Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа для 3 класса по курсу: Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Рабочая программа для 3 класса по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Разработала: учитель начальных классов Г.С.Бердник
Пояснительная записка
Статус документа
Программа создана на основе следующих документов:
1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4.ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. от 22.12.2008г.;
5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);
6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;
7. «Концепция Специального ФГС для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

Общая характеристика учебного предмета.
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с особыми образовательными потребностями (ООП), их потенциальных возможностей.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства.
Место предмета в учебном плане.
В Региональном базисном учебном плане специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( 1 вариант) в режиме 6-дневной учебной недели в 1-4 классах составляет 270 часов при недельной нагрузке в 1-4 классах - 2 часа. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики любого класса могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин. Итоговое количество часов по классам может варьироваться (+2ч). Учитель может вносить изменения в календарно-тематическом плане для закрепления материала, вызывающего у обучающихся затруднения.

Цели и задачи курса
Цели: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
Формы и методы обучения.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимуществен¬но совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка . Исходя из особенностей подбора детей в группу, педагог вправе самостоятельно определить круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделить из них приоритетную.
В процессе обучения детей с ООП целесообразно использовать следующие методы и приёмы:
- совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
- действия детей по образцу;
- действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
- использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.

Межпредметные связи.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка, ритмика, физическая культура и опирается на их содержание. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» направлена на формирование функционального базиса основных школьных навыков: чтения, счёта, письма. Учебные предметы имеют сложную психологическую структуру и требуют сформированности таких психических процессов, как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Оказание комплексной дифференцирован¬ной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи, ручного труда, рисования, физкультуры;
- восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанием начальной ступени обучения;
- коррекция (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Скачать Рабочая программа для 3 класса по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая модульная метапредметная программа факультативных занятий по основам черчения с элементами Рабочая программа по технологии (девочки), 5 класс ФГОС Рабочая программа 2 класс "Перспектива" ФГОС Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для 3-4 класса

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности «Мое здоровье» для 1-2 классов

Программа «Алёнушкина избушка» для 1-4 классов коррекционной школы

Методы и формы работы с родителями и детьми в коррекционной школе | Поделка из арбузных семечек своими руками для детей 6-9 лет. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 3130 дней назад (30 сентября 2015)
Просмотров: 5132
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!