Конкурсы для педагогов и детей

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи

Доклад на педсовете: «Содержание формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи»
В основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Главный момент в контексте "семья – образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Чтобы перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого образовательного учреждения: оно должно стать открытой системой. "Открытость образовательного учреждения внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в ОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть любое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию по нашему городу, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
В нашем детском саду родители и другие члены семьи включаются в проводимую образовательную, оздоровительную работу с детьми. У нас в детском саду организованы кружки «Умелые руки » , «Неболейка», обучаем малышей рукоделию,мы занимаемся театрализованной деятельностью: «Театральная мастерская» и т.д. Эта работа проводиться с целью ощутить радость от совместной работы.
Родители участвуя в таких мероприятиях, получают не только практический ,но и эмоциональный опыт, так же включается самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых.
Таким образом, от участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается много знают . Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять стороны домашнего воспитания, определить меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Чтобы ОУ стало реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии. В условиях открытого ОУ родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.
Новые формы сотрудничества ОУ с семьей : вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме "Давайте познакомимся" и др.
В нашем детском саду в течении года проводятся много различных спортивных мероприятий с участием родителей.
Спортивная эстафета «Дружные ребята», спортивное мероприятие: «Мама ,папа и я – спортивная семья», спортивное развлечение « Школа мяча», «Национальные спортивные игры», соревнование «Мы батыры».
Так же проводятся спектакли совместное творчество детей, воспитателей, сотрудников детского сада , родителей.
Интересно прошел праздник «Дарите людям добро» родители а так же бабушки и дедушки наших воспитанников принимали активное участие
Главная цель всех форм и видов взаимодействия ОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Вывод: отношения образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Посещение семьи:
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита.
День открытых дверей:
День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп , где воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и просмотра проводится беседа с родителями.
Беседы:
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
В нашей группе проводились беседы : «Беседа за круглым столом о секретах воспитания» «Режим дня в детском саду», «Все начинается с понимания»,
Консультации:
Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.
Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию;
Мы проводили консультации: «Здоровье и спорт рядом идут», «Родителям на заметку», «Баюшки – баю» - все про детский сон, «Особенности детских игр»,«О слове, о речи, о культуре общения», «Как научить детей сочинять и рассказывать», «Чем занять ребенка в выходной день» и т.д.
Семинары – практикумы:
Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания:
Групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, логопеда. Предусматриваются выступления родителей.
Главное здесь важен не принцип параллели а принцип сотрудничества.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Родительские конференции:
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников учреждения, членов семей.
Недавно у нас прошла конференция «Как хорошо что есть семья».
Обмен опытом семейного воспитания.
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний , клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла.
"Родительская почта" и "Телефон доверия":
Члены семьи имеют возможность в записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.
Библиотека игр:
Игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми
Это очень интересная форма работы с родителями. Родители придумали и оформили совместно с детьми : игру «Зеркало души», «Словарь вежливых слов», «Варежки эмоций» «Коврик мира», «Гном и дети», «Верно не верно», «Волшебные очки».
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров.
В нашем детском саду, родители не пассивно выслушивают рекомендации , а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Рекомендуем посмотреть:

Использование ИКТ в своей практической деятельности Педсовет в детском саду. Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ Педагогический совет в детском саду. ФГОС в практику ДОО Доклад на педсовете в ДОУ. Содержание формы и методы взаимодействия современного образовательного у
Доклад на педсовете в ДОУ. Содержание формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи
Опубликовано: 637 дней назад (14 марта 2015)
Просмотров: 3831
Рубрика: мои работы
+4
Голосов: 4
Надежда Викторовна Васильева # 14 марта 2015 в 15:40 +1
Здравствуйте, Галина Дмитриевна! Очень интересная разработка в контексте современных требований. Интегрировать в образовательное пространство ДОО родителей, как субъектов, участвующих в процессе воспитания, развития, обучения и оздоровления детей, посредством организации и проведения предложенных Вами мероприятий, очень актуально.
Галина Дмитриевна Тихонова # 14 марта 2015 в 16:39 +1
Уважаемая Надежда Викторовна! Спасибо вам за комментарий!
Мария Юрьевна Жиличкина # 14 марта 2015 в 16:38 +2
Здравствуйте, Галина Дмитриевна! Полезный обзор различных форм взаимодействия с родителями. Очень сложно в настоящее время привлекать родителей в детский сад. И важно находить новые изюминки, чтобы заинтересовать их посещать мероприятия в саду по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Но хотелось бы прочитать в статье и практический материал, который можно использовать в своей работе.Отдаю вам голос и желаю успехов в работе!
Галина Дмитриевна Тихонова # 14 марта 2015 в 16:45 +1
Здравствуйте Мария Юрьевна! Я рада что вам понравилось, спасибо за комментарий!
Елена Анатольевна Янченко # 14 марта 2015 в 17:40 +1
Галина Дмитриевна, здравствуйте! Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ не просто. Думаю, что Вам это удалось. Семинары-практикумы, семейные клубы и родительские конференции действительно являются приоритетным направлением взаимодействия с родителями, я тоже использую их в своей работе. Желаю удачи и успехов в работе!
Гульнара Заитовна Кульмухаметова # 14 марта 2015 в 17:59 +1
Здравствуйте!
Спасибо Вам за прекрасный материал! Ваши наработки и педагогические находки очень своевременны и необходимы в работе, т.к. сейчас многих родителей, что называется "не раскачать". Многие из них относятся к детским садам как к своеобразным "камерам хранения", куда можно сдать ребенка. Особенно это заметно в яслях.
Новые формы взаимодействия помогают "расшевелить" родителей и изменить их мнение о детских дошкольных учреждениях.
Успехов Вам в работе!!!
Галина Дмитриевна Тихонова # 15 марта 2015 в 20:03 0
Большое вам спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 14 марта 2015 в 18:41 +1
Галина Дмитриевна! Проблема конструктивного сотрудничества педагогов и родителей, их гармоничного взаимодействия, осознание их потребностей и требований к работе педагогов является в наше время очень актуальной. Основной задачей родителей и учителя в начальных классах является - научить детей учиться. Только порой сами родители не знают, как это надо делать. Ваша публикация очень своевременно подняла эту тему, рассказав какие интересные формы и методы взаимодействия можно использовать. Спасибо, думаю, многим педагогам пригодится данный материал в работе. Удачи Вам! Голос!
Зоя.
Обратите внимание на некоторые неточности в оформлении:
- выделить название публикации шрифтом Н1, Н2
- написать ЦЕЛЬ, задачи публикации.
- написать, кто автор? описание (для кого предназначен материал)
Посмотрите по ссылке правила оформления публикации: http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Удачи Вам!
Галина Дмитриевна Тихонова # 15 марта 2015 в 20:06 0
Уважаемая Зоя Григорьевна! Я устранила все замечания по правилам оформления моей публикации. Спасибо за совет , очень вам признательна.Пришлось отправлять публикацию повторно с поправками.Спасибо.
Оксана Анатольевна Галат # 14 марта 2015 в 20:32 0
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Только не все родители осознают это. И как здорово, что воспитатели всё чаще привлекают родителей в образовательный процесс.
Татьяна # 15 марта 2015 в 00:43 0
Очень интересная статья. Да, необходимо стараться как можно больше вовлекать родителей в образовательный процесс. Если каждый родитель хотя бы немного окунется в тот мир, где большую часть времени проводит его ребенок, то в семьях и в дошкольных учреждениях настанет время доверия и взаимопонимания.
Галина Дмитриевна Тихонова # 15 марта 2015 в 20:07 0
Спасибо вам Татьяна за комментарий.