Конкурсы для педагогов и детей

Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме

Из опыта работы учителя русского языка. Статья о приёмах деятельности, адекватных уроку в компетентностном режиме
Автор: Сыромукова Галина Николаевна
Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме.
В докладе Госсовета РФ «Об образовательной России на современном этапе» говорится: «развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за её социально – экономическое процветание»
Как видно, в этом отчётливо представленном социальном заказе говорится преимущественно о деятельно – творческом аспекте образованности, тогда как существующее предметно – знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности, но не более того. Я понимаю, что перед учителями поставлена задача: модернизировать образование на компетентностной основе.
К такому подходу нас ведут учёные дидакты: Коган, Лаптев, Эльконин, Давыдов и др.
Образование на компетентностной основе. В этом подходе отражён такой вид содержания образования, который не сводится только к знаниево – ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых ( то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.
Разумеется, предметные знания при этом ни в оем случае не должно исчезнуть из структуры образованности, оно должно выполнять в ней подчинённую, ориентированную роль.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях:
1) В познании и объяснении явлений действительности;
2) При освоении современной техники и технологии;
3) В практической жизни и др.
Понятно, что научить поведению в подобных ситуациях невозможно. К тому же и термин «научить» в строгом смысле здесь не вполне приемлем. По мнению учёного Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение», употребляемое им, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений.
В учебной программе по литературе в пояснительной записке сказано: «Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире». Таким образом, наш учебный предмет, называемый литературой, способствует духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На своих уроках с помощью различных приёмов деятельности мы вырабатываем у учащихся
1) Политические и социальные компетентности;
2) Культурные и межкультурные;
3) Коммуникативные и интеллектуальные;
4) Валеологические, рефлексивные и проектные.
Чтобы сконструировать урок в компетентностном режиме, безусловно, каждый учитель продумывает формы деятельности, адекватные данному уроку. Такие формы, где более активную позицию занимают дети, а не учитель, на передний план выдвигается активная деятельность детей. При планировании урока учитель продумывает не только ЧТО мы делаем на уроке, а главное: КАК мы это делаем.
Известный нам дидактический пятиугольник требует теперь несколько иных приёмов деятельности:
Приёмы
цель Дети пробуют сами сформулировать цель в соответствии с темой данного урока и содержанием предыдущих учебных занятий.

Содержание учебного материала Привлечение как можно большего количества учащихся к объяснению нового материала. Учитель играет роль организатора.
Методы обучения При использовании объяснительно – иллюстративного, проблемного, частично – поискового, исследовательского методов главное – самостоятельность учащихся. Способы обучения такие, которые несут цель – привлечение детей к активной деятельности.
Формы организации деятельности Формы те же – индивидуальная, парная, групповая, коллективная, но способы деятельности такие, где учащиеся играют главную роль: диспут, спор, нахождение истины, работа в парах, где все учащиеся на равных правах могут играть роль учителя и ученика.
Результат Это самопроверка и самооценка. Здесь учащиеся должны ответить на два вопроса: чему я научился и как я смогу эти знания применить на практике, насколько я компетентен в данном вопросе.

Таким образом, все приёмы, касающиеся предъявления ученику готового материала на уроке литературы в компетентностном режиме, исключаются. Или эти приёмы модернизируются, а именно: исключить предъявление учащимся готового знания, а также подробное резюмирование учителем каждого отдельно законченного этапа изложения нового материала и сопровождение обобщённых выводов учителя приведением конкретных примеров. Здесь мы, учителя, должны подвести ученика к возможности ему самому приводить эти примеры и сами должны делать выводы.
На уроке в компетентностном режиме мы можем использовать в крайнем случае намёк – подсказку, содержащую готовую информацию.
Репродуктивные методы обучения на уроке в компетентностном режиме малозначительны. Это индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения различных задач, а также задания на проговаривание «про себя» используемых правил, определений.
Приёмы, соответствующие методу проблемного изложения – это те, которые адекватны уроку в компетентностном режиме, а именно:
1) контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
2) предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения;
3) раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
4) членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
5) интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
6) установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
7) предъявление учащимся конфликтного примера.
Частично – поисковый метод наиболее значителен для урока в компетентностном режиме. Здесь используются приёмы, мотивирующие учащихся на деятельность. Это:
1) Включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
2) Задания учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенных учителем;
3) Задания на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной задачи, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
4) Задания на поиск учащимися ошибок в рассуждениях или правописании;
5) Организация конкретных наблюдений учаника, побуждающих к формулированию проблемы;
6) Задания на обобщение фактов;
7) Задания на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
8) Выделение цветом части схемы, записи, ориентирующие учащихся на выдвижение проблемы.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое задание», кем – то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного задания». Подразумевается, что ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения проблемы. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Так, приёмы, адекватные исследовательскому методу обучения, могут быть применимы на уроке в компетентностном режиме. Это
1) Задания учащимся на самостоятельно решение каких – либо проблем;
2) Задания на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;
3) Задания на сущностное описание какого – либо объекта без использования инструкций;
4) Задания на определение степени достоверности полученных результатов;
5) Задания на «мгновенную догадку», на «соображение».
Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является скорее следствием саморазвития ученика.
Компетентность - это способ существования знаний, решений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире. И какой бы ученик ни был, сильный или слабый, вследствие продуманных учителем приёмов изучения или закрепления учебного материала, адекватных уроку в компетентностном режиме, он на своём уровне будет приобретать необходимые ключевые компетентности.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Как сохранить здоровье современного школьника на уроках русского языка Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения ФГОС в ДОУ
Диалекты на Вятке. Исследовательская работа, 6 класс
Опубликовано: 506 дней назад (18 июля 2015)
Просмотров: 431
+2
Голосов: 2
Елена Александровна Конышева # 18 июля 2015 в 17:58 0
Галина Николаевна, Ваша статья очень полезная и нужная особенно для молодого педагога. С переходом на новые ФГОС молодому учителю особенно сложно и необходимо узнать о новом стандарте простым доступным языком. Ваша статья очень понятна и последовательна. Голосую!
Елена Анатольевна Камаева # 7 марта 2016 в 20:58 0
Добрый вечер! Мне кажется, статья полезна не только для молодых учителей, но и стажистов. С переходом на новые ФГОС возникает очень много вопросов, но, к сожалению, ответы на них порой найти трудно.