Конкурсы для педагогов и детей

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы

Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы.
Автор: Чернявская Г.В., мастер производственного обучения Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждение № 18.
Описание материала:
В статье даны методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы. Представленный материал будет полезен обучающимся профессиональных образовательных учреждений, их родителям или лицам их заменяющим.
Цель работы: оказание методической помощи обучающимся в успешном прохождении итоговой аттестации.

В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования от 01.11.95г № 563 одним из видов итоговой аттестации является письменная экзаменационная работа.
Выполнение письменной экзаменационной работы призвано систематизировать, углублять и обобщать полученные знания, умения необходимые для дальнейшей практической деятельности выпускника.
Защита письменной экзаменационной работы и выполнение практической (пробной) квалификационной работы по профессии (профессиям) ОК016-94, входящим в профессию по перечню НПО, проводится с целью выявления соответствующего уровня и качества подготовки обучающегося Государственному образовательному стандарту начального профессионального образования.
Письменная экзаменационная работа должна иметь актуальность, практическую значимость.
Тематика заданий должна отвечать современным требованиям науки, техники, производства, культуры и образования.
1 Содержание письменной экзаменационной работы
Письменная экзаменационная работа состоит из следующих разделов:
- Титульный лист;
- Рецензия;
- Задание на письменную экзаменационную работу;
- Пояснительная записка (с указанием страниц). Разделы пояснительной записки оформляются в последовательности указанной в задании;
- Список используемых источников (литература).
Пояснительная записка письменной экзаменационной работы состоит из следующих разделов:
- Теоретическая часть;
- Графическая часть письменной экзаменационной работы (при необходимости);
- Выводы и заключения.
2 Общие требования к письменной экзаменационной работе:
Задание на письменную экзаменационную работу оформляется на стандартом бланке.
Теоретическая часть должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы, краткое описание используемого оборудования, инструментов, приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса.
Во введении дается обоснование выбора темы, ее актуальность, значение, современное состояние и тенденции развития определенной отрасли.
Расчеты, выполняемые в письменной экзаменационной работе, зависят от характера задания.
Графическая часть письменной экзаменационной работы не должна превышать двух листов чертежей или схем. Обучающимся необходимо при выполнении графической части руководствоваться стандартами ЕСКД.
Текст в пояснительной записке должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований, должны применять научно-технические термины, обозначение и определения, установленные соответствующими стандартами. Все разделы письменной работы должны быть логически связаны между собой и содержать последовательный переход от одного раздела к другому.
Список используемой источников является основной частью письмен-ной работы. В списке указывается не только литература, на которую имеются ссылки в письменной работе, но и та, которая была изучена в ходе написания работы. В случае использования в ходе подготовки письменной экзаменационной работы Интернет-ресурсы, электронные базы данных, электронные книги, каталоги и так далее, делаются ссылки на соответствующий сайт, или электронный носитель.
Письменная экзаменационная работа должна быть отпечатана компьютерным способом на одной стороне бумаги формата А4, или же на листах бумаги формата А4 стандартного образца. Допускается выполнение письменной экзаменационной работы от руки. При этом работа должна быть написана четко, аккуратно, от руки пастой одного цвета (черного, синего, фиолетового) на листах бумаги формата А4 стандартного образца. Рекомендуется оформленную письменную экзаменационную работу сброшуровывать.
Требования к оформлению письменных экзаменационных работ приводятся в «Методических рекомендациях обучающимся выпускных групп по оформлению письменной экзаменационной работы», разработанными в соответствии с требованиями стандартов.
3 Организация контроля за ходом выполнением письменных экзаменационных работ
Процессом выполнения письменных экзаменационных работ руководит преподаватель профессионального цикла или мастер п/о. Общее руководство и контроль за ходом выполнения письменных экзаменационных работ осуществляется зам.директора по УПР.
Задания на письменную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначения и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы.
Зам. директора по УПР, утверждает письменные экзаменационные работы на титульном листе при соответствии с утвержденной тематикой, а также при наличии рецензии на работу.
Осуществляя контроль за выполнением письменных экзаменационных работ, необходимо соблюдать следующие требования:
- темы письменных экзаменационных работ разрабатываются преподавателями профессионального цикла, совместно с мастером производственного обучения.
- в содержании письменных экзаменационных работ должна быть отражена структура заданий по всем профессиям по перечню ОК016-94, входящим в профессию по перечню НПО, по которым ведется подготовка.
- объем работ не должен превышать 10-15 печатных страниц.
- темы письменных экзаменационных работ рассматриваются на заседаниях методических комиссий и утверждаются зам. директора по УПР.
- утвержденный перечень письменных экзаменационных работ предъявляется членам Государственной аттестационной комиссии.
- письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию практической работы (пробной), а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных Государственным стандартом начального профессионального образования по данной профессии.
- задания экзаменационных работ выдаются обучающимися не позднее чем за две недели до начала производственной практики.
Соответствие требованиям стандартов ЕСКД письменной экзаменацион-ной работы, выполненной обучающимся выпускной группы, проверяется в ходе консультаций, проводимых преподавателем, руководителем нормоконтроля.
4 Функции руководителя письменной экзаменационной работы
Основными функциями руководителя письменной экзаменационной работы являются:
- разработка индивидуальных заданий;
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения письменной экзаменационной работы;
- оказание помощи обучающимся в подборе литературы;
- систематический контроль за выполнением письменной экзаменационной работы соответственно графику консультаций и индивидуальных собеседований;
- рецензирование и оценивание представленной работы.
Содержание задания на выполнение письменной экзаменационной работы должно соответствовать рекомендуемому разряду, в том числе повышенному разряду.
5 Функции рецензента (преподавателя-консультанта):
Рецензент обязан отразить:
- положительные и отрицательные стороны письменной работы;
- степень раскрытия разделов пояснительной записки;
- учтена ли взаимосвязь профессий;
- степень самостоятельности выпускника при выполнении работы;
- качество и обоснованность выводов и предложений в представленной работе.
Рецензент указывает общую оценку письменной работы.
6 Подготовка к защите письменной экзаменационной работы
На заседание Государственной аттестационной комиссии, связанное с проведением Государственной итоговой аттестации выпускников, в группах по форме обучения СПТУ и ТУ, рекомендуется предоставлять электронную презентацию работы, выполненную с использованием офисного приложения Microsoft Office PowerPoint.
Содержание электронной презентации может быть изложено в следующей последовательности:
- титульный лист – наименование письменной экзаменационной и выпускной квалификационной работы, цели (задачи) работы;
- характеристика предприятия (организации), цеха, участка, объекта, на котором выполнялась выпускная квалификационная работа;
- характеристика выполняемой выпускной квалификационной работы;
- описание технологического процесса выполнения выпускной квалификационной работы;
- выводы и рекомендации.
В презентации необходимо использование фотографий, таблиц, эскизов, схем, технологических карт, для описания процесса выполнения выпускной квалификационной работы. Общее количество слайдов не должно превышать – 12 (двенадцать) листов.
Наряду с выполнением письменной экзаменационной работы в Учреждении на итоговую аттестацию могут быть представлены:
- отчет о прохождении производственной практики;
- творческое задание.
6.1 Отчет о прохождении производственной практики
Отчет о прохождении производственной практики может быть рекомендован тогда, когда производственная практика осуществляется на предприятии или на объектах с выездом за пределы г. Комсомольска-на-Амуре.
Перечисленные выше условия и требования по оформлению пояснительной записки полностью относится и к оформлению отчета о прохождении предвыпускной производственной практики.
Содержание отчета может быть изложено в следующей последовательности:
- титульный лист;
- рецензия;
- задание;
- содержание;
- характеристика предприятия;
- характеристика цеха, участка, объекта;
- характеристика выполняемых производственных работ;
- описание технологического процесса;
- выводы;
- список используемой литературы.
Форма отчета может варьироваться с учетом определенных условий и особенностей производства.
При рецензировании и оценке отчета во внимание принимаются:
- глубина ознакомления с производством;
- описание технологических процессов;
- степень самостоятельности;
- аккуратность выполнения отчета;
- качество выполнения всех разделов выводов отчета.
6.2 Творческое задание
Творческое задание, которое будет представляться для рассмотрения Государственной аттестационной комиссии, может быть выполнено в виде:
- наглядного демонстрационного пособия (макета, экспозиционного экспоната);
- электрифицированного динамического плаката;
- разработки и изготовления какого-либо рабочего образца;
- наглядного пособия по темам учебной программы;
- усовершенствованные инструменты и приспособления и т.д.
Содержание творческих заданий полностью зависит от специфики учебного заведения, его материально-технической базы, возможностей и способностей исполнителей.
Преподавателям специальных предметов при разработке тематических творческих заданий необходимо продумать:
- значимость задания;
- объем выполняемой работы;
- сложность задания, которое отвечало рекомендуемому разряду.
При выполнении творческого задания в разделе «теоретическая часть» описываются устройства назначения, принцип действия или работы изготовляемого образца, модели, эскиза, макета и т.д.
Графическая часть работы заменяется эскизом, схемой, фотографией данного объекта.
Творческое задание может выполняться как одним обучающимся, так и группой выпускников.
Применение творческих выпускных работ позволяет развивать мастерство обучающихся, пробудить интерес к новым технологическим приемам, находить интересные различные технические решения при выполнении работ.
7 Критерии оценка письменной экзаменационной работы
Критериями оценки письменной экзаменационной работы, выполненной обучающимся, являются:
- степень усвоения обучающимся понятий и категорий по теме работы;
- умение самостоятельно работать с документальными и литературными источниками;
- умение формулировать основные выводы по результатам;
- грамотность и стиль изложения;
- соответствие оформления письменной экзаменационной работы установленным требованиям.
Критерии, при наличии хотя бы одного из которых письменная экзаменационная работа оценивается только на "неудовлетворительно":
- тема и (или) содержание работы не соответствует выданному заданию (согласно тематики выпускных практических квалификационных и письменных экзаменационных работ);
- выявленное несоответствие между выпускной практической квалификационной работой и письменной экзаменационной работой;
- работа перепечатана из Интернет-ресурсов, или других электронных носителей информации;
- оформление курсовой работы не соответствует требованиям.
При оценке письменных экзаменационных работ преподаватель обращает также внимание на следующие распространенные ошибки в работах обучающихся:
- отсутствие четкости в обоснований, выводов;
- нарушение последовательности изложения, частые повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки;
- излагаемые по тексту примеры не подкреплены смысловым содержанием, не соответствуют теме работы;
- письменная экзаменационная работа представляет собой пересказ литературных источников, набор цитат, фраз.

Рекомендуем посмотреть:

Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обу Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения Ведение дневника производственного обучения
Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения | Ведение дневника производственного обучения
Опубликовано: 811 день назад (18 сентября 2014)
Просмотров: 5181
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!