Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка, 5 класс

Методическая разработка урока русского языка: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В СТРАНУ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Цели урока:
1. Познакомить учащихся 5 класса с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается сказочная обрядность и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок.
2. Дать возможность ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок, формировать умения определять в сказке сказочные языковые средства: употребление синонимов, антонимов, постоянных эпитетов, гипербол, сказочных выражений, использование большого числа слов с суффиксами субъективной оценки, преобладание предложений с особым порядком слов.
3. Воспитывать у учащихся любознательность, развивать сообразительность, утверждать в их душах чувствительность к тончайшим оттенкам мыслей и чувств других людей, одухотворять, вдохновлять их ум красотой слова, мысли.
Оборудование:
1. Сказочный указ.
2. Специальная газета «Загадки страны Сказочного Языка»
3. Оформлена выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами, наглядных пособий, изготовленных детьми.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята!
Для того чтобы нам с вами познакомиться с удивительным сказочным языком, узнать поближе, какими художественными приёмами и средствами создаётся сказочная обрядность и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестаёт восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим « Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка.»
Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования.
Выполнение заданий позволит вам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление синонимов, антонимов, постоянных эпитетов, гипербол, сказочных выражений, использование большого числа слов с суффиксами субъективной оценки, преобладание предложений с особым порядком слов,
повторением одного и того же глагола для указания на продолжительность действия, употребление настоящего времени в значении прошедшего.
Цель нашей экспедиции: сочинить самим не менее трех сказок.
Адрес экспедиции — сказка . Она дает возможность использовать некоторые атрибуты этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, дед-Всевед, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах.
Работа проходит как игра-соревнование между рядами.
Судьями выступают дед-Всевед (учитель) и Главный Сказочник.

Задолго до начала лингвистической экспедиции вывешивается Сказочный указ.

Указ тридесятого царства, небывалого государства.
Если в тебе горит огонь сказочного путешественника - исследователя и живёт желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь открыть неизведанные сказочные вершины и разгадать белые пятна на карте страны Сказочного Языка, приглашаю Тебя принять участие в Литературной экспедиции по стране Сказочного языка (указывается место, дата, час).
Его Величество Сказочный Язык.
К началу лингвистической экспедиции в классе выпущена специальная газета «Загадки страны Сказочного Языка», оформлена выставка детских рисунков, творческих работ. альбомов с собранными материалами. наглядных пособий, изготовленных детьми.

Первый этап лингвистической экспедиции – « В гостях у сказочного деда-Всеведа».
Задания первого этапа рассчитаны на индивидуальное выполнение в присутствии деда-Всеведа. Он передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца — здесь проявляется фантазия организаторов экспедиции) и после выполнения учениками проверяет работы, определяет ряд-победитель. Ответы учащихся на специальном занятии анализируются, отмечаются лучшие работы, подводятся итоги.

Главный Сказочник : Дорогие сказочники! Сегодня мы начинаем путешествие в удивительную страну Сказочного Языка.
Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам
на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам.
Все сказочники готовы к путешествию. Узнав об этом, к нам на занятие кружка прибыл Его Величество Сказочный ЯЗЫК.
Глубокоуважаемый Сказочный Язык, разрешите приветствовать Вас от имени всех
Ваших истинных ценителей, а у нас их немало. Прошу Вас разрешить отправиться
в экспедицию всем желающим проникнуть в прекрасный сказочный мир.

Сказочный Язык: Юные сказочники! Впервые в сказочной истории так много любителей сказочного языка одновременно собираются прибыть в мою страну. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Сказочного Языка. Я не только разрешаю посетить мою великую страну, но и с нетерпением ожидаю вас у себя. Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов приготовили для вас много сюрпризов. Не менее увлекательным будет путешествие на мыс Загадок. Кажется. вы собираетесь подняться и на сказочное Суффиксальное плоскогорье?

Главный Сказочник: Да, Ваше Величество. Намерены мы проникнуть и в сказочную пещеру Архаизмов. Нам очень хочется узнать смысл старых сказочных слов, которые’ хранятся в глубине этой пещеры. Мы думаем, что самыми увлекательными будут Самостоятельные путешествия. Каждый сказочник может выбрать самый дальний уголок страны и со своими друзьями отправиться туда.

Его Величество Сказочный Язык. О, в моей стране много неисследованных уголков: архипелаг Эпитетов, долина Сказочных Выражений, остров Сказочного Времени, озеро Пословиц и Поговорок ждут юных сказочников. Их заметки, сказочные дневники будут интересным и важным материалом для потомков.

Главный Сказочник: Дорогие сказочники! Вы знаете, какой магической силой обладает в сказке число 3, поэтому и наша лингвистическая экспедиция в мир удиви -тельной страны Сказочного Языка будет проходить в три этапа.
На первом этапе сказочный Дед-Всевед проверит, насколько хорошо подготовлены все вы к путешествию по стране Сказочного Языка. На втором этапе Бабушка-Яга предложит вам свои мудрые языковые сказочные загадки. Третий этап проводится по просьбе Несмеяны, Василисы Премудрой и Шабарши. Они предлагают вам написать три новые сказки: одну — веселую, чтобы рассмешить царевну Несмеяну, другую — сказку-загадку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову, и третью... А о чем третья, будет сказано позже!, когда все справятся со сказочными заданиями. Победителей ждут награды. Во время нашего путешествия по стране Сказочного Языка будет работать сказочное справочное бюро Деда-Всеведа, в которое вы можете обратиться с любым непонятным вопросом. Оценивать вашу работу будет специальное сказочное жюри, в которое войдут дед-Всевед, Баба-Яга. царевна Несмеяна с Василисой Премудрой и Шабарша. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.
Главный сказочный глашатай читает оформленный как грамота указ о начале первого этапа лингвистической экспедиции.
Сказочный Дед-Всевед приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить Академию Сказочных Наук, отдел загадок страны Сказочного Языка, где вас ждет много удивительных открытий и сюрпризов.

Дед – Всевед: Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, долины Сказочных Выражений приготовили для вас немало языковых загадок, над которыми давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня прочитать вам эти загадки. Может быть, вы раскроете какие-то сказочные тайны, узнаете смысл старых Сказочных слов, которые хранятся в глубине пещеры Архаизмов. Вы разобьетесь на три группы. Посмотрим, какая группа быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой группе больше знающих, находчивых и остроумных юных сказочников. Группу-победительницу ждет награда. Кроме того, мы проведем конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Дерзайте, юные любители сказочного языка!
Дед-Всевед передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца),

Задания для первого этапа лингвистической экспедиции.
Первое задание: В приведенных ниже примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение каждого из них.
1. Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
2. Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повёртывается.
3. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли - скоро сказка сказывается. да не скоро дело делается — приехал он в царство змеиное, убил царя-змея, освободил из неволи прекрасную королевну и женился на ней. После того воротился домой и стал с молодой женою жить- поживать да добра наживать.
4. Вышли они за огород, разостлали ковер- самолёт, сели и поднялись выше облака ходячего, летели-летели и спустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

Второе задание: В сказках Вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова: три гроша куплены, промеж себя.
Третье задание: Объясните значение выделенных слов в приведённых ниже предложениях.
1. Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу.
2. Что ты, мой конь споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился?
Четвёртое задание: Найдите слова и выражения, которыми можно объяснить
значение выделенных сочетаний.
1.Воротнлся Иван-царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.
2. Всех лучше царевна золотого царства — такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
З . Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
Пятое задание: Слово красный в древнерусском языке имело значение красивый , нарядный парадный, ласковый, добрый. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
1. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор и упала
у красного крыльца.
2, Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры.
З. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
Шестое задание: В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями (эпитетами): молодец добрый, дева красная, поле чистое. Какие определения употребляются при словах ночь, небо, трава, вода, леса, реки, горы, пес, конь?
Седьмое задание: Найдите постоянные эпитеты к существительным в следующих предложениях.
1. А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт — там и сватайтесь.
2. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
3. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди.
Восьмое задание: В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь- дорога, хитрей – мудрей, бить- колотить, ждать – пождать. Выделите подобные сочетания в приведенных ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.
1. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть...
2. Снарядили они (старик со старухою) всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом- солью, сели на добрых коней и поехали.
З. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое . Все двенадцать голов свистят, огнем-пламенем пышут.
4. Плохо пришлось Ивану. Чудо- юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.
5. Поутру рано Иван встал, начал одеваться –обуваться.
6. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут- то их и спалит огнем.

Задания второго этапа являются более сложными, они требуют работы с текстом, наблюдения над которыми позволяют подобрать достаточное количество примеров и сделать выводы.
Эти задания предлагаются для домашнего выполнения. Отчитывается не каждый в отдельности, а вся группа в целом, то есть на основе индивидуальных ответов составляется один общий, который вырабатывается предварительно на сборе группы. Ученики могут выполнять некоторые задания небольшими группами, совместно. Оформленные ответы (внешне и по содержанию, например, могут быть представлены в виде письма Бабе-Яге, от имени которой будут даны задания) проверяются, оцениваются.

Первый этап лингвистической зкспедиции закончился.
Сказочное жюри в составе: сказочного Деда-Всеведа, Бабушки Яги, царевны Несмеяны с Василисой Премудрой проверили ваши работы, отметили лучшие среди них. А теперь я предоставлю слово сказочному деду - Всеведу, который познакомит нас с результатами первого этапа лингвистической экспедиции.

Сказочный дед-Всевед:
Юные сказочники, Сказочное жюри проверило ваши работы. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов Синонимов и Антонимов, армии Эпитетов, долины Сказочных Выражений, разгадав те языковые загадки, которые они вам предложили. Наиболее полно и правильно ответили юные сказочники из группы, которая и стала победительницей первого этапа лингвистической экспедиция по стране Сказочного Языка.
Кроме этого, был проведен конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Им оказался…….
Ему вручается диплом почётного члена Академии Сказочных Наук.

Главный Сказочник:
А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.
Главный сказочный глашатай читает указ {оформленный как грамота) о начале второго этапа лингвистической зкспедиции.

Указ
Тридесятого царства, небывалого государства.
Старая Бабушка – Яга приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить диковинную избушку на курьих ножках, что стоит в дремучем лесу, где вас ждёт много интересных сказочных загадок.

Главный Сказочник:
Интересное и увлекательное путешествие предстоит совершить нам, дорогие сказочники. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но вот мы, наконец, и оказались в дремучем лесу около избушки на курьих ножках. Но как же войти в эту избушку? Наверное, нужно знать какие-то волшебные слова? Может, кто- нибудь из вас знает их?
Ученик:
По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, а ко мне передом» избушка повернется к нам, и мы сможем войти в неё.
Главный Сказочник:
Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Вот видите, избушка повернулась, и мы можем в нее войти.
Бабушка Яга:
- Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Заходите, заходите, юные сказочники. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Много у меня накопилось сказочных загадок, которые нужно разгадать. Все загадки мудрые, придется вам над ними как следует подумать, заглянуть в волшебные сказочные книги. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее разгадает загадки. Поэтому дам я вам три грамотки с одинаковыми заданиями, и посмотрим, кто быстрее на них ответит. Прилететь к вам я не смогу, да и в избушке меня не будет, поскольку хочу я еще раз, облететь белый свет, так что ответы свои пришлите мне в письме на имя Бабушки-Яги, чтобы я смогла их проверить и дать вам ответ. А вот вам и три грамотки с заданиями.

Представителям от каждой группы вручаются грамотки с заданиями. Задания могут быть следующими.
1. Вы знаете, что буква ф встречается в основном в заимствованных словах. Попытайтесь найти слова с этой буквой в русских народных сказках. Удалось ли вам это? Нет ли в сказках других заимствованных слов? Почему?
2. В сказках очень часто встречаются гиперболы (преувеличения). Приведите примеры гиперболического ускорения или удлинения времени.
(Иван-царевнч в сказке «Марья Моревна » от последней своей сестры добирается до
Кощея пешком за неполных три дня. А когда едет назад, то путь его, видимо, длится
неопределенно долго. Во всяком случае конь Кощея дает своему хозяину много времени на отдых, прежде чем пуститься в погоню за Иваном-царевичем (можно поле пшеницей засеять, дождаться, когда созреет, убрать, перемолотить, хлебов напечь) . В сказке «Иван Быкович» герои росли не по дням, а по часам.)
Приведите примеры гиперболически трудных сказочных заданий.
(В сказке «Мудрая жена» царь дает дураку следующие задания:
Первое задание.
— Ну, коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост — одна мостина серебряная, а другая — золотая.
Второе задание.
— Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели бы птицы райские да мяукали котики морские.
Третье задание.
— Ну. братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу-покойничку и спроси, где его деньги запрятаны.)
Четвёртое задание.
Назовите сказочные персонажи, целиком построенные на гиперболе.
(Объедало, Опивало, Мороз-Трескун.)
4. 1. Назовите сказочные выражения, имеющие целью пробудить интерес слушателей, их внимание.
(«Это не сказка, а присказка; сказка будет впереди»; «Это что за служба! Это —
службишка, служба будет впереди.»; «Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!»
4.2. Приведите примеры сказочных выражений, определяющих образ сказочных
персонажей или описывающих принадлежащие им предметы!
(«На поляне горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать»; «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом».)
4.3. Назовите сказочное выражение, посредством которого сказочник указывает на быстроту бега коня.
(«Выше леса стоячего, ниже облака ходячего»).
4.4. Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени пути.
(«Долго ли, коротко ли», «близко ли, далеко ли»; «низко ли, высоко ли», «далеким далеко, высоким высоко»; «скоро ли, долго ли»; «ни много ни мало»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».)
4.5. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?
4.6. Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
Обычно подлежащее стоит перед сказуемым. Такой порядок слов называют прямым. Но может быть и другой порядок слов, когда подлежащее идет после сказуемого. Проверьте, какой порядок слов - прямой или обратный — чаще используется в сказках. Почему?
4.7. В сказках часто настоящее время глагола употребляется вместо прошедшего. Почему? Подберите из сказок примеры на употребление времен.

Бабушка – Яга:
Лечу я недавно в ступе над Дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: «Бабушка-Яга, хочешь я тебе загадку загадаю? Нельзя мне тогда было остановиться и послушать ее, но уж очень мне хотелось разрешить ее загадки. И решила я ее пригласить к себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам.
Василиса Премудрая:
Здравствуйте, Бабушка-Яга и вы, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. (Во время викторины продолжается соревнование трех групп).

Викторина.
1. Назовите известные вам пословицы о сказке.
(Сказка — складка, а песня — быль. Сказка — ложь, а песня — правда. Сказка складом, песня ладом красна. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Из сказки слово не выкидывается. Но за былью и сказка гоняется.)
II. Продолжите следующие присказки:
а) Было это дело на море, на океане, на острове Буяне, стоит древо- золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн ... (вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди).
б) Начинается сказка от Снвкн от бурки. от вещей каурки. - Не море. на океане, на острове Буяне стоит ... (дуб зеленый, садись, кушай, мою сказку слушай).
в) А было это, голубчнки, в старину
(когда задумал дед Архнп залезть на Луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хваталн, а я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки соби рала).
III, Продолжите следующие концовки:
а) Вот и сказка вся ,. (больше вратъ нельзя)
б) Вот вам сказка ... (а мне бубликов связка);
в) 51 там был ... (мед-пиво пил, по усам текло, а в рот Не попало);
г) долго ли они жили — мне старики не го ... (знал про то один кп что сидел у ворот да убежал кот в овес, конец сказки на хвосте унес.

IУ. Какими сказочными выражениями можно охарактеризовать Бабушку-Ягу, Змея, Ивана, Василису?
(Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает; доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух воочию является; Змей — чудо юдо; Иван — добрый молодец-красавец, что ни в сказке сказать, ни пером написать; растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет; свистнет, гаркнет молодецким посвистом, богатырским криком; Василиса — Золотая Коса, непокрытая краса.)
У. Какие заговорные сказочные формулы вы знаете?
( сивка – бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!.; избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!; белая береза, у меня назади, а красная девица впереди.)
УI. Как рисуется в сказках появление чуда-юда двенадцатиголового?
(Сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйны ветры завыли, на дубах орлы закричали .., выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо- юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился, чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам: что ты, мой конь! споткнулся? отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван – крестьянский сын здесь? Так он еще не родился; а если и родился — на бой не сгодился: только дуну — его и праху не останется!.)
УII Сколько попыток делает Иван - дурачок, чтобы доскочить до Высокого терема, у окна которого сидит царевна Елена Прекрасная? (Три попытки.)
УIII. В сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке герой подъезжает к необыкновенному столбу с надписью. Что написано на столбе? О чем подумал Иван, прочтя надпись?
(если поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется… Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется, а со временем может достать себе другого коня.)
Главный Сказочник, дорогие сказочники! Второй этап лингвистической экспедиции закончился. Жюри подвело итоги. Пожалуйста.

Третий этап экспедиции сочинительный.
Вы совершили увлекательное путешествие в дремучнй лес, сходили в диковинную избушку Бабы Яги, поработали с волшебными книгами, совершили путешествие на остров Сказочного Времени.
На третьем этапе вы сами сочиняете:
1. Можно написать интересное письмо Бабе Яге.
2. Некоторые из вас могут написать новые сказки: одну веселую, чтобы рассмешить Несмеяну, другую сказку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову.
3. Или сказку – загадку для Василисы Премудрой.
Каждый из вас проявит свой сказочное искусство.
На этом этапе юные сказочники знакомят весь класс и жюри со своими сказками. Здесь могут быть использованы элементы драматизации.

Заключительное слово Главного Сказочника.
Друзья мои! Лингвистическая экспедиция по стране Сказочного Языка подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех участников этой экспедиции. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны. Счастливых открытий вам, юные сказочники!
А сейчас я предоставляю слово нашему сказочному жюри, которое подведет итоги соревнования трех групп и объявит его победителей.

Благодаря экспедиции у ребят появился живой интерес к урокам русского языка. Сказка дала богатый материал, позволяющий учителю создавать на уроке и во внеклассной работе постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном повороте, своеобразно преломляя сухую теорию в живые волшебные рассказы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку | Конспект урока русского языка: Редактирование и правка текста, 9 класс
Опубликовано: 499 дней назад (28 июля 2015)
Просмотров: 1662
+7
Голосов: 7
Оксана Петровна Харина # 28 июля 2015 в 14:33 0
Здравствуйте, Галина Николаевна! Познакомилась с вашей разработкой, супер интересно. Чувствуется, что Вы большой профессионал. Материал преподнесён познавательно, продумали всё до мелочей. Вы сумели заинтересовать детей в струну сказочных героев, увлечь интересными заданиями. Мне очень понравился Ваш урок. Спасибо! ГОЛОС!
Галина Николаевна Сыромукова # 28 июля 2015 в 18:25 0
Спасибо Вам! Успехов и удач!
Галина Николаевна Сыромукова # 31 июля 2015 в 13:18 0
Спасибо Вам!
Надежда Боевна Кикеева # 28 июля 2015 в 17:21 0
Добрый день, Галина Николаевна! Очень интересная, содержательная разработка. Но объем рассматриваемого материала столь велик! Чтобы не получилось "галопом по всем Европам", стоит, мне кажется, отвести на данное мероприятие 2 часа. Предполагается большая предварительная работа и учителя, и учащихся. Если удастся на практике воплотить все это, я думаю. будет очень увлекательно и познавательно. Голос. (Проверьте текст на наличие опечаток)
Галина Николаевна Сыромукова # 28 июля 2015 в 18:24 0
Спасибо Вам!
Зинаида Аркадьевна Старцева # 28 июля 2015 в 20:55 0
Добрый вечер, Галина Николаевна! ВЫ очень творческий педагог! Окуналась в сказку, побывав вместе с Вами в лингвистической экспедиции. Волшебство во всём: в именах сказочных героев, в подаче материала урока, в названиях сказочных городов, стран, архипелагов, островов. Чарующий язык русских народных сказок! В методике урока я не сильна, поскольку являюсь педагогом-дошкольником, поэтому делюсь лишь своим впечатлением. Вам голос №2 и дальнейших творческих успехов!
Елена Александровна Конышева # 28 июля 2015 в 21:01 +1
Добрый день! Замечательный конспект, сразу видно-авторская индивидуальная работа! Очень интересная тема, прекрасно раскрытая. Уверена, детям урок понравился. Большой плюс- возможность детям сочинить сказку самим из предложенный трех тем. Голос!
Раиса Владимировна Коломыцева # 28 июля 2015 в 21:08 0
Добрый вечер, Галина Николаевна! С превеликим удовольствием ознакомилась с материалом , здорово, что вы уделяете этой теме такое важное значение, язык сказок своеобразен и необычаен и этому предшествовала предварительная работа, голосую! dance
Ольга Васильевна Яковлева # 28 июля 2015 в 23:20 +1
Здравствуйте, Галина Николаевна. Познакомилась с вашей разработкой, очень интересно. Чувствуется, что Вы большой профессионал. Материал преподнесён познавательно, продумали всё до мелочей. Творческих успехов! голос
Светлана Александровна Феофанова # 29 июля 2015 в 08:29 0
Галина Николаевна, спасибо за волшебство. Уверена, что Ваши ученики испытывают неподдельное удовольствие от Ваших уроков.
Инна Николаевна Евсейчик # 30 июля 2015 в 18:06 0
Здравствуйте, Галина Николаевна! Читала разработку урока и с каждой строкой понимала, что с этим материалом я уже знакома, даже использовала его элементы в своей работе. Только автором разработки была Нешта Роза Газизовна. Это совпадение? Посмотрите, пожалуйста.
Ссылки на сторонние ресурсы на сайте запрещены
Извините.
Наталья Валентиновна Мелихова # 14 июля 2016 в 01:58 0
Добрый вечер, Галина Николаевна! С удовольствием познакомилась с методической разработкой урока по русскому языку. Интересна с одной стороны форма проведения: игра-состязание с увлекательными заданиями сказочных героев, викторина, сочинительное творчество, а с другой поисково-исследовательский характер по выявлению особенностей русских народных волшебных сказок. После таких удивительных открытий у детей возникает желание бережно относиться к родному языку. Творческих Вам успехов! Примите мой голос.