Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой

Из опыта работы учителя начальной школы
Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Актуальным явлением современной школы является ее сотрудничество с различными внешкольными учреждениями. Наша школа имеет опыт такой работы с учреждениями дополнительного образования, сельской библиотекой. Каждое из названных учреждений помогает в решении вполне определённых задач учебно-воспитательного процесса.
В современном мире, когда ребенок проводит много времени в союзе с компьютером, телевизором, чтение отходит на второй план, что не может не тревожить учителей и родителей. Низкий уровень техники чтения, отсутствие общего интереса к книгам влечет за собой отставание в овладевании и другими школьными предметами, снижением общего уровня культуры. Ребята медленнее читают математические задачи, не всегда запоминают их условия, некоторые понятия им неизвестны вообще из-за узкого кругозора. Читая тексты литературных произведений, они не всегда запоминают последовательность событий, не могут составить план рассказа или передать его содержание.
При проведении анкетирования детей на вопрос “Чем я люблю заниматься в свободное время” имели место следующие варианты ответов: 100% ответили “играть”; 86% - “рисовать”; 60% - “читать”. Таким образом, было выявлено, что чтение не является приоритетным занятием учащихся, что и заставляет нас обратить внимание на данный вид деятельности учащихся, приобщить ребят к детскому чтению. Именно детская библиотека в сотрудничестве с педагогом школы может оказать большую помощь семье в приобщении ребенка к детскому чтению и его общем развитии.
Опыт совместной работы с детской сельской библиотекой на протяжении многих лет позволяет нам выделить следующие этапы организации взаимодействия с библиотекой:
1. Установка контакта с библиотекой.
2. Знакомство с программой и опытом работы учреждения.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4. Выяснение особенностей содержания программы обучения учащихся класса.
5. Изучение перечня сельских и общешкольных мероприятий с целью привлечения сотрудников библиотеки к оказанию помощи в подготовке к ним учащихся.
6. Выяснение интересов, запросов родителей и возможности привлечения их к участию в совместных мероприятиях в библиотеке.
7. Совместное планирование работы.
8. Организация совместной деятельности в течение учебного года.
9. Подведение итогов в конце учебного года в различных формах (игра, устное обсуждение, анкетирование).
10. Анализ посещаемости библиотеки учащимися, выявление и награждение наиболее активных семей.

Примерная тематика библиотечных занятий.
Цели:
1. Познакомить младших школьников с основами информационной библиотечной грамотности.
2. Повысить уровень читательского интереса и техники чтения учащихся.
3. Развить навык самостоятельной работы с книгой.

1 класс
1. Аптека для души (экскурсия с элементами игры).
2. Как рождается книга (беседа).
3. На сказочной планете. Виды сказок (беседа).
4. Книжное царство. Знакомство с жанрами литературы (беседа с элементами игры).
5. Задушевное слово. Рифма, ритм, "буриме"(практическое занятие).
6. В книжном царстве я - король (литературная игра).

2 класс
1. Вхождение в книжное царство. Типы и виды изданий (беседа с элементами игры).
2. Сказки и краски. Художники-иллюстраторы детских книг (беседа).
3. Элементы книги (практическое занятие).
4. Как мышонок Куки и поросенок Хрюки добывали себе знания самостоятельно (научно-познавательная литература).
5. На сказочной планете 2. Литературная сказка (беседа).
6. Зарубежные литературные сказки. С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” (литературная игра).
7. Придумай сказку (игра со сказочными предметами).
8. От папируса до диска (беседа).
9. В лабиринте информации. Итоговое занятие (литературная игра).

3 класс
1. Про друкаря Ивана и историю книгопечатания (беседа, видеофильм).
2. Тайны истории людей. Книги по истории (беседа с элементами игры).
3. Тайны природы. Природоведческая литература (беседа, викторина, видеофильм).
4. В мире техники. Техническая литература (беседа, практическое занятие).
5. Мышонок Куки расширяет кругозор. Справочники, словари (практическое занятие).
6. Каждодневное чудо. Детская периодика (беседа).

4 класс
1. От считалки до былины. Русский фольклор (практическое занятие с элементами театрализации).
2. Волшебная сила искусства (экскурсия в музыкальную школу).
3. Русской речи государь по прозванию "Словарь" (библиографическая игра).
4. Я выбираю сам. Знакомство с каталогом (практическое занятие).
5. Тайна – поиск - информация. Итоговое занятие (практическое занятие с элементами игры)


В качестве примера проведения совместных с библиотекой занятий приведём методическую разработку литературной игры для учащихся третьего класса “Чудесное путешествие”. Игра проводится по книге С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.
Цель: развивать познавательные интересы учащихся; формировать сплоченный ученический коллектив; развивать умение принимать решения в группе.
Форма: игра с элементами викторины.
Оформление: выставка рисунков к произведению; эмблемы команд в увеличенном размере; эмблемы для каждого участника; два листа бумаги формата А3, цветные карандаши; пословицы (“Кто смел, тот и будет верным товарищем”, “Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно”); рисунки с изображением белки, совы, аиста; предметы для оказания первой помощи (бинты, йод, вата, нашатырный спирт, шины).
Вступление. Сообщение ведущего о теме мероприятия, представление жюри и команд. Выступающие команды представляют себя (название, девиз, эмблема). Жюри оценивает первый конкурс.
Задание по номинации “Продолжи рассказ”.
В рассказ, который вы услышите, вставить недостающие слова (выходят по одному представителю от каждой команды и поочередно называют слова).
В маленькой … (шведской) деревушке … (Вестменхег) жил когда-то мальчик по имени … (Нильс). С виду мальчик как мальчик, а сладу с ним не было никакого. На уроках он считал … (ворон) и ловил … (двойки), в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дёргал за хвост, будто хвост – это верёвка от дверного … (колокольчика). Так прожил он до … (12 лет). И тут случилось с ним необыкновенное … (происшествие).
Задание по номинации “Рассказ”.
От каждой команды выходит по одному игроку для выполнения следующих заданий:
1 команда – рассказать, почему Нильс стал маленьким и как он оказался в небе.
2 команда – каким было первое испытание для Нильса? (Ночь на льдине).
Задание по номинации “Пословица”.
За смелость и отвагу вожак стаи похвалила Мартина, ведь это был обычный домашний гусь, который не побоялся лететь с дикими гусями в дальний путь. Из слов, выданных каждой команде, составить афоризм, которым гусыня оценила характер Мартина (слова записаны на отдельных листочках).
1 команда – “Кто смел, тот будет верным товарищем”
2 команда – “Научиться тому, чего не умеешь, никогда не поздно”
Задание по номинации “Спаси друга”.
Много испытаний выпало на долю двух друзей: Нильса и Мартина. Среди них – помощь от укуса муравьёв. А теперь представьте, что вам необходимо оказать медицинскую помощь своему товарищу. Из предметов, предложенных игрокам, выбрать те, которые необходимы, чтобы завязать пораненную руку. По 2 человека от команды выполняют это задание. Назовите лекарственные растения, которые можно использовать в этой ситуации.
Задание по номинации “Рисунок”.
Итак, первый населённый пункт за время путешествия – Глиммингенский замок, и первое важное испытание, выпавшее на долю наших героев.
От каждой команды выходит по 3 представителя, которые на листах бумаги должны нарисовать замок и защитить свой рисунок.
Задание по номинации “Блиц-опрос”.
За 1 минуту ответить на вопросы на знание содержания сказки (по одному представителю от команды).
• Что было раньше на дне ущелья? (горный поток)
• Самый старый житель замка (аист)
• Имя самого старого жителя замка (Эрменрих)
• Как выражается вечное недовольство Эрменриха? (ходит, повесив нос)
• Какие страшные хозяева возвращаются в замок? (крысы)
• Почему крысы идут в замок? (узнали о запасах зерна)
• Какой день выбран для нападения? (перед праздником)
• Почему? (все готовятся к празднику, замок некому защитить)
• Сколько раз аист подбросил нильса? (7)
• Где устроил гнездо аист? (на колесе от телеги)
• Перечислить, кто был у гнезда аиста (кошка, совы, летучие мыши)
• На что были похожи движущиеся крысы? (на дорогу)
• Кто полетел за дудочкой? (филин)
• Какой силой обладала дудочка? (волшебная сила, гипноз)
• Почему Нильса попросили играть на ней? (он был человеком)
• Сколько времени на это потребовалось? (вся ночь)
• Как Нильс победил крыс? (пошли за звуками дудочки и утонули)
• Где проходил праздник зверей? (гора кулаберг)
• Почему Нильс не мог быть на празднике зверей? (он был человеком)
• Какие птицы предсказывали праздник зверей (журавли)
• Особенность отношений между всеми животными в праздник зверей (перемирие)
• Кто нарушил традиции? (лис Смирре)
• Как лис был наказан? (откусили кончик уха как клеймо преступления)
Задание по номинации “Музыка”.
А как бы вы, ребята, сыграли на волшебной дудочке песню?
Приглашаются по 1 представителю от команды, которые должны сыграть на дудочке мелодию (можно исполнить куплет из песни).
Итог. В конце игры ведущий подводит итоги по активности, сплочённости, правильности ответов (на уровне общего впечатления).
Жюри в течение игры может несколько раз подводить итоги, называя количество заработанных баллов (система оценки произвольная); в конце игры подводится общий итог и выявляется победитель.

По итогам совместных занятий в библиотеке учащимся выпускного четвертого класса были предложены вопросы, ответы на которые показывают уровень интереса к посещению библиотеки. Так, на вопрос “Понравились ли вам занятия в библиотеке?” ученики единодушно ответили положительно. На вопрос “Чему вы научились?” дети ответили: “Научились самостоятельно выбирать книги, бережно с ними обращаться, пользоваться словарями”. Особенно запомнились ребятам театральные постановки, тематические игры, практические занятия. Положительным результатом занятий можно назвать также посещение детьми и их родителями библиотеки в выходные дни.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для 3-4 класса | Протоколы заседаний МО учителей начальных классов
Опубликовано: 3124 дня назад (4 октября 2015)
Просмотров: 2757
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Татьяна Александровна Толстикова # 4 октября 2015 в 22:31 +2
Галина Станиславовна, добрый вечер! С интересом познакомилась с Вашим материалом. Я тоже за тесное сотрудничество школы и центральной библиотеки, поэтому опыт такой работы может быть полезен другим педагогам. Библиотечные уроки, предложенные Вами, очень разнообразны и по тематике и форме проведения. Примите мой голос. Успехов Вам!
Ольга Васильевна Яковлева # 4 октября 2015 в 22:39 +2
Здравствуйте, Галина Станиславовна. Замечательно, что делитесь своим опытом работы. Материал интересный, актуальный, нужный. Творческих успехов! голос
Екатерина Александровна Медведева # 10 октября 2015 в 01:52 +1
Основная задача (если не самая главная), стоящая перед современным обществом,- формирование личности. Школа и библиотека отвечают за сохранение и пропаганду нравственных ценностей, за воспитание патриотизма, духовности , за пропаганду здорового образа жизни и, как следствие, через этот комплекс - воспитание толерантного отношения к людям . Школа в силу своих возможностей всегда выполняла наиважнейшую функцию общества, проводя информационную, образовательную, а в последние годы и социальную работу.
Наиля Салиховна Донгузова # 28 октября 2015 в 18:27 0
Уважаемая Галина Станиславовна! С большим удовольствием прочитала Вашу статью, и согласна с Вами, что совместная работа учителя и библиотекаря приносит положительные результаты по привлечению детей к чтению, а читающие дети имеют хорошие успехи в учебе. Продуманы и интересны темы библиотечных уроков. Успехов Вам! Голос!