Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка: Редактирование и правка текста, 9 класс

Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: «Редактирование и правка текста».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с работой писателей над совершенствованием произведений.
2. Показать значение упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений.
3. Повторить сведения о приёмах редактирования, о технике правки рукописи. Учить детей редактировать и править текст.
4. Развивать интерес к родному языку, развивать речь обучающихся.
5. Воспитывать нравственно – патриотические чувства через содержание дидактического материала, через привитие любви и уважения к родному языку.
6. Воспитывать культуру речи.

Оборудование:
1. Выставка книг:
Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке», М., 1978.
Ладыженская Т.А. «Развивайте дар слова» М., «Просвещение», 1978.
Горбачевич К.С. «Нормы современной русской литературы» М., 1981 и др.
2. Фотокопии рукописей разных писателей.
3. Материалы лингвистической экспедиции.
4. Тетради по развитию речи.
5. Проектор для показа слайдов.
6. Карточки для редактирования.

Эпиграфы к уроку:
1. Неудовлетворённость достигнутым! Она, как тень, должна сопровождать автора и редактора. Всегда, на всех этапах работы над рукописью. Иначе не достичь даже малых высот в искусстве. К. Рождественский

2. Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы лилось из – под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит. А.Н. Толстой

Слово учителя.
Есть в нашем языке выражение: «Муки творчества». Оно с предельной краткостью и исчерпывающей полнотой выражает то, что испытывает каждый мастер своего дела, каждый человек, влюблённый в свой труд.
Муки творчества. Их испытывает конструктор, создающий машины, и токарь, вытачивающий детали этой машины. Муки творчества знакомы и крупнейшему учёному, и лаборанту в лаборатории этого учёного. Сотни и тысячи опытов, сотни и тысячи неудач…И снова опыты, напряжённая работа, мысли до тех пор, пока не будет создано задуманное.
Так и у писателя.
Велика ответственность писателя, ибо он общается с миллионами читателей, ибо он работает со словом – средством общения людей.
« Слово – дело великое, - писал Л.Н. Толстой, - великое потому, что словом можно соединить людей, а можно и разъединить их».
Чем талантливее писатель, чем замечательнее его замысел, тем полнее он осознаёт свою ответственность перед обществом, тем больше труда, времени и сил отдаёт он своему произведению. Не случайно работа Л.Н. Толстого служит ярчайшим примером творческого и самоотверженного труда.
Всмотритесь в рукописи выдающихся мастеров слова ( слайды), вдумайтесь в то, что говорят они о своей неустанной , поистине титанической работе по совершенствованию, улучшению произведений, когда, по словам Маяковского, «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», и вам станет ясно, что успеха в работе над обычными школьными сочинениями вы сможете добиться, если будете перечитывать написанное, совершенствовать его. ( На слайдах рукописи: страница «Полтавы» А.С. Пушкина, черновая страница «Осени» А.С. Пушкина, вариант начала романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, начальные строфы стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» А.С. Пушкина).

Что же говорят писатели о необходимости неустанного и многократного совершенствования написанного?
Так, например, Гессен, автор книг о Пушкине и его времени, писал о том, как работал великий поэт: « Мы с большим интересом следим за тем, как, заменяя одно слово другим, одну строку другой, Пушкин кропотливо работал над своими произведениями. Количество правок иногда так велико, что невероятно трудно проследить за ходом мысли поэта. Закончив стихотворение, Пушкин уже переписывает его набело – не просто переписывает, а снова творит: отдельные слова и рифмы всё ещё не удовлетворяют его, он зачёркивает их и заменяет другими». («Всё волновало нежный ум», М., 1965, стр.32 – 33).
А вот любопытное свидетельство К.Г. Паустовского: «Недавно я видел рукопись Пушкина – это зрелище поучительное. Вы видите, как идут поиски слова. В одном месте я насчитал 12 или 14 эпитетов, которые Пушкин всё время менял».
Ребята, вдумайтесь: Пушкин – гений – и кропотливая работа, исследования, переделки, зачёркивания и бесчисленные замены одних слов другими. Что же это? А это и есть, как говорил В.Я. Брюсов, «…чудо превращения написанного неясного контура в совершенную картину…» А это требует труда даже от таких великих людей, как Пушкин. Таким образом, правка и многократная переработка текста – один из самых важных этапов работы над рукописью.
Сегодня мы потренируемся в редактировании и правке текстов, отдельных предложений, выполним разные упражнения, которые, конечно, не совершат чуда, вы не станете сразу писать безупречных сочинений, нет. Но они должны дать вам необходимые практические умения, помочь вам укрепиться в мысли о необходимости работать над сочинением так, как советовал К.Г. Паустовский: « Я думаю, что надо работать над рассказом в две страницы во всю силу, «до потолка», и вложить в этот рассказ всё самое лучшее, что в вас заключено. И никогда себя не беречь».

Ученица читает стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Учитель: На уроке мы будем пользоваться словами, значения которых должны быть понятны. Повторим попутно их правописание и произношение.

Словарная работа (обучающиеся объясняют лексическое значение слов, записывают их в тетрадь, объясняют правописание. Можно пользоваться орфографическим, толковым, этимологическим словарями)
Редакция (лат.) – приведённый в порядок;
Абзац (нем.) – 1) часть текста от одного отступа до следующего, 2) отступ в начальной строке текста.
Автор
Вариант
Заглавие
Подзаголовок
Иллюстрировать
Корректировать (лат.) – вносить поправки, поправлять что – либо.
Корректор – лицо, занимающееся корректурой.
Корреспондент
Цитата
Лаконизм – краткость выражений.
Словесное мастерство
Справочник
Энциклопедия
Информация.

Наблюдения над правкой написанного.
Цель:
1 Повторение видов языковых ошибок.
Какие бывают языковые ошибки?
Учащиеся отвечают:
-Употребление слов в несвойственном им значении;
-Неоправданное повторение;
-Неудачное использование образно – выразительных средств языка.
На каждом ученическом столе – раздаточный материал: выдержки из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные А.М. Горьким на полях рукописей.
1. Вьются дороги, разбегаются в разные стороны, как пугливые звери. ( Замечания Горького: «Неудачное сравнение. Чем дорога похожа на волка или медведя, даже когда они бегут?»)
2. В карьер несутся эскадроны. Вот остановились. Каплями крови алели знамёна. (Замечания Горького: «Знамёна каплями… Хорошо ли? Уж сказал бы – пятнами»).
3. Серебряным рублём катится луна. ( Замечания Горького: « Маловата…»).
4. «Стой!» – кричали они, треща винтовками по беглецу. (Замечания Горького: « Стреляя из винтовки».)
5. Мелькнула перед глазами тень падающего с лошади человека. ( Замечания Горького: «Фигура»).
6. Работали молча, без слов… ( Замечания Горького: «Какой смысл писать «молча, без слов», когда ведь ясно, что если человек молчит, он не говорит».

А сейчас попробуем представить себя редакторами.
Цель: отредактировать данный текст.

Самостоятельная работа . Редактирование данного текста.( 5-6мин.)
Через проектор демонстрируется текст с речевыми, орфографическими и пунктуационными ошибками.
Например:
Родина как огромное дерево на нём несощитать листьев. И всё что мы делаем доброго прибавляет силу ему. А ведь всякое дерево имеет корни. Без них его повалил бы даже не сильный ветер. Корни питают дерево связывают его с землёй. Корни – это то чем мы жили вчера, давно, тысячу лет. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела находящиеся рядом. Человеку важно знать свои корни. Каждому человеку. Всем. Тогда и воздух будет целебным, родной будет земля.

Обучающиеся редактируют текст, затем вслух объясняют свою работу.
Через проектор показывается оригинал данного текста. Дети сравнивают, делают выводы.

Оригинал:
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему.
Всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год , сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…
Человеку важно знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебным и вкусным. Дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Давайте же будем помнить об этих корнях!

Проверка домашнего задания.
Уважаемые ребята, вы явились авторами корреспонденций, то есть сообщений о текущем состоянии речевой культуры или речевого окружения в родном городе Котельниче.
Вы организовали лингвистическую экспедицию, побывав на почте, на вокзале, в магазинах, на рынке. У прохожих, соседей вы брали интервью « Нужно ли говорить правильно?».
Все ваши наблюдения – об уровне речевой культуры, о соблюдении норм родного языка.
Прослушивание записей интервью.
Вопросы для интервьюирования:
1. Поставьте правильно ударение в словах:
Новорождённый, обеспечение, мусоропровод, комбайнер, тефтели, торты.
2. Есть ли грамматические ошибки в предложении:
Сын пришёл со школы и спросил сколько время.
3. Ответьте на вопрос: «Исправите ли Вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?»
4. Ответьте на вопрос: «Нужно ли говорить правильно?»

«Мусоросборничек».
Цель: какие и где нашли ошибки в нашем городе: в объявлениях, в названиях товара в магазинах, в газетах, услышали ошибки в речи взрослых людей.
Учащиеся комментируют свой «мусоросборничек».

Работа с классическим текстом.
Классический текст всегда для нас является образцом. У великих писателей мы учимся правильно говорить, грамотно выражать свои мысли.
Учитель предлагает каждому ученику небольшие отрывки в основном из произведений М.М. Пришвина ( на карточках).
Цель: внимательно прочитать текст, закрыть ( перевернуть карточку), письменно воспроизвести и сравнить с оригиналом.
Примеры карточек из произведений М.М. Пришвина:
1. Мне принесли большую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал ко мне в окно, и поставил стакан с цветком против луча. Тогда жёлтое внутри лилии вспыхнуло, белые лепестки стали яркими. Мне показался цветок отображением солнца на небе.
Долго я смотрел на него и затосковал по воде.
2. Нашли орех, расколотый надвое, как будто по линеечке его пилой резали. Учёные люди думали о том, какой зверь мог так ровно разделить орех. Отчего раскололся орех?
3. Где ты, мой друг? За долами и за синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого? Я надеюсь увидеть тебя в будущем. Как бы мне хотелось всё своё тебе рассказать, во всём с тобой посоветоваться.

Домашнее задание: отредактировать предложения, данные на карточках каждому. Эти предложения взяты из сочинений и изложений учащихся.

Обобщение урока.
Работайте над собой! Заставляйте себя внимательно прислушиваться к речи образованных людей, специалистов, дикторов радио и телевидения.
В сомнительных случаях проверяйте себя по словарям и справочникам.
Читайте лингвистическую литературу.
Успехов вам!

Рефлексия.
Уходя с урока, каждый кладёт в кармашек, прикреплённый к дверям, кружочек определённого цвета:
Красный цвет – работал на уроке с радостью, с желанием.
Синий цвет – цвет обычности, посредственности.
Чёрный цвет – не понравилось на уроке, считаю тему урока бессмысленной.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Конспект урока русского языка, 5 класс | Тест по литературе с ответами, 11 класс. Творчество Гумилева
Опубликовано: 486 дней назад (5 августа 2015)
Просмотров: 3487
+24
Голосов: 24
Елена Михайловна Алахвердиева # 5 августа 2015 в 16:56 0
Здравствуйте Галина Николаевна! Прекрасный конспект урока. Редактирование и правка текста - важная тема для всех нас и не только для педагогов и учеников, но и для каждого взрослого человека. Писать тексты приходится каждому из нас. В начале занятия убедительно объясняется, что труд писателя - тяжкий труд и важность умения редактировать тексты. Подбор слова - это все равно что искать крупинку золота в речном песке. Конспект богат текстами - примерами - заданиями для правки. Обогащение словарного запаса учеников идет через задание словарной работы. Результативность от такого урока я думаю будет высокой! Голос + 1.
Галина Николаевна Сыромукова # 5 августа 2015 в 17:38 0
Спасибо.
Наталия Леонидовна Никитенко # 5 августа 2015 в 18:47 0
Здравствуйте, Галина Николаевна!
Приятно читать текст (Ваш конспект), который написан достаточно грамотно. Хотя заголовки можно было бы писать и без точек smile Вами проведена большая работа по подготовке данного урока. Урок получился очень насыщенный, подобрано много материалов. Благодаря таким занятиям обучающиеся, безусловно, научатся писать хорошие сочинения.
Мне бы хотелось увидеть в этой работе более подробно, как прошла лингвистическая экспедиция «Нужно ли говорить правильно?». Какие выводы сделали ученики? (Ребята, наверное, с удовольствием в неё отправились)
Дальнейших творческих успехов, Галина Николаевна!
Анастасия Викторовна Кузнецова # 5 августа 2015 в 19:22 0
Здравствуйте!Познакомилась с Вашим материалом-полезно,грамотно и чётко написано.Хорошая подборка оборудования,продумана словарная и самостоятельная работа,есть время на проверку домашнего задания.Голосую!
Оксана Петровна Харина # 5 августа 2015 в 20:11 0
Здравствуйте, Галина Николаевна!Спасибо за приглашение на урока русского языка. Тема интересная "Редактирование и правка текста" не только для ребят 9 класса, но и для нас. Урок получился познавательным и творческим. Интересно, какой цвет кружочков преобладал на двери? Спасибо за урок. Примите голос № 3.
Наталья Константиновна Клочкова # 5 августа 2015 в 20:51 +1
Здравствуйте Галина Николаевна! Конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями
к уроку. Продуманы и решены задачи образования, воспитания и развития. Хорошая подборка текстов для правки. Голос №4.
Татьяна Александровна Толстикова # 5 августа 2015 в 21:18 +1
Галина Николаевна, добрый вечер! Спасибо за приглашение, получила огромное удовольствие от Вашего урока. Тема настолько интересная, что захватила меня с самого начала. Приведены прекрасная примеры из жизни и творчества великих классиков, дана возможность ребятам самим побывать в роли редакторов. Уверена, что материал будет интересен Вашим коллегам. Галина Николаевна, оформление публикации, на мой взгляд, не совсем соответствует требованиям портала. А за прекрасное содержание с удовольствием голосую.
Раиса Владимировна Коломыцева # 5 августа 2015 в 21:53 0
Добрый вечер, Галина Николаевна! Прекрасный материал урока по русскому языку. Думаю, что вашим опытом воспользуются многие коллеги, голосую! dance
Вера Александровна Орехова # 6 августа 2015 в 10:03 +1
Галина Николаевна, спасибо за приглашение.
Интересный и познавательный конспект урока Вы предложили.
Вы развиваете интерес к родному языку, развиваете речь обучающихся, воспитываете нравственно – патриотические чувства, культуру речи.
Голос +1.
Желаю дальнейших творческих успехов!!!
Надежда Боевна Кикеева # 6 августа 2015 в 12:35 0
Здравствуйте, Галина Николаевна! Вы обратились к актуальнейшей проблеме сегодняшнего дня. Культура речи и взрослых, и детей падает. У наших учеников это находит отражение и в письменной речи, проявляется многочисленными речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. Используя методы и приемы, которые выбрали Вы, содержательный материал урока, я думаю, можно добиться более осознанного и бережного отношения детей к слову, способствовать повышению культуры речи в целом, регулярно возвращаясь к этой теме. Очень полезный материал. Мой Вам голос.
Ольга Ивановна Марченко # 6 августа 2015 в 14:01 +1
Здравствуйте, Галина Николаевна! Спасибо за хороший конспект урока по русскому языку. Примите мой голос!
Ирина Николаевна Ступченко # 6 августа 2015 в 14:34 +4
Отличный материал. Тема очень востребована, и несомненно нужна в работе каждого педагога. Беру на заметку. А Вам голос!
Инна Юрьевна Ткачук # 6 августа 2015 в 21:06 +5
Добрый вечер, Галина Николаевна!Конспект урока - замечательный. Видно сразу, что в ходе урока, у детей происходит развитие умственных процессов, операций: анализ, синтез, обобщение. Мой голос - Ваш!
Елена Викторовна Багрова # 7 августа 2015 в 11:30 +5
Здравствуйте Галина Николаевна! Спасибо за хороший качественный конспект урока русского языка. Тема очень востребована и нужная.Вам голос!Удачи!
Ирина Юрьевна Ручина # 7 августа 2015 в 17:11 +5
Галина Николаевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока русского языка "Редактирование и правка текста" получился у Вас очень интересный, актуальный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Любовь Николаевна Комова # 8 августа 2015 в 12:52 +5
Здравствуйте Галина Николаевна! Спасибо за приглашение на урок русского языка "Редактирование и правка текста". Конспект хорошо продуман, тема актуальная и нужная. К уроку проведена большая подготовительная работа. Есть небольшое пожелание по оформлению работы. С правилами оформления публикации можно ознакомиться на данном сайте. Желаю удачи! Мой голос № 12.
Ольга Васильевна Яковлева # 8 августа 2015 в 19:45 +3
Здравствуйте, Галина Николаевна. Спасибо за приглашение на урок русского языка. Он получился интересный, познавательный, актуальный, творческий, содержательный. Детям предоставлялась возможность быть самостоятельными, активными, инициативными. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Дальнейших творческих успехов! голос
Екатерина Петровна Беликова # 9 августа 2015 в 23:36 +2
Здравствуйте, Галина Николаевна. Познакомилась с конспектом урока русского языка в 9 классе «Редактирование и правка текста», задачами которого являются: познакомить учащихся с работой писателей над совершенствованием произведений; показать значение упорного и настойчивого труда над рукописью их собственных сочинений; повторить сведения о приёмах редактирования, о технике правки рукописи; учить детей редактировать и править текст; развивать интерес к родному языку, развивать речь обучающихся; воспитывать нравственно – патриотические чувства через содержание дидактического материала, через привитие любви и уважения к родному языку; воспитывать культуру речи. В течение урока они были реализованы. Урок начат организованно со вступительного слова учителя о редактировании текста Великими, со стихотворения Тургенева, прочитанного подготовленной ученицей. Далее следует словарная работа, повторение видов языковых ошибок, очень понравилось наличие примеров из рассказов начинающих авторов и замечания, сделанные А.М. Горьким на полях рукописей, такие наблюдения/сравнения позволяют активизировать умственную работу учащихся и в дальнейшем с успехом выполнить самостоятельное редактирование представленного учителем текста. А при сравнении с оригиналом девятиклассники могут наглядно увидеть «...чудо превращения написанного неясного контура в совершенную картину...». Очень понравилось домашнее задание с прошлого урока. ТАКАЯ КОЛОССАЛЬНАЯ работа, проделанная, должно быть, каждым, вполне могла бы в дальнейшем превратиться в индивидуальные, групповые или коллективный проекты!!! На уроке присутствует еще работа с классическим текстом. Подведены итоги. Задано домашнее задание. Не увидела работы с эпиграфами, можно было акцентировать внимание на высказывания А. Н. Толстого и К. Рождественского во время подведения итогов, выслушать мнения учащихся о смысле написанного. Что касается оформления материала, не указан автор, нет описания работы, нет цели материала (целями названы задачи урока), отсутствуют иллюстративный материал и презентация. На сайте есть правила оформления материала.
В целом урок понравился. Многие моменты взяла себе на заметку. Спасибо за урок! Желаю творческих успехов! Голосую.
Головина Татьяна Сергеевна # 12 августа 2015 в 20:26 0
Здравствуйте, Галина Николаевна. Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей разработкой. Тема очень интересная и нужная. Понравились некоторые виды заданий, например, «Мусоросборничек». Думаю, что данное задание формирует внимание, находя ошибки в объявлениях, в названиях товара в магазинах, в газетах в городе. Это, конечно, направлено и на формирование устной и письменной речи обучающихся. Работая с младшими школьниками, хочется сказать, что систематически предлагаю подобные и другие задания своим ученикам. Спасибо за урок.