Конкурсы для педагогов и детей

Эколого-краеведческая игра «Природа вокруг нас», 5-6-7 класс

Эколого-краеведческая игра «Природа вокруг нас»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию интеллектуально-познавательную игру «Природа вокруг нас». Данный материал будет полезен педагогам биологии, педагогам дополнительного образования в кружковых занятиях по экологии, для внеклассного мероприятия. Возраст учащихся 5-7 классы.

Игра основана на дополнительных знаниях детей в области экологии и биологии и позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны
природы;
- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды родного края;
- формировать социально-активную жизненную позицию школьников;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Кроссворд «Эрудит»

По горизонтали:
1. Растение видное,
а имя обидное.
2. На опушке у пеньков много красных огоньков.
Ах, ты только погляди-ка да ведь это…
3. Растет зеленый кустик,
дотронешься – укусит.
4. Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
дети, птицы и медведи.
5. Посмотри, какой цветок!
Как вплести его в венок?
В шапке беленькой стоит,
А подуешь – улетит.
6. Золотые огоньки,
Белые воротники.
По вертикали:
7. На кустах с колючками она,
Вроде бы малина, но черна.
8. В лесу, на болоте,
Вы травку найдете,
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
9. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка?
10. Беленькие горошки
На зеленой ножке.
Ответы на кроссворд:
1. Лопух
2. Земляника
3. Крапива
4. Малина
5. Одуванчик
6. Ромашка
7. Ежевика
8. Черника
9. Клюква
10. Ландыш
Иллюстрации с изображениями растений и животных Красной книги.
Ход игры
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на игре «Природа вокруг нас». Игра посвящена
природе Луховицкого края и Подмосковья.
Перед началом игры я хочу вам прочесть замечательное стихотворение:
Стали люди сильными как Боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках.
Мы давно освоили Планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные - сотрешь ли, человек?
(А.Плотников)
Строки этого стихотворения призываю нас задуматься о будущем. А для этого необходимо ценить
то, что нам дано.
В жизни много загадок, отгадать которые может только любопытный и знающий человек.
Будущее природы зависит от нас с вами. Останется ли наша планета голубой и зеленой или
превратится в пыль.
В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое с
природе родного края.
За ходом игры будет следить жюри и оценивать ваши ответы.
Участники игры делятся на 4 команды. Получают сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Ведущий:
Первый тур нашей игры «Экологические праздники».
Ежегодно в нашей стране проводится крупная экологическая акция «Общероссийские Дни защиты
от экологической опасности». Проходят Дни защиты от экологической опасности и на территории
Луховицкого района.
Окружающая природная среда в результате антропогенного воздействия изменяется в настоящее
время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия.
В 21 веке могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми
последствиями.
Оттого, как мы будем относиться к природе, зависит и наше будущее.
Начинаем первый тур игры. Я буду зачитывать вопрос и четыре варианта ответа на него.
Ваша задача выбрать правильный ответ. Время на выполнение 30 секунд. Отвечает команда - первая поднявшая сигнальную карточку с цифрой номера варианта ответа. Если ответ дан неверно - выслушиваются ответы других команд в порядке очередности.

1. В какое время года отмечается День Земли?
1 осенью (22 ноября)
2 зимой (22 декабря)
3 весной (22 апреля)
4 летом (22 июля)
2. В октябре отмечается День защиты животных. Назовите число.
1 4 октября
2 14 октября
3 24 октября
4 30 октября
3. В каком месяце отмечается День воды?
1 в январе
2 в марте
3 в августе
4 в ноябре
4. Назовите дату, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды?
1 5 февраля
2 5 апреля
3 5 июня
4 5 сентября
Второй тур игры посвящен животным нашего края
Задание: каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время обсуждения 1 минута.
Если команда, которой задавали вопрос, не дала правильного ответа - право ответить имеет другая команда, первая поднявшая сигнальную карточку.
1. Какой за пушистый зверек, проживающий в наших лесах, характер которого не по росту задиристый, умеет отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Разных гнезд у зверька несколько (до 5) - дл« сна, для потомства, для укрытия от непогоды. Устраивая частые новоселья зверек спасаете* таким образом от паразитов. О каком зверьке идет речь? (о белке).
2. Существование зайца на Земле далеко не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи, с том, что в нашем краю на одного зайца - 10 охотников. Как же зайцы умудряются выжить1: (их спасает плодовитость: выводков бывает до 3-4 в год и в каждом по 8 детенышей).
3. Живет этот зверек обычно под землей. Порой охотится и на земле, шаря носом в опавшей листве и во мху. И тут, наткнувшись подслеповатой, но чуткой мордой на зайчонка - без жалости его съедает. Догадайтесь, о ком идет речь? (крот).
4. Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет - попирует. Муравейник для него - находка особенно приятная. Когда с моховых болот найдет снег - клюкву собирает. Щуки на разливе пойду! метать икру - и он туда же. О ком идет речь? (о медведе).

Третий тур игры «Деревья нашего окружения»
Этот тур игры мы посвящаем деревьям. Сейчас вы вновь будете работать с сигнальными карточками, которые находятся у вас на столах. Я буду зачитывать вопрос, и давать 3 варианта ответов. Задача команды - выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве
ветра. Это дерево считается самым беспокойным, самым шумливым.
1 осина
2 дуб
3 клен
2. Два дерева, растущие у памятника «Луховицкому огурцу» являются памятниками природы.
Как они называются?
1 каштаны
2 вязы
3 белая акация
3. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, кора и
древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали
жилище зимой. Назовите это дерево?
1 клен
2 береза
3 рябина
4. Хвойные растения, южные гости, растущие на улицах нашего города:
1 голубая ель
2 туя
3 лиственница
Четвертый тур игры «По страницам Красной книги»
В этом туре мы будем говорить о редких животных и растениях нашего края.
Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за 1 минуту обсуждения должны определить о каком
растении или животном идет речь?
Если команда, которой задавался вопрос, ответил неверно, то право ответа переходит той команде,
которая перовой подняла сигнальную карточку.
1.Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень-
травой. Свое название растение получило в честь мифических нимф. Растет в стоячих или медленно
текущих водоема, а сорванные цветы быстро закрываются и вянут. О каком растении идет речь?
(кувшинка белая).
2.В нашем районе это растение встречается в заокской зоне, в старицах реки Оки - озерах Сосновое,
Ситное, Долгое. За форму плодов его иногда называют «чертиками». Дайте правильное его
название? (водяной орех - чилим).
З.В начале цветения, в апреле-мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только цветок -
мохнатый венчик желтого или фиолетового цвета. Существует поверье, что растение обладает
усыпляющим действием. Как оно называется? (прострел раскрытый или сон-трава).
4.Этот зверек - представитель семейства насекомоядных. Обитает у водоемов, занесен в Красную
книгу Московской области и СССР. Кто это? (выхухоль).
Пятый тур игры «Птица года»
Союз охраны птиц России, начиная с 1996 года, проводит акцию «Птица года», цель которой -сохранить видовое разнообразие диких птиц. Каждый год посвящается одной птице, о которой собираются данные: места обитания, численность, неблагоприятные моменты, либо опасность для жизни птиц. Назовите птицу года - 2014 . Отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку с номером правильного ответа.
1. Скворец
2. Черный стриж +
3. Синица
4. Чайка
Шестой тур игры «Особо охраняемые природные территории»
Создание особо охраняемых природных территорий - одна из форм сохранения видового разнообразия растительного и животного мира.
В Луховицком районе в число особо охраняемых природных территорий входят озера Сосновое и Ситное.
Они являются:
1. заповедниками +
2. государственными заказниками
3. памятниками природы
Дайте ответ, подняв сигнальную карточку с номером правильного ответа. Отвечает команда, первая поднявшая карточку.
Седьмой тур игры «Советы и приметы»
Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайны разгадать.
Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как стало бы уныло! Нет привычных тополей, берез, нет крапивы у забора, и дом опустел бы без цветов. В последние 2-3 столетия растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Это происходит потому, что люди забывают о ее роли. А ведь если внимательно присмотреться к миру растений, то они как самые точные приборы укажут нам направление света, расскажут о погоде, и даже подскажут который час. А знаете ли вы приметы? Сейчас мы это проверим.
К какой погоде ноготки закрывают цветы? (к дождю)
Большой урожай рябины - к чему? (к холодной зиме).
Если утром на траве роса - то это означает...? (днем дождя не будет).
Поникли листья клевера - ? (к дождю).
Если бурьян вырос высокий - ? (будет много снега).
Водные растения плачут - ? (к дождю).
Осенью расцвели шиповник, одуванчик...? (к долгой теплой осени).
Поздний гриб - ? (поздний снег).

Рекомендуем посмотреть:

Экологический проект в начальной школе Сценарий экологического праздника, посвященного Дню воды для 4-9 классов Экологическая акция «Спасатели» Методическая разработка эколого-краеведческого фестиваля для школьников

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

День земли. Сценарий для школьников

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Игровая программа «Веселые старты» в летнем лагере. Сценарий | Консультация для родителей детского сада. Средняя группа
Опубликовано: 870 дней назад (23 июля 2014)
Просмотров: 3647
+5
Голосов: 7
Елена Николаевна Тихонова # 23 июля 2014 в 17:30 +2
Сейчас очень актуальна тема природы. В вашей работе хотелось бы увидеть: цели и задачи, интересный вариант деления на команды. Интересны, разнообразный, познавательный материал. Мне нравится!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:12 +2
Елена Николаевна, спасибо! Рада вас слышать.
Марина Викторовна Мамедова # 23 июля 2014 в 17:46 +2
Мне очень понравилось,тема не мало важная в наше время,т.к здоровье человека зависит от состояния окружающей среды.Очень интересная игра.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:12 +2
Марина Викторовна,спасибо Вам большое за то, что нашли время и оценили мою работу. Мне очень приятно, что Вам понравилось.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 23 июля 2014 в 19:42 +2
Галина Евгеньевна! Спасибо за предоставленный материал. Прочитала "от корки до корки". Тема экологии меня интересует давно, но сознаюсь, не на все вопросы могла ответить. Поделитесь, где брали информацию и проверенная ли она? Хорошо, что игра адаптирована к вашему району. Она не только способствует развитию кругозора у ребят, но и привлекает внимание к природе родного края. Какие два дерева, растущие у памятника «Луховицкому огурцу» являются памятниками природы? Еду к вам третий год, никак не доеду. Желаю дальнейшей благотворной работы.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:15 +3
Алла Абдулмеджидовна, спасибо за комментарий. Надеюсь, что соберетесь и к нам приедете наконец. А деревья у памятника огурцу вязы.
Татьяна Попова # 23 июля 2014 в 20:40 +2
Понравился ваш материал. Задания очень интересные, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Тема экологического воспитания очень актуальна в наше время.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:16 +3
Татьяна,спасибо Вам большое за то, что нашли время и оценили мою работу. Мне очень приятно, что Вам понравилось.
Галина Анатольевна Давыдова # 23 июля 2014 в 23:39 +3
Данный материал способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе . Задания данной разработки подобраны так, что окружающий нас мир рассматривают с наиболее простых, близко расположенных и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Актуализация знаний в данной разработке построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению, что несомненно вызовет интерес у детей Спасибо за работу!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 августа 2014 в 11:17 +3
Галина Анатольевна, спасибо, за очень интересный комментарий!
Шырын Галымжановна Нугиева # 21 сентября 2014 в 19:21 +2
Добрый вечер Галина Евгеньевна!!Данный вами материал очень понравилось!!Взяла для себя много интересного и полезного, т.к. тема очень актуальна.Спасибо Вам)))Дальнейших творческих успехов Вам!!!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 сентября 2014 в 19:38 +3
Шырын Галымжановна спасибо за положительный комментарий.
Евгения Алексеевна Дружинина # 26 сентября 2014 в 19:37 +2
Добрый вечер Галина Евгеньевна! Данный материал способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе. Спасибо за работу!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 сентября 2014 в 19:39 +3
Евгения Алексеевна спасибо Вам большое за положительный комментарий.
Ольга Ивановна Турбина # 26 сентября 2014 в 21:05 +2
Мне очень понравилось,тема не мало важная в наше время,т.к здоровье человека зависит от состояния окружающей среды.Очень интересная игра.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 26 сентября 2014 в 21:06 +3
Ольга Ивановна спасибо Вам большое за положительный комментарий.
Татьяна Александровна Ковальских # 25 ноября 2014 в 22:03 +2
Тема интересная, хорошо раскрыта. Детям повезло, что у них такой творческий педагог!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 23 декабря 2014 в 22:46 +2
Татьяна Александровна спасибо Вам большое за положительный комментарий.