Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по музыке для 6-8 класса. Дмитрий Шостакович. Музыка к кинофильмам

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов «Дмитрий Шостакович. Детская музыка. Музыка к кинофильмам».
Автор: Фёдорова Галина Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Муниципального Учреждения Дополнительного Образования «Детская школа искусств №4» Люберецкого муниципального района Московской области.
Описание: Сценарий предназначен учителям музыки общеобразовательных школ, преподавателям теоретических дисциплин музыкальных школ и школ искусств для проведения внеклассных мероприятий: классных часов. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения великого отечественного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Знакомство с фактами его биографии, творчеством будет полезно учащимся средних и старших классов.
Назначение работы: Сценарий в игровой форме знакомит учащихся с творчеством Дмитрия Шостаковича.
Применение в учебно-воспитательном процессе: Эту сценку мы разыграли на районном фестивале по музыкальной литературе, который состоялся 14 апреля 2016 года. Работа наших учащихся получила высокую оценку преподавателей других музыкальных школ и школ искусств Люберецкого района, понравилась ученикам из других школ, присутствовавшим на фестивале.
Цель: приобщение учащихся среднего и старшего школьного возраста к отечественной музыкальной культуре.
Задачи:
1. познакомить учащихся с творчеством отечественного композитора XX века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича;
2. приобщить учащихся среднего и старшего школьного возраста к восприятию музыки XX века;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
4. воспитывать у детей интерес к музыке и её создателям.

Техническое оснащение мероприятия: видеопроектор для показа слайдов.

Предварительная работа:
- выбрать учащихся, которым интересна данная тема;
- прочитать с ними сценарий;
- распределить роли. Одна роль – «Катя» - неизменная. Количество остальных участников может меняться по желанию учащихся;
- выучить текст наизусть. Самое сложное – запомнить, кто когда вступает со своей репликой. Наши учащиеся имели «напоминалки» на телефонах.
- несколько раз отрепетировать, добиться выразительного, эмоционального исполнения каждым своей реплики.

Сценка «Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Детская музыка, музыка к кинофильмам»
На сцену выходит группа из 4-5 учащихся с планшетами, телефонами.
- Первая участница (Смотрит в планшет): - Так, что у нас сегодня по плану?
- Вторая участница (Тоже смотрит в планшет): - Почему-то сейчас позвали… Ты не знаешь, зачем?
- Первая: - Понятия не имею. Может, Катя знает? она у нас всезнайка!
- Вторая: - Катя, скажи, зачем нас сегодня утром вызвали?
- Катя: - Здравствуйте! У нас сегодня выступление на фестивале! (перед детьми)
- Первая и вторая вместе: Какое выступление?
- Катя: - Посмотрите, дети сидят! Поздоровайтесь!
- Все участники, кроме Кати: - Здравствуйте, ребята!
- Первая участница, обращаясь к Кате: – Ну и что дальше?
- Катя: -Тему нашу называйте!
- Все остальные: - А мы не помним!
- Катя: Хороши, нечего сказать!!! А композитора хоть помните?
- Одна, заглядывает в планшет: - Кажется, Шостакович, Дмитрий Дмитриевич.
- Вторая: - Ну а дальше-то что? О чём рассказывать будем?
- Третья: - О чём, о чём. Вспоминайте!
Все делают напряжённые лица, пытаются вспомнить.
- Четвёртая (неуверенно): - Может, о детской музыке?
- Третья: - Скажешь тоже! Шостакович – и детская музыка! он композитор серьёзный!
- Вторая: - Нам рассказывали, написал Седьмую симфонию о Великой отечественной войне, и вообще симфонист, летописец, можно сказать, двадцатого века.
- Третья: - Ну и что? Мог же он и для детей что-то написать…
- Четвёртая: - Не верится мне в это!
- Катя: - Ну и зря! Очень интересная у него детская музыка! Только необычная!

А писал он её, когда у него свои дети подросли. Для дочери Гали Шостакович написал «Танцы кукол», переделал музыку своих балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей».
Вторая: - Давайте ПОСЛУШАЕМ …
(звучит пьеса из «Танцев кукол»: «Шарманка», «Гавот» или «Полька»).
-Катя: - А для сына Максима композитор написал Концертино.
- Первая участница: - Интересно, ведь Шостакович не один такой композитор был… И Бах писал для своих детей, и Шуман.
- Вторая: - И Сен-Санс, «Карнавал животных»…
- Третья: - А Чайковский?
- Четвёртая: - Ну знаешь ли! То, что Пётр Ильич Чайковский написал «Детский альбом» для своего племянника Володи Давыдова, даже я знаю!
- Вторая: - Хорошо, писал Шостакович детские произведения, но как? Он же весь был в серьёзных мыслях, симфонии создавал, исторические события в них изображал…
- Третья: - Ну и что? Возможно, он помнил себя ребёнком…

- Катя: - Да, детство у Дмитрия было хорошее! В семье – ещё две сестры, Маша и Зоя. Мама, Софья Владимировна,– пианистка, училась в петербургской консерватории. Папа играл на гитаре, рояле…
- Первая: - Мите нравилось слушать музыку, а самому учиться играть не очень-то хотелось…
- Катя: - Мама начала его учить музыке в девять лет. Зато уже через два года ежедневных занятий он играл не только в школе Игнатия Гляссера, но и в домах знакомых, для взрослых людей. У художника Бориса Михайловича Кустодиева, например. Он учился вместе с его дочерью Ирой.
- Вторая: - Постой, так вот почему Кустодиев нарисовал его?

-Катя: - Да, и обратите внимание на его пальцы, нервные, тонкие и в то же время сильные! По воспоминаниям современников, ребёнком он был тихим, скромным, но за инструментом преображался! Его музыка захватывала, она как бы разговаривала со слушателями, иногда весьма озорно, причудливо, неожиданно.
- Первая: - Недаром назвал он три миниатюры, написанные в годы учёбы в Петербургской консерватории, «Фантастические танцы»! «Танцы» исполняются и сегодня!
(Звучит «Фантастический танец» Шостаковича).

- Вторая: - А писал Шостакович другую музыку, которую могут сегодня исполнять дети, мы, например?
-Катя: - Конечно! Вот сейчас какой год?
- Четвёртая: - Какой? 2016-й!
- Катя: - А как его назвали?
- Четвёртая (после долгих раздумий, неуверенно): - Кажется, год кино?
- Третья: - А при чём тут Шостакович?
- Катя: - Ну вы даёте! Романс к кинофильму «Овод» никогда не слышали?
- Третья: - Напомни!

(Звучит музыка «Романса» из кинофильма «Овод», фрагмент)
- Третья, прерывая: - Это слышали.
- Катя: - А вы знаете, что Шостакович фактически стоял у истоков киномузыки?
- Первая: - Из его биографии припоминаю, что, когда умер отец, Дмитрий пошёл работать в кинотеатр аккомпаниатором…
- Вторая: - Да, кино тогда было немое, а профессия аккомпаниатора ещё как-то называлась…
-Третья: - Тапёр! Вот! Шостакович был тапёром.
-Четвёртая: - Был, но недолго! Эта работа ему не нравилась, она отвлекала от творчества, изматывала.
-Катя: - Однако когда молодые режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг заказали Шостаковичу партитуру к немому фильму «Новый Вавилон» в 1928 году, он сразу согласился.
-Первая: - «Новый Вавилон» - это о чём?

- Катя: - В те времена фильмы имели политическую окраску. Фильм о любви, но во времена парижской Коммуны. Девушка, Луиза, работала цветочницей в магазине «Новый Вавилон», а её молодой человек, Жан, был солдатом. Они оказались по разные стороны баррикад.
-Вторая: - А причём тут партитура и оркестр?
-Катя: - А при том, что звукового кино пока ещё не было, и решили, что музыку будет исполнять не пианист, а симфонический оркестр.
- Третья: - И каков результат?
- Катя: - Шостакович написал музыку, но она оказалась настолько новой и сложной, что оркестры её не выучили, и вся затея провалилась! Музыка, как теперь принято говорить, легла на полку.
- Четвёртая: - А Шостакович?
- Катя: - Неудача его не смутила, он написал музыку к следующему немому фильму тех же режиссёров. Фильм назывался «Одна» и рассказывал о судьбе сельской учительницы, борющейся за новую жизнь в далёкой алтайской деревне. Фильм появился на экранах весной 1931 года.
- Первая: - А дальше?

- Катя: - Третьей работой Шостаковича в кино стал полностью звуковой фильм «Златые горы». Премьера состоялась в ноябре 1931 года в единственном тогда в Москве звуковом кинотеатре на Арбатской площади (в советское время это был кинотеатр «Художественный»).
- Вторая: - Но ведь этой музыки мы совсем не знаем!
-Катя: - Да, но песню из четвёртого фильма, «Встречный», запела вся страна
(Звучит «Песня о Встречном»).
Её узнали и полюбили в странах Европы, в Швейцарии она стала свадебной песней, а в 1948 году, с новым текстом, была объявлена Гимном ООН.
- Третья: - И что дальше?
- Катя: - А дальше – более тридцати киноработ, среди которых трилогия о Максиме,
«Молодая гвардия», «Пирогов», «Мичурин», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», Виссарион Белинский», «Незабываемый 1919-й». Все эти фильмы посвящены истории Родины, великим людям России.
-Четвёртая: - Так что же, получается, что Шостакович был первым композитором, писавшим для кино?
-Катя: - Получается, что так! Мы знаем песни Исаака Дунаевского, такие, как «Весёлый ветер», «Ой, цветёт калина», а между тем Дунаевский пришёл в киномузыку после Шостаковича, в 1933 году!
- И всегда восторгался его музыкой для кино!

- Катя: - Так что писал Дмитрий Дмитриевич и детскую музыку, и музыку к кинофильмам, музыку замечательную, которую сейчас любят играть и дети, и взрослые!!!
(Звучит песня «Родина слышит»).

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по музыке для школьников 5 - 8 классов Внеклассное мероприятие по музыке для 2 класса. Сценарий Внеклассное мероприятие по музыке для начальных классов

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по музыке, 3 класс

Участник №6 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Опубликовано: 65 дней назад (6 октября 2016)
Просмотров: 402
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Тамара Борисовна Вершинина # 6 октября 2016 в 20:19 0
Здравствуйте, Галина Сергеевна! Мне очень понравилась идея вашего внеклассного мероприятия. такая подача материала, конечно, интересна детям! Поздравляю вас! + голос.
Галина Сергеевна Федорова # 7 октября 2016 в 08:34 0
Тамара Борисовна, большое спасибо за оценку. У меня ученики сами разделили текст и сами репетировали. Им понравилось, поэтому они сделали всё хорошо. Я ими довольна. В конкурсе участвую впервые. Спасибо!
Евгения Викторовна Булахова # 7 октября 2016 в 20:35 0
Очень интересная содержательные работа, дети ,видимо,с удовольствием участвовали? Очень понравилось,что достаточно серьезный материал подается с такой подачей,удачно подобранные иллюстрации.
Галина Сергеевна Федорова # 8 октября 2016 в 08:49 0
Евгения Викторовна, большое спасибо за отзыв! Мы каждый год проводим районные фестивали по музыкальной литературе. Обычно дети делают доклады. Педагог пишет, они сами (у меня) делят на части, репетируют, подбираем иллюстрации. Получается что-то типа лекторской практики. Но - ученики упорно не хотят учить текст (каждый свою часть) наизусть. В этом году как-то так получилось, что я написала для них эту сценку. Им, а у меня участвовали выпускники, понравилось. Выучили практически самостоятельно. Понравилось и всем другим педагогам. Тогда я и решила попробовать поучаствовать в конкурсе. Ещё раз спасибо за отзыв!
Олеся Владимировна Пантеленко # 11 октября 2016 в 20:24 0
Здравствуйте Галина Сергеевна! Очень интересная идея подачи материала. Полезно и увлекательно. Такое знакомство с биографией и творчеством композитора будет интересно всем и останется в памяти. Большое спасибо и желаю вам творческих успехов!
Галина Сергеевна Федорова # 12 октября 2016 в 09:02 0
Олеся Владимировна, большое спасибо за отзыв!
Ольга Васильевна Яковлева # 30 октября 2016 в 15:58 +1
Здравствуйте, Галина Сергеевна. Спасибо за приглашение. Очень понравилось Ваше внеклассное мероприятие. Сценки, музыка, иллюстрации, познавательный материал - все это интересно учащимся, активизирует их, вдохновляет! Прекрасный материал! Дальнейших творческих успехов! голос
Галина Сергеевна Федорова # 30 октября 2016 в 17:51 0
уважаемая Ольга Васильевна! Большое спасибо за отзыв!
Валерия Николаевна Поплавская # 27 ноября 2016 в 16:28 0
Здравствуйте Галина Сергеевна! Интересный сценарий вашего мероприятия, не сомневаюсь, что прошло оно замечательно. Я работаю с маленькими детьми и для своей работы я подчеркнула некоторые моменты вашего мероприятия. Замечательный материал по музыкальному воспитанию детей. Спасибо! Примите голос!