Конкурсы для педагогов и детей

Конспект музыкального занятия для подготовительной группы детского сада «Музыка родного края»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы ДОУ
Различные формы приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному искусству региона, использующиеся на занятии, обогатят и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. Использование образно-игровой формы позволит усваивать знания в процессе активной творческой деятельности детей.
Музыкальный и игровой материал подобран с учетом ФГОС, идеи и материалы могут быть реализованы на музыкальных занятиях в организациях дошкольного и общего образования.

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви к музыке родного края.
Задачи:
1. Познакомить с образцами мордовского, русского, татарского музыкального фольклора и произведениями композиторского творчества республики Мордовия.
2. Вызвать интерес к прошлой и современной истории своего края, национальному костюму.
3. Сформировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения мордовских песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.
4. Развить у детей нравственно-эстетические качества, способность эмоционально-образного восприятия национального музыкального искусства.
Предшествующая работа:
1. Рассматривание репродукций картин мордовских художников, портретов мордовских композиторов, слайды с изображением музыкальных инструментов, эскизов костюмов, просмотр DVD –дисков.
2. Прослушивание в записи фольклорной и профессиональной музыки мордовского края.
3. Знакомство с новыми словами; беседы о композиторах Мордовии, об особенностях национального характера народов, проживающих в республике, о духовных, нравственных ценностях, заложенных в их песнях.
Методические приемы:
1. Драматизация песни, вступительное слово.
2. Организация художественной среды и установка на восприятие песни.
3. Пение вместе с взрослыми, индивидуальная форма исполнения.
4. Внесение атрибутов, музыкальных инструментов.
5. Метод умственного поиска: вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о той музыке, которая родилась и живет в нашем мордовском крае - крошечном уголке России, месте, где мы живем.
Вы найдете в музыке нашего края то, что даст отдых уставшему сердцу, развеет грусть-печаль, вольет необыкновенную теплоту, от которой вы забудете все самое неприятное.
Давайте послушаем и попытаемся понять ее. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в волшебный мир звуков.
А чтобы вам было легче слушать музыку, я предлагаю кому-то из вас прочитать стихи о своем крае:
Много есть на свете мест,
Где широкие луга,
Неба синь и глубина,
Где высокие леса, рек песчаных берега.
Но в одном лишь уголке
Так поет душа,
Только тут она летит
Песней в облака.
Для меня мордовской
Краше нет земли,
И горжусь, что я зовусь
Мокшанкой из мордвы! (Наталья Кижаева школа №9
г. Рузаевка)

Звучит эрзянская народная песня «Вирь чиресэ» («На опушке леса») в исполнении фольклорного ансамбля «Келу».
Музыкальный руководитель: О чем рассказала музыка? (Ответы детей: О красоте родного края). В чем заключается красота? Что вы услышали или увидели в этой музыке? (Ответы детей: Синее небо, белые облака, просторные поля, зеленые луга). Какая музыка по характеру? (Ответы детей: Музыка задушевная, певучая). Какими словами можно определить жанр этой мелодии? (Ответы детей: Лирическая песня). А в чьем исполнении прозвучала песня? (Ответы детей: В исполнении фольклорного женского ансамбля «Келу»).
Музыкальный руководитель: Издавна живет здесь гостеприимный многонациональный народ. А какие представители национальностей проживают у нас в республике? (Ответы детей: Русские, мордва, чуваши, татары). Поэтому в Мордовии звучат разные песни: и мордовские, и татарские, и русские. Попробуйте отгадать, чья музыка звучит?
Звучит татарская мелодия, затем русская и мордовская - дети угадывают.
Музыкальный руководитель: А на каких языках разговаривает мордовский народ? (На эрзянском и мокшанском языках). На этих языках много детских песенок, считалок, прибауток. Поиграем в игру «Узнай песню на мордовском языке». Кто узнает знакомую мелодию, выбирает нужную картинку, ставит на доску. Затем песенку исполняем!
Дидактическая игра «Узнай песенку на мордовском языке.
Звучат песни-(М)«Вай, дали, дали» (Ой, дали,дали),
(Э) «Ашо лов» (Белый снег),(Э) «Истя минь эрятано» (Так мы живем),
(М) «Каляда»,(Э) «Танцы- бранцы».

Музыкальный руководитель: Дети, а кто может назвать первого профессионального композитора Мордовии? (Ответы детей: Леонтий Петрович Кирюков). А почему его считают основоположником мордовской музыки, первым национальным композитором? (Ответы детей: Потому что первый из композиторов стал сочинять музыку на мордовском языке, написал первую оперу на мордовском языке).
Музыкальный руководитель: Первые мордовские песни и сказки будущий композитор услышал от своей матери. Каждый вечер засыпал Леонтий под звучание колыбельной, которую тоже пела ему мама:
Тютю- балю, матт, идняй, Тютю- балю, нармоняй...
(Баю-баю, спи, моя детка, Баю-баю, моя птичка) (дети хором переводят)
Дошкольники слушают песню Л.П.Кирюкова «Тютю - балю» в исполнении воспитательницы или музыкального руководителя и подпевают.
Музыкальный руководитель: А с какой еще колыбельной песней мы недавно познакомились? Кто ее автор? (Ответы детей: Сергей Терханов). Да, Сергей Яковлевич Терханов – это современный композитор Мордовии, который много сочинял для детей.
Звучит «Колыбельная» С. Терханова.
Музыкальный руководитель: А если сравнить эти колыбельные, можно найти в них те особенности, которые отличают их друг от друга? И наоборот? (Ответы детей: Отличается тем, что первая колыбельная поется на мордовском языке; а колыбельные похожи характером: мелодия мягкая, светлая, нежная, спокойная, любящая).
Музыкальный руководитель: Обращаю ваше внимание на музыкальные инструменты. Какая музыка будет звучать? (Ответы детей: Инструментальная). Какие инструменты из двух групп вы выберете для озвучивания «Шуточного танца» мордовского композитора Нины Кошелевой? Почему? (Ответы детей: Народные; мелодия написана в духе мордовских народных песен). Когда и где, например, этот танец может звучать? (Ответы детей: В рождественском доме, когда девушки и парни устраивают игры, пляски).
Звучит «Шуточный танец» Н. Кошелевой (озвучивание на народных инструментах).
Музыкальный руководитель: А какие инструменты будут озвучивать пьесу Сергея Терханова «Фокстрот»? Почему? (Ответы детей: Эстрадно–духовые; фокстрот - эстрадный танец, исполняется в джазовом стиле).
Этот танец пришел к нам из Европы, и мы как часть цивилизованной Европы, играем светскую музыку. В нашем городе проходят джазовые фестивали под названием «Вейсэ джаз», что означает «Вместе играем джаз!».
Звучит «Фокстрот» С. Терханова (озвучивание эстрадно-духовыми инструментами)
Музыкальный руководитель: Наша республика очень музыкальная, ансамбли с мордовскими названиями «Торама», «Морденс», «Умарина», «Келу» объездили весь мир. А как ласково называют березоньку по-мордовски? (Ответы детей: Келуня). Есть мордовская притча о том, как красавица эрзянка Киля боролась с татаро-монголами, как на ее могиле выросло деревце и назвали его именем Кили, что по-мордовски значит «береза» (на эрзянском языке слово «береза» звучит «киля», а на мокшанском - «келу»). Поем караоке.
Песня (М) «Луганяса келуня»(На лугу березка) - дети поют караоке.
Звучит в записи песня «Мордовочка» Г.Г. Сураева-Королева.
Музыкальный руководитель: Вы узнали песню? (Ответы детей: Мордовочка) Кто написал ее? (показывает портрет композитора) (Ответы детей: композитор Г.Г. Сураев-Королев). Что хотел выразить в своей песне композитор? (Ответы детей: Гордость за свою нацию, красоту мордовской девушки).
А кто из художников Мордовии подчеркивал красоту мордовской девушки на своих полотнах? (Ответы детей: Федот Сычков).
Рассматривание репродукций картин Федота Сычкова
Музыкальный руководитель: А в танце можно выразить красоту мордовской девушки? Через что? (Ответы детей: Через движения, костюм, осанку, мимику). А какие мордовские танцевальные движения вы можете назвать и показать? (Ответы и показ детей: «Вертушок», «Лепешки», «Солнышко», «Замочек», «Мордовка ругается» и т.д.).
Посмотрим, как это делают девушки из ансамбля «Морденс».
DVD – просмотр
Музыкальный руководитель: У нас в республике много танцевальных коллективов, в репертуаре каждого есть мордовские танцы. Своим мастерством мордовские танцоры завоевали право проводить чемпионаты мира по танцам у себя на родине!
Танцевальная композиция «Пек вадря!» (Очень хорошо!) - исполнение группы детей.
Музыкальный руководитель: Так какая музыка живет в нашем крае? (Ответы детей: Народная и профессиональная). Кто ее сочиняет? (Ответы детей: Народ, композиторы). Вы любите ее слушать и петь? (Да!) И в народной музыке и в авторской все напоминает нам о самом главном – только здесь родимая земля, здесь мы родились и живем, здесь наши близкие и здесь наши корни.
И недаром говорят: «Человек без Родины – что соловей без песни!». Так давайте каждый день встречать новый рассвет, который несет мир нашему дому, дому наших друзей и близких, в том месте, где мы живем! Шумбрат, Мордовия! Шумбрат, Саранск!
Песня «Шумбрат, Саранск!» Н. Митина

Рекомендуем посмотреть:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста

Похожие статьи:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Участник №87 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Занятие в мини-музее детского сада: «Календарно-обрядовые праздники»
Опубликовано: 32 дня назад (6 ноября 2016)
Просмотров: 139
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Татьяна Гуляева # 3 декабря 2016 в 19:43 0
Галина Николаевна! Замечательно, что Вы знакомите воспитанников с музыкой и историей многонациональной России. Такие занятия способствуют не только разносторонней музыкальной образованности детей, но и воспитывают толерантность к другим народам.
+1!