Конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированного занятия в начальной школе. Друг мой, северный олень

Конспект интегрированного занятия "Друг мой, северный олень"

Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию конспект интегрированного занятия для учащихся начальных классов, проведенного в рамках предметной недели, посвященной 85-летию ХМАО-Югры. Публикация может быть полезной учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольного образования.
Цель: знакомство учащихся с образом жизни северного оленя.
Изготовление аппликации "Олень".
Задачи:
1. Активизировать интерес детей к познанию родного края. Расширять знания о жизнедеятельности народов ханты.
2. Обогащать знания и представления детей о северном олене. Закрепить понятие малица, оленеводство. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю, толерантное отношение к культуре, быту и традициям народов Севера.
Оборудование для учителя: мультимедиа, флаг, украшение классной доски малицей и хантыйским орнаментом, образец поделки.
Оборудование для учащихся: желтый картон, шаблоны, кусочек меха, карандаш, клей, ножницы, салфетка, коробочка для мусора.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, красиво. Спину держите прямо, улыбнитесь. Протяните руки в стороны и возьмитесь за руки. Встаньте ближе друг к другу, прижмитесь плечом. Как у вас дружно получилось. Вот так же надежно, поддерживая друг друга, как одна большая крепкая дружная семья, проживают на территории ХМАО, разные народы.
- Коренными жителями являются народы ханты и манси.
- И как было сказано 10 декабря исполнится 85 лет нашему краю.

- Ребята, вы все видели и знаете как выглядит влаг нашего округа. (показ)
- А знаете ли вы обозначение цветов и символов на флаге. ( ответ детей)
- Да, сине-голубой цвет соответствует небу, воздуху, рекам и озерам, которых очень много на нашей территории.
Зеленый цвет - трава, зелень, леса, богатая растительность нашего края.
Белый цвет - это знак чистоты, свободы и дружбы между народами, которые проживают здесь. В левой части синего полотна изображен орнамент - рога северного оленя. Это не случайно, ведь с давних времен народы ханты и манси занимаются оленеводством, т.е. разводят оленей.
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня наше занятие будет посвящено именно этим удивительным животным.

3. Беседа о жизни северного оленя.
(Ученик читает наизусть стих).
Вот он – северный олень, белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен, лёгок его бег.
Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.

-Да, действительно, северный олень одно из самых красивых, сильных и выносливых животных нашего края. Северный олень хорошо приспособлен для обитания в суровых морозных условиях. Для него всегда найдется подножный корм.
- Что значит подножный корм?
+ Подножный корм это значит, что животные сами находят себе корм.
- Чем питается северный олень?
+ Летом они едят траву, грибы, объедают листья кустарников. Зимой разгребают копытами снег, чтобы добраться до мха- ягеля, который растет по всюду, его так и называют олений мох.

- Передние копыта оленя крепкие широкие, поэтому ими удобно разгребать снег в поисках корма. Благодаря широким копытам и тонким ногам, олени не проваливаются в глубоком снегу, а летом на болотах.

- Он не боится северных холодов, так как природа подарила этому животному густой, лёгкий и очень тёплый мех. Самое необычное, что нос тоже покрыт теплым согревающим мехом.

- Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива ( подвес).Толстые волоски наполнены воздухом, почему волос очень легкий, ломкий, но теплый. На ногах волосы короткие, но прочные (камус).
- А еще у северного оленя красивые ветвистые рога, которые начинают расти сразу после рождения. Они покрыты как будто бархатом. Чем старше олень, тем крепче рога. Осенью или весной олени их сбрасывают, затем начинают расти новые.

- Ханты считают, что олени пришли к ним с неба, что их подарили боги. В тайге олень и человек существуют вместе. Ханты и олени нужны друг другу. Олень это больше чем домашнее животное. Это друг и член семьи. Его любят, о нем заботятся, украшают его. Ханты одушевляют оленей, дают им красивые имена, даже называют оленьи передние ноги руками. Ещё они разговаривают с прирученными оленями, дают им имена, поют им песни, гладят по шее и по лбу между бугорками, откуда растут рога. Олени благодарно смотрят, шевелят ушами, мотают головой, тыкают свою мордочку в грудь оленеводу.
-А еще есть поверье, что олени предсказывают несчастье. «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Перед несчастьем олени становятся полудикими. Если раньше они были практически перед домом, то с приближением несчастья они все дальше и дальше отходят от жилья. Наверное, видят что-то неладное.
Есть у хантов хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»
Олень для хантов - транспортное средство. Зимой и летом возят олени людей на длинных санях (нартах). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет оленьей упряжкой погонщик (каюр), в руках у каюра длинный тонкий гибкий шест (хорей). С помощью хорея управляется оленья упряжка.
- Так же олень является источником пищи. Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд . От оленя получают еще один продукт - молоко. Оно не очень вкусное, а в жаркое время молоко быстро створаживается и густеет. В таком виде его едят с хлебом или ягодой. Олень не только кормит людей, но и одевает их.

-Например, их шкуры оленя шьют малицу, унты, обустраивают свои жилища -чум.

- Олень для северного человека – очень хороший помощник. Именно, благодаря северному оленю проходит весной праздник - день оленевода.
- Скажите, кто был празднике- день оленевода?
Давайте посмотрим фрагмент праздника.
Просмотр отрывка видеофильма.
- Праздник начинается с открытия праздничной ярмарки. На ярмарке продают дары северного леса - ягоду, кедровые шишки, рыбу, оленье мясо, меха, сувениры, выполненные своими руками.
К этому дню готовятся заранее, по особенному. Выбирают самых сильных выносливых оленей. Оленьи упряжки украшают национальными орнаментами и ханты устраивают соревнования. А в награду победителю дарят снегоход.
4. Физминутка.
- Оленеводы продемонстрировали свою ловкость, сноровку, умение управлять оленями. Давайте проверим, насколько внимательными и сноровистыми получается быть у вас. Смогли ли бы вы управлять оленями.

Дотронуться правой рукой до левого плеча.
Дотронуться левой рукой до правого колена.
Левую руку спрятать назад, опустить.
Правой рукой дотронуться до левого уха.
Повернуться на лево, на право.
Левой рукой дотронуться до правого плеча.


Встать на носочки, руки на поясе. Шагать не отнимая носочка от пола.
Шаги на месте с высоким поднимание колен, носочек тянуть.

- Как у вас хорошо получается. Можно смело надевать (малицу), садиться на (нарты), не забыть взять (каюр). В таком виде мы настоящие (каюры), сможем смело управлять оленьей упряжкой.

5. Практическая часть.
-Ханты гордятся своими оленями. Про оленей в народе говорят:
Оленю лучшая мерка – в дороге проверка;
Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела;
Как высоко олень несёт свою голову, так же высоко держи имя своё.

У меня тоже есть свой олень. Он красивый добрый, выносливый, немножко смешной. Вот он. (показ образца)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Поэтапное выполнение поделки.
а) Организация рабочего места, ТБ.
- Сейчас мы с вами выполним точно такого же оленя.
- Из какого материала выполнена работа? (картон).
- При помощи чего соединены детали? (клей)
- Значит работа выполнена в технике… картонной аппликации.
-Для этого разложите все на своих партах так как показано на фото. То, что берем левой рукой -кладем слева; то, что берем правой рукой - кладем справа.
- Среди этих предметов есть опасный инструмент, который требует соблюдения правил ТБ. Напомните мне, как нужно обращаться с этим инструментом.
б) Выполнение поделки.
- Итак, я буду показывать картинку на слайде, а вы определять и четко последовательно выполнять работу.
Положите перед собой голову оленя- основу.
Она из грубого картона. Посмотрите, можно даже разглядеть древесные опилки, что доказывает происхождение любой бумаги и картона их дерева.
в) Уборка рабочего места.
г) Анализ выполненных работ.

- Получилось целое стадо оленей. Пусть они принесут вам удачу и везенье в учебе, дружбе. Чтобы вы также дружно жили и учились, не говорили плохих слов друг другу. Заботились и помогали младшим ребятам. Старались совершать только хорошие поступки, не подводить своих учителей и воспитателей.
Беги, мой оленёнок, с ветвистыми рогами,
По тайге, занесённой пушистыми снегами.
Друг, мой, северный олень, белый, словно, снег.
Он в сугробах до колен не убавит бег.

6. Итог занятия.
-В заключении занятия я хочу понять, что вы запомнили, что нового узнали. Для этого вам нужно правильно ответить на вопросы.
- В какое время года отмечается праздник День Оленевода? (весной)
- Длинные сани, которые впрягаются при поездке на оленях? (нарты)
- Как называют человека, который управляет оленьей упряжкой? (каюр)
- Как называется одежда, сшитая из оленьей шкуры? (малица)
- Палка, помогающая управлять оленьей упряжкой? (хорей)
-Сегодня я вас хочу особенно похвалить за старательность, аккуратность, активность на занятии, за ваши ответы и продемонстрированные знания.
И если вам понравилось занятие, пожмите по братски друг другу руки.

Подробное изготовление, в виде мастер-класса, объемной аппликации "Северный олень" предоставлено здесь
http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-stanislavovna-berdnik/master-klas-s-poshagovym-foto-nastenoe-novogodne-pano-narjadnyi-olen.html

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?» Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку» Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Новогодняя стенгазета своими руками в школу с фото | Защита проекта ко Дню Матери в начальной школе
Опубликовано: 249 дней назад (2 апреля 2016)
Просмотров: 677
+5
Голосов: 5
Валентина Сергеевна Вешкина # 2 апреля 2016 в 18:02 +1
Здравствуйте, уважаемая Галина Станиславовна!Ваша публикация "Друг мой северный олень" мне понравилось своей полнотой: дана хорошая информация о жизни оленя, показана необходимость друга-оленя для человека на севере, подобраны пословицы коренных народов об олене. А в практической части занятия дети сами выполняют аппликацию, выполняя весь МК! Думаю, что на занятии каждый ученик проникся духом празднования юбилея хмао-югры.
Примите голос поддержки!
Татьяна Александровна Толстикова # 3 апреля 2016 в 17:29 +1
Галина Станиславовна, здравствуйте! Не могла пройти мимо Вашей публикации и с интересом познакомилась с занятием о северном олене, который является символом и нашего округа. Очень содержательное, ёмкое мероприятие, которое не только знакомит с образом жизни северного оленя, но знакомит и с традициями своего народа, воспитывает любовь к родному краю. Спасибо! С удовольствием голосую.
Светлана Михайловна Радулова # 4 апреля 2016 в 20:01 +1
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Интересное, познавательное и увлекательное интегрированное занятие о жизни северного оленя. Содержание занятие соответствует красиво сформулированной теме "Друг мой, северный олень". Вы воспитываете у ребят любовь к родному краю, народным традициям. Вся беседа об олене сопровождается подобранными фотографиями. Использованы стихи, народные поговорки. В практической части изготовлена чудесная аппликация северного оленя. Примите голос!