Конкурсы для педагогов и детей

Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Чернявская Г.В., мастер производственного обучения Краевого государственного казенного профессионального образовательного учреждение № 18
Описание материала:
В работе представлен опыт организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с активным внедрением инклюзивного образования представленный материал будет полезен преподавателям, мастерам производственного обучения, социальным педагогам, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовательном учреждении.
Цель работы: диссеминация педагогического опыта.

Для осуществления эффективности педагогического процесса необходимо иметь разноплановую информацию о каждом обучающемся, качествах личности, индивидуальных особенностях его развития. Искусство обучения и воспитания, как указывал ещё К. Д. Ушинский "... имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что обучение и воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания".
Каждому педагогу свою работу следует начинать с мониторинга контингента обучающихся, выбора обучающих, развивающих и воспитательных технологий. Затем проводить планомерную работу по внедрению выбранных технологий в образовательный процесс. Далее следует проводить анализ результатов деятельности, рефлексию, обозначать возникающие проблемы и пути их решения.
Для изучения контингента обучающихся профессиональных образовательных учреждений обычно используют следующие методы:
анализ документации социального педагога, психолога, медицинского работника;
• беседа с социальным педагогом, психологом, медицинским работником;
• анализ личных дел и биографических данных учащихся;
• анкетирование, опрос и беседы с учащимися;
• сравнительный анализ полученных данных.


Полученные результаты заносятся в диагностическую карту-характеристику группы, где указывается средний балл аттестата, уровень развития психических процессов, уровень коммуникабельности, мотивация к обучению, состояние здоровья, темперамент, социальный статус, дополнительные сведения, прогнозируемый результат, реальный результат (по результатам итоговой аттестации).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к любым новым условиям. Поэтому большое внимание следует уделять адаптации вновь поступившего контингента в образовательном учреждении. В конце августа можно провести организационное собрание с обу-чающимися, их родителями, лицами их заменяющими, на котором познакомить с режимом обучения, питания, провести экскурсию по учреждению, ответить на интересующие вопросы. Провести индивидуальные беседы, оказать приезжим помощь в заселении в общежитие.
Я 1 сентября провожу, разработанный мною классный час «Мы истории этой творцы» для ознакомления обучающихся с историей профессионального образования и образовательного учреждения. При помощи «Машины времени» мы отправляемся с обучающимися в прошлое, затем переносимся в настоящее, где знакомимся с предприятиями питания нашего города, на которые обучающиеся смогут впоследствии трудоустроиться.
Слайды из презентации классного часа "Мы истории этой творцы"




В течении первой учебной недели оформляем «Дерево настроения», затем совместно проводим рефлексию. За весь курс обучения собираем целый лес.

На заключительном чаепитии проводим своеобразный сеанс психотерапии: вспоминаем и обсуждаем каждое дерево, какие чувства испытывали обучающиеся в каждый определённый момент и почему. Такие обсуждения способствуют настрою на дальнейшую адаптацию к трудовой деятельности.
На первой учебной неделе рекомендуется организовать групповое чаепитие «Знакомство» с приглашением всех преподавателей, где каждый, начиная с педагогов, представляется, коротко рассказывает о себе. Для того, чтобы обучающиеся быстрее запомнили друг друга по именам, можно провести игру «Что в имени тебе моём».
С первых дней обучения каждому педагогу следует вести дневник индивидуальных педагогических наблюдений, где можно фиксировать личные данные, контактную информацию, личностные особенности обучающихся, социально-педагогическую работу по каждому из них. Здесь же можно фиксировать интересы и склонности своих подопечных, опираясь на которые, и следует начинать организацию социально-педагогической деятельности с обучающимися. Опора на положительное в характере является очень важным условием эффективности индивидуального подхода. Делая опору на положительные качества, необходимо сочетать её с чуткостью и разумной требовательностью. Организуя свою деятельность с обучающимися, в первую очередь следует наладить взаимодействие с ними, устанавливаю контакт, доверительные отношения. Для этого удобно использовать технологию "Коучинг", которая способствует раскрытию потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться. Целью коучинга является помощь для самопомощи. Основной принцип коучинга: «Свою жизненную ситуацию знает клиент, а не коуч». Я не даю своим подопечным жёстких рекомендаций и советов, а направляю их, помогая принять решение. Начинаю работу с постановки целей«Чего ты хочешь?». Затем помогаю провести анализ текущей ситуации«Что происходит?». Дальше вместе проводим наработку вариантов«Что нужно сделать". Выбор всегда оставляю за обучающимся «Что будешь делать ты?»
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей обучающегося, не имеет для него какого – либо значения и не побуждает к учебной деятельности. Поэтому при организации образовательного процесса следует учитывать профессиональную мотивацию поступивших на обучение. Мотивацию обучающихся следует выявлять путём комплексного обследования. В сентябре можно провести анкетирование вновь прибывшего контингента, в ходе которого предложить ответить на следующие вопросы:
- Почему ты поступил(а) именно в это профессиональное образовательное учреждение?
- Почему ты выбрал(а) эту профессию?
- Планируешь ли после окончания обучения работать по выбранной профессии?

Изучив результаты анкетирования, можно провести индивидуальные беседы с целью уточнить мотивы поступления на обучения. В конце октября, после прохождения адаптационного периода провести исследование «Мотивация профессиональной деятельности» (например, можно использовать методику К. Замфир в модификации А. Реана).
Для повышения внутренней мотивации обучающихся на первые занятия можно приглашать своих выпускников, работающих на предприятиях города, выпускников, которые открыли свои предприятия, чтобы они поделились своим опытом, рассказали о том, какие перспективы ожидают квалифицированных специалистов в городе и крае. В первый месяц обучения рекомендуется организовывать экскурсии на предприятия, в ходе которых у обучающихся появится возможность ознакомиться с рабочими местами, условиями работы и оплаты труда.

Адаптационный период, организованный с учётом вышеуказанных рекомендаций, как показывает практика, способствуют развитию внутренней мотивации обучающихся на обучение профессии и успешной адаптации к новым учебным условиям.

Рекомендуем посмотреть:

Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения Методические рекомендации по выполнению письменной экзаменационной работы Ведение дневника производственного обучения
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждений 8 вида | Прохождение итоговой аттестации обучающимися профессионального образовательного учреждения
Опубликовано: 809 дней назад (17 сентября 2014)
Просмотров: 1330
+1
Голосов: 1
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 17 сентября 2014 в 20:01 +2
Добрый вечер Галина Владимировна! Ознакомилась с Вашей статьей Особенности организации адаптационного периода в профессиональном образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Интересный материал Вы подготовили и замечательные рекомендации даете. Здорово, что в самом начале учебного года проводите анкетирование, организовываете экскурсии на предприятия, в ходе которых у обучающихся появится возможность ознакомиться с рабочими местами, условиями работы и оплаты труда. Каждый обучающийся может все обдумать и осмыслить свой выбор будущей профессии. Спасибо, что делитесь с коллегами своим опытом. Примите мой голос.
Галина Владимировна Чернявская # 18 сентября 2014 в 03:14 0
Большое спасибо, Галина Евгеньевна за оценку моей работы.