Конкурсы для педагогов и детей

Конспект беседы "Зима" в старшей группе

Зима
Цели
: дать элементарные представления о времени года - зима.
Задачи:
учить видеть и наблюдать изменения в природе, приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитатель
• На смену какому времени года приходит зима?
• Как узнать, что наступила зима?
• Сколько зимних месяцев?
• Какой месяц начинает зиму?
• Где появляется лед?
• Установите разницу между словами «льдина» и «льдинка».
• Каким бывает первый снег? Белым и рыхлым
• Объясните значение следующих слов: снежок, снегирь, снегопад, снегоход, снегоочиститель, сугроб, каток.
• Назовите птиц, которые остаются зимовать?
• Чем питаются птицы зимой?
• Звери готовятся к зиме по-разному. А вы знаете, как готовятся к зиме белки (медведи, зайцы, лисицы)?
• Расположите слова в порядке возрастания качества: стужа, холод, мороз.
Воспитатель
Зиму подразделяют на подсезоны:
Первозимье - 25 дней - с 27 ноября;
Коренная зима - 55 дней - с 22 декабря;
Перелом зимы - 31 день - с 15 февраля.
Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год). По фенологическим сезонам года зима включает 111 дней с 27 ноября по 17 марта. Зима приходит с северо-востока. По астрономическому календарю она начинается в северном полушарии с декабрьского солнцестояния (22-23 декабря) и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта). Метеорологи делят зиму на два периода: мягкая и холодная зима. Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.
Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание - по капелям, беря за основу явления живой природы. Поэтому наступление зимы определяется разным периодом времени.
В некоторых календарях указывают такие названия: Предзимье, Глухозимье, Предвесенье.
Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка.
Воспитатель
• Запомни наизусть
Встреча зимы И.Никитин
…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас-
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!..
Воспитатель
Четыре художника. Зима
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно, а сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно ее снова одеть, а вон меж кустов серый зайчишка крадется. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Одену-ка я косого в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж его на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живет, под землей от врагов прячется. Ее толь ко нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса в сторону пушистым хвостом - будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: Солнышко как глянет, так и залюбуется».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется...
Живет зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живет вся картина седой чародейки Зимы. Можно ее и Солнышку показывать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом все кругом еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей -и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Воспитатель
• Давайте вспомним, с кем сравнивает автор зиму? Как он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
• Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
• Как позаботилась Зима о животных?
• Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумай те, каким бывает снег в ясный морозный день.
• Каким становится снег, когда начинается оттепель?
• Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из-за туч?
Физкультминутка
Звучит медленная музыка.
Воспитатель
• Представьте, что вы снежинки, медленно летите по воздуху и плавно опускаетесь на землю.
Воспитатель
• Закончи пословицу
Пословицы о зиме
Больше снега — больше хлеба.
В зимний холод всякий молод.
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Зима без снега, лето без хлеба.
Зима лодыря морозит.
Зима морозная - лето жаркое.
Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет.
Зимний денек с воробьиный скок.
Зима не лето — в шубу одета.
Лето бежит вприпрыжку, зима бредет, понурив голову.
Солнце зимой морозит.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Воспитатель
Загадки
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лед на реке)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег)

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)

Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет. (Зима)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)

Без рук, без топорища
Построен мостище. (Лёд)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ... (Морозный узор)

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт. (Снег)


Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня (Зима)

Отдыхают мужики,
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)

Рисует художник
Пейзаж на стекле,
Но эта картина
Погибнет в тепле. (Мороз)

Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет. (Снег)

Поглядели мы в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым - бело
И метет ... (Метелица)
Воспитатель
Игра Крута гора
Коллективная, подвижная игра. Способствует развитию крупной моторики и координации движения.
Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:
Стоит крута гора среди нашего двора,
Супротив терема высокого,
Супротив кольца широкого,
Не пройти, не проехать,
Что ни конному, что ни пешему.
Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.
Воспитатель
Скороговорка
• Быстро и четко произнести 3 раза.
Зяб – перезяб в звонких березях.
Воспитатель
Сказка «Зимовье зверей»
• Какие герои собрались «от зимы лета искать»? Бык, баран,
свинья, гусь, петух
• Как они решили спастись от зимы? Дом строить
• Кто предложил строить дом? Бык
• Поддержали его братцы-товарищи?
• Почему они его не поддержали братцы-товарищи?
• Как в дом попал баран? Разбегусь и вышибу из
твоей избы бревно
• Как в дом попала свинья? Столбы подрою, да твою
избу сворочу
• Как в дом попали гусь и петух? Мох из твоих стен
повыщиплю.
Всю землю на чердаке с
потолка сгребу.
• Почему лису привлекла избушка? Петух песни стал
распевать
• Что придумала лиса? Позвать медведя и волка
• Как они решили поступить?
• Что произошло с медведем?
• Что спасло зверей-товарищей? Дружба

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Урожай собирай» Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область "Познание" Конспект НОД в старшей группе. Знакомство с художником Бычковым и его картинами

Похожие статьи:

Материалы по теме Зима

Как избежать обморожения. Первая помощь при обморожении. Полезные советы и рекомендации для детей

Правила поведения при гололёде и гололедице для школьников. Полезные советы и рекомендации для детей

Календарь. День за днем

Действия при снежной лавине. Правила поведения для школьников

Опубликовано: 668 дней назад (6 февраля 2015)
Просмотров: 1989
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ольга Васильевна Петрова # 6 февраля 2015 в 20:16 +1
беседа понравилась тем,что содержание разнообразно,используется народная игра, но на мой взгляд с таким материалом вы не уложитесь в 25 минут и не совсем понятно, зачем загадки повторяются : зима, зима... лед, лед на реках и т.п.?
Галина Владимировна Кураш # 8 февраля 2015 в 16:52 +1
Спасибо, Ольга Васильевна за позитивный комментарий. Рада, что Вам понравился мой конспект. С уважением Галина Владимировна.
Елена Александровна Беляева # 6 февраля 2015 в 22:45 +1
Здравствуйте Галина Владимировна, Вы не указали автора, описание материала, Вы пишите цели, а определяете одну цель, к тому же она должна отвечать на вопрос Что? Если это беседа на прогулке, то она слишком затянута, если это беседа в группе, то зачем Вы пишите подвижную игру, которая должна проводиться на прогулке.
Галина Владимировна Кураш # 8 февраля 2015 в 16:58 +2
Здравствуйте, Елена Александровна, спасибо за комментарий. Вот уж точно Вы заметили, а я указать описание материала упустила, принимаю Ваше замечание. Вам удачи, успехов и ещё раз спасибо! С уважением Галина Владимировна.