Цель исследования: теоретически обосновать, изучить, разработать систему педагогических мероприятий, направленных на использование технологии фасилитации в рамках проведения родительских собраний в ДОУ.
Объект исследования: родительские собрания как форма взаимодействия ДОУ и семьи.
Предмет исследования: использование технологии фасилитации
Задачи исследования:
1. Дать характеристику родительским собраниям как традиционной форме взаимодействия ДОУ и семьи.
2. Изучить понятие и особенности использования технологии фасилитации.
3. Разработать и реализовать проект по использованию технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ.
Методы исследования определялись в соответствии с задачами исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования); моделирование.
Цель проведения родительских собраний с использованием технологий фасилитации – помочь родителям освоить навыки интерактивного общения и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по вопросам воспитания детей.
Для решения исследования в экспериментальной группе была разработана система занятий:
- Куда мы направляемся?
- К чему мы идем?
- Каковы наши цели?
- Куда мы хотим прийти?
- Что хотим получить в результате?
- Что является главным?
Проблема первого родительского собрания исходила от родителей; именно они задали ключевой вопрос, который и стал впоследствии стержнем всех родительских собраний: как построить ход родительского собрания, чтобы участниками стали все участники.
Выслушав предположения родителей, было предложено проверить гипотезы. В ходе обсуждения многие родители нашли такой экспериментальный путь: изучить в педагогической литературе проблему воспитания и рассказать о том, что узнали.
Наша работа подтвердила исходное положение настоящего исследования, что такое целенаправленное педагогическое руководство приводит к возникновению у родителей более глубокого интереса к родительским собраниям. В ходе эксперимента подтвердилось влияние фасилитации на эмоциональное состояние самих родителей.
Традиционные формы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам постепенно утрачивают своё значение из-за малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи.
Всё шире нами используются новые, активные формы работы, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Активные методы с использованием технологии фасилитации вызывают у родителей стремление разобраться в сложных вопросах воспитания детей.
Разнообразие используемых взаимодействий с родителями, позволяет воспитателю значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей в решении воспитательных задач, выстроить открытый диалог с родителями, решать педагогические ситуации на наглядных примерах. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дают положительные результаты. Многие родители стали активными участниками всех дел, осознавая, что это нужно не потому, что хочет педагог, а потому, что это важно для развития их собственных
детей.
Таким образом, родительские собрания являются наиболее традиционной и распространённой формой взаимодействия с родителями в ДОУ. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагог подбирает такую форму проведения родительского собрания, при которой родители становятся активными участниками его проведения, что позволяет сделать выводы о применении технологии фасилитации.
Технологии фасилитации разнообразны, предполагают использование как привычных фасилитационных инструментов, таких как мозговой штурм, элементов «Мировое кафе», и других. Инструменты фасилитации хорошо комбинируются с методами активного обучения, такими, как деловые игры и другими.
1. Мировое кафе, позволяющее Мировое собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений.
2. «Поиск будущего» связан с формированием общей основы для предстоящего сотрудничества, выработкой общей картины будущего.
3. Конференция «Поиск» обусловлена необходимостью активной адаптации системы (дошкольного образования в конкретной организации) на основе поиска вариантов развития ее участников (педагогов и родителей) через достижение совместного видения решения конкретной проблемы.
4. Технология открытого пространства позволяет решить реальную проблему в ситуации «здесь и теперь» на основе слаженного действия группы в условиях ограниченных ресурсов и сложности вопроса.
5. Динамическая фасилитация используется для решения проблем в условиях, когда группа сталкивается со сложной ситуацией и нет однозначного решения для снятия напряженности или разрешения конфликта.
6. Саммит позитивных перемен используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения картины будущего и общих ценностей совместной работы.
7. Выход за рамки позволяет расширить межфункциональные или межуровневые группы руководителей, сотрудников, специалистов, родителей, когда они обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании» (общее родительское собрание).
Таким образом, современное образование вносит новые формы взаимодействия с родителями. Необходимость организации активного взаимодействия педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи родителям, сколько заботой об индивидуальном развитии ребёнка.

Рекомендуем посмотреть:

Фасилитация в детском саду Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Праздник чая в детском саду. Сценарий
Опубликовано: 40 дней назад (31 октября 2016)
Просмотров: 181
+4
Голосов: 4
Елена Геннадьевна Виноградова # 1 ноября 2016 в 08:02 +2
Очень интересная статья. На данный момент очень трудно организовать работу с родителями, по разным причинам. Родители мало интересуются деятельностью не только детского сада, но и детьми. Приходится находить новые технологии и приемы взаимодействия на родителей, чтобы их внимание было направлено на взаимодействие и сотрудничество.
ольга николаевна макарова # 1 ноября 2016 в 21:09 +1
Очень интересная статья! Мне нравится!
Татьяна Александровна Мальцева # 1 ноября 2016 в 21:48 0
Здравствуйте, Галина! Очень интересная и полезная статья. Приходится находить новые технологии и приемы взаимодействия на родителей, чтобы их внимание было направлено на взаимодействие и сотрудничество. Родители мало интересуются деятельностью не только детского сада, но и детьми laugh dance
Марина Анатольевна Гацко # 2 ноября 2016 в 19:58 +1
Галина Аркадьевна,с интересом познакомилась с вашей разработкой.Тема актуальная. Конечно,работе с социумом нужно уделять больше внимания, используя различные формы работы. Спасибо!Возьму себе на заметку.Голос .