Конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеклассного занятия для 9 класса. Вред сквернословия

Конспект занятия для воспитанников 9 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «Вред сквернословия»
Автор: Дедяева Галина Александровна, воспитатель ГБ (О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната VIII вида
Описание: представляю вашему вниманию конспект занятия «Вред сквернословия», для детей 7-9 класса коррекционных школ VIII вида для формирование навыков здорового образа жизни детей.

Цель: воспитание отрицательного отношения к порокам человечества.
Задачи:
• познакомить с историей сквернословия, предупредить о вреде здоровью;
• формировать навыки здорового образа жизни, побуждать к нравственному самосовершенствованию;
• коррекция памяти, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы воспитанников.
Оборудование: карточки с мини-докладами, простые и цветные карандаши, листы бумаги, мяч, презентация.
Подготовительная работа
Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”. Подготовить мини доклады «Научные факты о вреде сквернословия». Оформить плакат “Дерево доброты”.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра с мячом «Причины болезни человека»
Воспитатель: К чему приведёт (бросает мяч воспитаннику, а он даёт ответ).
Воспитанники: Неправильное питание, несоблюдение режима дня, алкоголь, курение, одежда не по сезону, наркотики, и т.д.
Воспитатель: Мы много назвали вредных привычек, которые губят здоровье, но есть ещё одна вредная привычка, которая вредит здоровью людей, и это слово на доске. Некоторые буквы в этом слове закрыты от ваших глаз. Попробуйте отгадать слово ВРЕД С К В Е Р Н О С Л О В И Я
Сообщение темы и целей занятия.
Воспитатель: Сегодня наше занятие называется «Вред сквернословия».
Сквернословие, что означает это слово? Обратимся к словарю.
Воспитанники: (читают значения слов «сквернословие», «духовность», «словесная распущенность» по словарю Ожегова).
Словарная работа:
сквернословие – это речь, наполненная мерзкими, гнусными, порочными, непристойными словами;
словесная распущенность – это мат, нецензурные слова, скверные слова.
Воспитатель: Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Сегодня словесной распущенностью страдают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Давайте посмотрим, как обстоят дела со сквернословием в нашей школе. Мы с вами провели анкетирование, в основном это были старшеклассники, нашей школы. Всего было опрошено 30 человек.
Вопросы анкеты
1. Часто ли вы употребляете мат в своей речи?
Да - 13 человек Нет – 17 человек
2. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани?
Да - 7 человек Нет –23 человек
3. Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?
Да - 13 человек Нет – 17 человек
4. В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?
Да - 8 человек Нет – 22 человек
5. Считаете ли вы мат неотъемлемой частью жизни русского общества?
Да - 13 человек Нет –17 человек
В нашей группе примерно 50% воспитанников на вопросы анкеты ответили также положительно.
Как видим результаты не утешительные. Словесной распущенностью страдают многие воспитанники, как нашей школы, так и нашей группы.
Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Какой вред несёт сквернословие нашему здоровья? Есть ли из этого выход?
Мы сегодня с вами и будем отвечать на эти вопросы.
Основная часть.
Воспитатель: За последние 20 лет число детей с проблемами здоровья выросло в 10 раз. Более 80% новорождённых больны. Здоров лишь каждый 10-й выпускник. Ежедневно в России умирает более 3000 человек. По продолжительности жизни Россия стоит на 130 месте в мире. И не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность, т.е. нецензурные слова, мат, сквернословие. Человек является частью космоса и источником энергии, и эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если человек говорит хорошие слова, то пространство насыщается доброй энергией, и эта энергия обязательно кому-то поможет, даже может вылечить. Если слово нецензурное, грязное, то оно засоряет пространство невидимыми кристалликами и человек, соприкоснувшись с ними, может тяжело заболеть. И поэтому прежде чем сказать слово, надо 100 раз подумать.
Откуда же взялось сквернословие? Давайте обратимся к истории.
Воспитанники: (выступление с мини-докладами)
1. К сожалению, матерные слова имеют исконно русские корни. В Древне Руси мат являлся как заклинанием, формулой против нечистой силы.
Но все знали, что бранить детей матом нельзя, так как они будут измучены болезнями.
Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
В доме нельзя было материться, так как в твоём доме будут жить бесы (нечистая сила).
Нельзя было сквернословить в лесу, может обидеться леший; на берегу реки, озера – оскорбиться водяной.
Воспитатель: Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
Воспитанники: (выступление с мини-докладами)
2. В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
Воспитатель: Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
Воспитанники: (выступление с мини-докладами)
3. В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях.
4. Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью своих слов человек создаёт или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению его потомства.
Воспитатель: Самым важным и научно-подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья,
• он способствует снижению интеллекта,
• провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности,
• обворовывает нас духовно,
• унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь,
• калечит людские судьбы,
• приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
Воспитатель: А как же борется с матом закон?
Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток.
Воспитатель: Как вы думаете, с чем можно сравнить скверные слова, нецензурную брань?
Воспитанники: Грязь, дым, болото, змея, жаба, гром, туча и т.д.
Воспитатель: Предупредить или остановить словесную распущенность можно только своими духовными качествами.
Воспитатель: Что такое духовность? Обратимся к словарю.
духовность – это стремление к знаниям, понимание красоты, доброты, любви и справедливости.
Воспитатель: Какие качества нужно в себе каждому развивать, воспитывать?
Воспитанники: Доброту, любовь, сострадание, чувство ответственности за свои мысли и поступки, милосердие и т.д.
Двигательная пауза: «Дорога добра»
Воспитатель: Продолжим наше познавательное общение о вреде сквернословия.
Учёные медики пришли к выводу, что
бездуховность – основная причина, как психической, так и физической патологии.
Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеванийю
А вот что говорят о слове великие люди.
Речь — это показатель ума. (Сенека)
Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. (Аристотель)
« Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия»
Из книги «Учебник жизни» Протоирея Артемия Владимирова
Воспитатель: Как же избавиться от сквернословия?
Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Делайте комплименты другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
Упражнение “Дерево доброты”
Воспитатель: Мы с вами посадили во такое дерево добра.. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым вы должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова доброта, любовь, сострадание, здоровье, мир, дружба, милосердие).

Итог:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, пришло время сделать вывод и ответить на вопросы, которые были поставлены в начале занятия.
Какой вред несёт сквернословие нашему здоровья?
Есть ли из этого выход? Отвечая на данный вопрос мы с вами заполним во такую схему.
Воспитатель: Какой же вывод сделаем с занятия.
Воспитанники: Говорить хорошие, вежливые, умные слова, чтобы всё пространство заполнялось добротой, тогда и весь мир станет добрее.

Воспитатель:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М.Матусовский.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий устного журнала для 7-9 классов Сценарий правовой игры для школьников 14-15 лет «Молодежь и выборы» Устный журнал в 9 классе. Конспект Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии

Участник №83 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Пейп-арт шкатулка. Мастер-класс | Игра Зарница для 6-9 классов к 23 февраля. Сценарий
Опубликовано: 673 дня назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 2966
+9
Голосов: 9
Наталия Владимировна Бабич # 1 февраля 2015 в 22:34 +2
Здравствуйте! Спасибо за качественный материал. Тема актуальна и, к сожалению, пока небесполезна. Я так поняла, что подготовка к занятию тоже проводилась с детьми и заранее? Если так, наверное, кто-то из ребят, и правда, станет меньше сквернословить. Тем более, что урок очень насыщен, впечатляет и информацией, и изображением. Удачи вам!
Наталья Юрьевна Троеглазова # 2 февраля 2015 в 07:54 +1
Здравствуйте. Данная тема мероприятия очень актуальна. И такие мероприятия нужно проводить чаще. В вашей работе дети готовятся предварительно и в процессе участвуют очень активно. Творческих успехов!!!
Фарида Фаридовна Пайвандова # 5 февраля 2015 в 14:38 +2
Добрый день! Я считаю,что Вы подняли очень актуальную тему. В настоящее время даже взрослые практически не умеют разговаривать без сквернословия,что уж говорить про детей. Они ведь учатся у взрослых.Нужно чаще проводить такие занятия и показывать ребятам,как это не красиво.Спасибо за интересную работу.
Марина Александровна Чапаева # 11 февраля 2015 в 13:20 +2
Здравствуйте Галина Александровна! Меня очень впечатлило ваше мероприятие. Проведена большая подготовительная работа, где участвовали сами ребята. Познавательная, очень интересная информация, использование различных методик - всё это делает занятие полезным и увлекательным. Думаю после такого мероприятия дети задумаются о пользе и вреде слова, примут правильное решение. Спасибо вам за разработку, возьму себе на заметку. +1
Антонина Михайловна Юмашева # 15 февраля 2015 в 13:44 +1
Здравствуйте Галина Александровна. спасибо за приглашение, материал впечатлят своей масштабностью, тема очень актуальна, много познавательной и научной информации, меня впечатлило Ваше прекрасное оборудование, о котором мы, в ДОУ ещё только мечтаем. Думаю, что после такого мероприятия дети обязательно задумаются о пользе и вреде слова! Удачи Вам! С уважением А.М.
Галина Николаевна Долидзе # 15 февраля 2015 в 17:52 0
Добрый вечер, Галина Александровна! Опубликованный материал заслуживает внимания. Вами проделана большая подготовительная работа. Думаю, многие коллеги воспользуются вашими наработками. Спасибо, что делитесь своим творчеством. Примите голос +1
Елена Юрьевна Королева # 15 февраля 2015 в 21:39 0
Галина Александровна, большое спасибо за приглашение ознакомится с вашей публикацией. Прочитала внимательно, мероприятие очень актуальное. У нас в школе-интернате тоже присутствует проблема сквернословия и если старшеклассники себя пытаются сдерживать в стенах школы и присутствии взрослых, то учащиеся младшего звена ругаются "запросто". Ваше мероприятие заставит детей задуматься о вреде скверных слов и благе добра. Приму за основу вашу работу и поделюсь с коллегами. Спасибо!!! Мой голос +++
Галина Александровна поделитесь пожалуйста формой проведения двигательной паузы: «Дорога добра». Появилась своя идея, но еще надо отработать. Пойдет у детей с ОВЗ или нет.
Ольга Важова # 19 февраля 2015 в 14:22 0
Здравствуйте, Галина Александровна! Огромное спасибо Вам за интересную идею. Тема занятия очень актуальна- постоянно боремся в школе с нецензурной лексикой. К сожалению, многие дети дома видят и слышат ругань. Регулярные беседы и занятия призваны искоренять вредные привычки губящие здоровье подростков. Новых творческих успехов Вам!
Марина Владимировна Олейникова # 20 февраля 2015 в 08:56 0
Галина Александровна, как здорово, что Вы поделились таким мероприятием! Спасибо Вам огромное, мы запланировали в марте мероприятие на такую же тему, я с Вашего позволения воспользуюсь этим материалом. Меня очень здорово впечатлило Ваше мероприятие. Видно, что проведена большая подготовительная работа. Поучительная и познавательная информация. Я уверена, что после такого мероприятия ребята будут задумываться о словах, произнесённых вслух. Спасибо Вам!
Наталья Суслова # 24 февраля 2015 в 18:47 0
Галина Александровна, спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с Вашим материалом - очень наболевшая тема. ПРоведена большая подготовительная работа. Ваше мероприятие заставит детей задуматься о вреде скверных слов и благе добра. Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!
Елена Копылова # 24 февраля 2015 в 18:55 0
Добрый вечер, Галина Александровна! Спасибо за приглашение. С удовольствием ознакомилась с Вашей публикацией. Тема, которую Вы затронули очень актуальна. Многие школьники сквернословят не стесняясь и в школе, и в общественных местах, и дома. Бороться с нецензурной лексикой сложно, так как многие дети слышат её в своём доме от родителей. Такие занятия, как Ваше, полезно проводить начиная с 5 класса, а ещё с родителями. Вы проделали огромную работу. Успехов Вам + голос!
Ирина Анатольевна Князева # 24 февраля 2015 в 19:08 0
Галина Александровна!Такая тема актуальна не только в объявленной возрастной категории, но как это не прискорбно, но и в детском саду! Маленькие дети тоже могут выражаться, они это делают копируя поведение всоих родителей. Такие беседы нужно проводить и с родителями! Думаю, что многие педагоги воспользуются вашим конспектом занятия и с успехом применят его в своей работе! Вам творческих успехов! Удачи!ГОЛОС!