Конкурсы для педагогов и детей

Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждений 8 вида

Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждений 8 вида.
Автор: Чернявская Г. В., мастер производственного обучения Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждение № 18
Описание материала: В работе представлен опыт организации уроков производственного обучения по профессии «Повар» выпускников образовательных учреждений 8 вида в профессиональном образовательном учреждении. В связи с активным внедрением инклюзивного образования представленный материал будет полезен преподавателям и мастерам производственного обучения, а так же преподавателям трудового обучения, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы: диссеминация педагогического опыта
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Возможность получения образования, независимо от ограничений возможностей здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, эмпатии.

Урок производственного обучения состоит из следующих этапов:
1. Организационный момент.
2. Вводный инструктаж.
• Определение темы и постановка целей урока.
• Проверка домашнего задания.
• Проверка знаний обучающихся по материалу урока.
• Инструктирование обучающихся по материалу урока.
• Тренировочные упражнения обучающихся.
• Определение дневного задания.
3. Текущий инструктаж.
• Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения личной гигиены и норм санитарии;
- проверка соблюдения правил техники безопасности;
- проверка правильности выполнения трудовых приёмов;
- индивидуальная работа с обучающимися (оказание помощи обучающимся, у которых возникли затруднения).
4. Заключительный инструктаж.
• Выставка - дегустация приготовленных блюд.
• Самооценка результатов работы по предложенному алгоритму.
• Комментирование педагогом результатов самооценки
• Выставление оценки каждому.
• Домашнее задание.
Урок производственного обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в 1 смену и длится 5 часов. Занятия начинаются в 8.30. У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мозг работает в охранительном режиме, они очень тяжело просыпаются утром и идут на занятия в плохом настроении, для того, чтобы вызвать у них положительные эмоции, каждый урок рекомендуется начинать с психологического зачина, например: «Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь и пожелайте успеха!».
Для того, чтобы вызвать у обучающихся интерес к уроку и установить с ними вербальный контакт, удобно использовать сказкотерапию. Можно подобрать сказку практически на каждую тему обучения по профессии "Повар". Например я, при изучении темы «Первичная обработка рыбы», предлагаю обучающимся вспомнить русскую народную сказку, о том, как лиса и волк рыбу ловили. Ребята сказку вспоминают с удовольствием. Тогда предлагаю сделать вывод из этой сказки, и они делают его самостоятельно: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». При изучении темы «Первичная обработка овощей», предлагаю обучающимся вспомнить русскую народную сказку про репку и сделать вывод из этой сказки: «Вместе легче справится с трудностями».
Для активизации мышления можно предложить обучающимся самостоятельно, используя представленные образцы, определить тему и цель урока. Затем перейти к определению внутренней мотивации: «Зачем вам необходимо изучить данную тему?». Так же для активизации мышления обучающихся удобно использовать элементы Кейс-метода. Например, я описываю обучающимся производственную ситуацию, прошу определить проблему, возможные причины её возникновения и способы решения или исправления. Производственные ситуации подбираю с учётом психофизиологических возможностей моих обучающихся. Например, при изучении темы "Приготовление картофельных супов с крупой", предлагаю вспомнить стихотворение Елены Благининой:
Мы варили
Суп-суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша -
То-то горе наше!
Предлагаю обучающимся заполнить карточки "Производственная ситуация".

Производственная ситуация по теме № 7 "Приготовление супов"
Ф.И.О. обучающегося
Задание № 1 Определите проблему
Задание № 2 Определите возможные причины возникновения проблемы
Задание № 3 Укажите способы предотвращения возникновения проблемы
Задание № 4 Укажите способы решения проблемы
Время выполнения задания 5 минут

Затем вызываю желающего к доске. Он зачитывает ответы, остальные обсуждают и комментируют. Вывожу правильные ответы на экран. Даю обучающимся время на исправление ошибок, заполнение пустых граф. Заполненные таблицы обучающиеся вкладывают в свой конспект, для того, чтобы в любой момент, они могли воспользоваться ими.
Эталон ответа
Производственная ситуация по теме № 7 "Приготовление супов"
Ф.И.О. обучающегося
Задание № 1 Определите проблему Консистенция супа слишком густая
Задание № 2 Определите возможные причины возникновения проблемы Нарушили норму закладки продуктов (положили больше нормы);
Нарушили время варки (переварили продукты);
Нарушили температурный режим варки (жидкость выкипела)
Задание № 3 Укажите способы предотвращения возникновения проблемы Соблюдать норму закладки;
Соблюдать время варки;
Соблюдать температурный режим варки.
Задание № 4 Укажите способы решения проблемы Сварить новую порцию супа, более жидкой консистенции, чем положено, соединить две порции супа.

В связи с тем, что некоторые обучающиеся не в полной мере владеют навыками письма и чтения, при конспектировании можно использовать пиктографию (на первых занятия ознакомить их с условными обозначениями). По этой же причине все технологические карты рекомендуется сопровождать картинками.
Дифференциацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья удобно проводить по уровням усвоения учебного материала. При письменной проверке знаний используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания. При устном опросе первыми вызываются обучающиеся 3 группы, остальные исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даётся задания обучающимся 1 группы найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Обучающимся 2 группы даётся подобранный педагогом материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов. При объяснении нового материала перед обучающимися 1 группы ставятся проблемные вопросы, обучающимся 2 и 3 групп предлагается ответить на вопросы известные из раннее изученного. Обучающимся группы 2 даётся для изучения дополнительный материал в виде сообщений. Обучающиеся же группы 1 самостоятельно изучают некоторые вопросы нового материала. При воспроизведении обучающимися приёмов, продемонстрированных мастером дифференцируются задания. Обучающимся 1 группы предлагается выполнить практическое задание, используя технологическую карту. Для обучающихся 2 группы составляются подробные карточки-задания. Со обучающимися 3 группы прорабатываются основные моменты.
Для организации выполнения производственного задания удобно использовать групповой (бригадный) метод работы. Работа в минигруппах позволяет формировать общие компетенции: работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом, брать на себя ответственность за работу членов команды; реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Технологический процесс групповой работы делится на этапы:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
а) Определение производственного задания.
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Консультирование
ж) Индивидуальное выполнение задания.
з) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),
и) Подведение итогов группового задания.
4) Заключительная часть.
к) Организация дегустационного стола.
л) Анализ выполненной работы по предложенному мастером алгоритму.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Во время групповой работы педагогом осуществляется контроль хода работы в группах, консультирование обучающихся, регулировка споров, порядок работы, в случае крайней необходимости оказывается помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
В качестве домашнего задания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, как один из вариантов, можно предложить следующий:
•приготовить дома отработанное блюдо, принести фотоотчёт.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются некритичностью мышления. Они не могут самостоятельно оценить свою работу. Чтобы оценка стимулировала работу обучающихся, необходимо помочь им правильно оценить результаты своей деятельности. Для этого на заключительном инструктаже можно организовать дегустационный стол. Обучающиеся сравнивают свои блюда и изделия с эталоном. Проводят сравнение по предложенному педагогом алгоритму оценивания работы.
В обсуждении каждой работы должны принимать участие все обучающиеся учебной группы, а педагог должен комментировать обсуждение. Для повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы рекомендуется несколько способов:
1.Выставление отметок со знаком + и -;
2.Цифровая бальная отметка дополняется словесной;
3.Опора на коммуникативный мотив. Каждому обучающемуся не безразлично, как к нему относятся сокурсники, что они думают. Поэтому следует отметить перед группой успехи каждого.
Чтобы снизить стрессовую ситуацию при проведении рубежного контроля, проверочную работу можно организовать в форме конкурса профессионального мастерства. Перенести акцент с цели: проверить уровень сформированности профессиональной компетенции на цель: выявить лучшего по профессии. Эффект состязательности придаёт дополнительный стимул обучающимся. Создание ситуации успеха помогает обучающимся преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии. При проведении проверочной работы, необходимо соблюдать ряд дидактических требований коррекционно-развивающей технологии. Заранее предупредить обучающихся о предстоящей проверочной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с изучением материала урока предлагать задания, подобные тем, которые будут использоваться в проверочной работе с тем, чтобы у них выработался чёткий механизм выполнения заданий определённого вида. Необходимо, чтобы содержание проверочной работы охватывало основные положения изученного материала (основная часть), а также включало в себя задания, решение которых требовало бы от обучающихся проявления сообразительности и творчества (дополнительная часть). На следующем уроке после проведения проверочной работы необходимо провести работу над ошибками.
Урок производственного обучения, организованный с учётом вышеуказанных рекомендаций, как показывает практика, способствуют развитию внутренней мотивации обучающихся на обучение профессии и успешной адаптации к новым учебным условиям.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Корпоратив для учителей на конец учебного года | Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Опубликовано: 812 дня назад (16 сентября 2014)
Просмотров: 2883
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 сентября 2014 в 19:40 +3
Добрый вечер, Галина Владимировна!
Спасибо за приглашение на необычный для меня урок, у которого и длительность отличается от школьного и сам ход урока нестандартный. Я ранее знакомилась с МК ваших воспитанников, которые у вас творят чудеса, поэтому у меня вывод один, значит ваша методика преподавания даёт положительные результаты. Ваши подопечные уж точно накормят любого! Галина Владимировна, у меня будут пожелания к вам по поводу оформления самой публикации - используйте редактор, чтобы сам текст был более выразительным(шрифт, который вы используете не придаёт выразительность материалу), а работа показательной, ну и конечно всегда украшением любой работы служит фотоматериал. Желаю вам успехов! Голосую за творческий подход!
С уважением, Т.Н.
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 12:43 +2
Большое спасибо, Татьяна Николаевна, за отзыв. Действительно текст получился не выразительным, но вчера сидела добросовестно пыталась его редактировать, техника упорно отказывалась мне помогать. Ни абзац, ни выравнивание шрифта и т.д. ни как не хотели работать (проблемы с интернетом и видимо с техникой). Это статья научно-публицистическая, речь в ней об обучении лиц с отграниченными возможностями здоровья (8 вид), поэтому размещение фотографий этих обучающихся, на мой взгляд, было бы не совсем корректным. Эти ребята всегда очень негативно относятся к любым статусам и штампам, которые им присваивают. Я думаю, что этот материал, несмотря на его сухость, будет очень полезным для педагогов профессионального образования, обучающих таких ребят. Когда сама 5 лет назад впервые встала на такую группу - немного растерялась. Информации по обучению таких ребят профессии практически нет, есть технологии трудового обучения, но это абсолютно разные вещи. За 5 лет методом проб и ошибок накопила положительный опыт, которым и захотелось поделиться. Ещё раз спасибо Вам за отзыв.
Анна Семёновна # 17 сентября 2014 в 12:50 +3
Галина Владимировна, большое Вам спасибо за образец урока для детей с ОВЗ, буду использовать при подготовке к занятиям.
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 12:53 +1
Спасибо, Анна Семёновна.
Наталья Сергеевна Кузнецова # 17 сентября 2014 в 13:00 +3
Спасибо за Ваш урок производственного обучения. Было очень интересно ознакомиться с методикой проведения урока. Хотелось бы продолжать знакомство с Вашим педагогическим опытом в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (8 вид). Обязательно порекомендую друзьям и знакомым Вашу методику проведения урока. Спасибо, с уважением и до встречи.
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 13:18 +1
Спасибо, Наталья Сергеевна.
Ирина руслановна # 17 сентября 2014 в 14:21 +2
Очень интересный и полезный материал. Использованы интересные моменты (зачин,производственные задачи,создание ситуции успеха и т.д.).Прослеживается связь с реальностью, что немаловажно для детей с ОВЗ. Даете возможность всем учащимся участвовать в процессе занятий, находить ошибки, уметь исправлять их,учите думать,размышлять, общаться, что важно для овладения профессией и адаптации в социуме.Спасибо Вам за творческую работу! Успехов и терпения в вашем нелегком труде!
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 15:35 0
Спасибо, Ирина Руслановна.
Вера Александровна Орехова # 17 сентября 2014 в 14:58 +3
Галина Владимировна, с интересом познакомилась с Вашей разработкой. Вы действительно проделали большую работу, просто молодец и замечательный педагог.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» Дэвид Бланкет
Спасибо за опыт, которым Вы поделились с нами, думаю многим педагоам пригодится Ваш материал. +1. Желаю творческого настроения и удачи!!!
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 15:38 +1
Большое спасибо, Вера Александровна, за такой содержательный комментарий.
Анна Валерьевна Шмакова # 17 сентября 2014 в 15:32 +2
грамотно и правильно оформленная работа привлекает большее количество пользователей. УДАЧИ ВАМ!!! очень интересно
Анна Валерьевна Шмакова # 17 сентября 2014 в 15:35 +1
Ваш материал мне очень понравился. Вы -молодец! Желаю творческого настроения и удачи!!!
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 15:38 0
Спасибо.
Ирина Вячеславовна Некрасова # 17 сентября 2014 в 16:12 +2
Галина Владимировна, добрый день! Спасибо за приглашение на Ваш урок. Вы творчески и с любовью подошли к разработке методики проведения занятий с детьми с ОВЗ. Я просто уверена что они приносят замечательные результаты! Примите голос за ваш материал. Желаю Вам творческих успехов!
С уважением. Ирина
Галина Владимировна Чернявская # 17 сентября 2014 в 16:51 0
Спасибо, Ирина Вячеславовна.
Инна Владиславовна Соколовская # 17 сентября 2014 в 19:34 +17
Галина Викторовна, добрый вечер! Ознакомилась с вашим уроком производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждений 8 вида. Материал Вы представили интересный. Раскрыли в организации урока производственного обучения все этапы из которых он состоит. Специфика интеллектуального и личностного обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно - поведенческих и других свойств психики детей. В вашем уроке заложена большая возможность для реализации социокультурного развития обучающихся, преодоления дидактоцентристских подходов в обучении в пользу психологической, социальной и культурной абилитации разных групп обучающихся. Для меня это очень трудная тема, представляю сколько необходимо отдавать сил для подготовки таких уроков. Вы Галина Викторовна, УМНИЧКА. Примите мой голос. Голосую + 1. Творческого Вам вдохновения. Ждем новых работ.
Галина Владимировна Чернявская # 18 сентября 2014 в 02:36 +1
Большое спасибо, Инна Владиславовна.
Анна Иванова # 19 сентября 2014 в 00:06 +1
как-то сегодня для меня все совпало-ваш материал, Галина Владимировна, и посещение начальной школы как раз 8 вида. Мы туда с сокурсниками пришли на открытые уроки педагогов...Сложно очень.До сих пор ком в горле.
Мы были на уроке в 4м классе, я видела этих деток-аутистов с различной степенью слабоумия, с различными дефектами..тяжело. Вы правы-их нельзя фотографировать. У них свой мир и мы не имеем права выносить его на публику. К тому же это очень отвлекает ребенка..
Вы пишете, что материала по работе с такими детками очень мало. Это же нам говорили учителя там. Все разрабатывается самостоятельно педагогом, подстраивается под каждого ребенка индивидуально. Это адски тяжелая работа! Тут ведь столько тонкостей надо учитывать!Каждый ребенок уникален в таких школах. И провести единое занятие, да еще используя опасные предметы-огонь, ножи с ТАКИМИ детьми-я преклоняюсь перед вами!
Галина Владимировна Чернявская # 20 сентября 2014 в 16:46 0
Анна Ивановна, большое спасибо за такие слова. Понимание и поддержка коллег очень важны в нашей работе.