Конкурсы для педагогов и детей

Экологическое воспитание младших дошкольников

Статья «Экологическое воспитание в младшей группе ДОУ» (репортаж с «Зайкина огорода»).
Автор: Ерышова Галина Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №32» города Арзамаса Нижегородской области.
Описание материала: этот материал будет полезен воспитателям, родителям и всем тем, кого волнует проблема экологической культуры младших дошкольников.
Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений.
Задачи:
1. Формировать представления детей о растениях, особенностях их произрастания;
2. Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе;
3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

С первых лет своей жизни ребенок интенсивно знакомится с окружающим его миром: миром разнообразных предметов и необычных явлений природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, начинает фантазировать, воображать, творить. Наша задача- помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления. Для этого мы создаем условия для поисково-исследовательской деятельности детей, способствуем формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.
Поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям помогает создание в детском саду «огорода на окне». Об этом наш следующий репортаж.
Мы ведем наш репортаж из детского сада №32. В группе «Солнышко» произошли невероятные события: в один из февральских дней на подоконнике появился новый житель-зайчик Степашка. Да не просто появился, а полностью обустроился на подоконнике: здесь у него и домик, и огород, и озеро, и клумбы с цветами.

Мы решили задать вопрос воспитателю: «Как вы среагировали на все происходящее?»
В своем интервью воспитатель прокомментировала последние события так…
-Да, удивлению ребят не было предела-вы бы видели их восторженные глаза! И первое, что мы сделали, =это познакомились с новым обитателем.

Степашка нам поведал следующую историю…
Приближается весна, запасы зайчика закончились, витаминов ему не хватает, что же делать? Выход один=сажать новые растения (травку, лучок, цветы для клумбы). Посадить-то Степашка посадил, а вот ухаживать за своим огородом сил у него нет, маленький он еще, одному ему не справиться. Вот и решил он обратиться за помощью к ребятам из детского сада.
А малыши у нас добрые, трудолюбивые, сразу же откликнулись на просьбу Степашки о помощи: стали с удовольствием ухаживать за его большим огородом. Вот так в игровой ситуации мы и познакомились с нашим героем!
-И началась наша исследовательская работа на «Зайкином огороде».
Наблюдения и исследовательская деятельность.
Мы с ребятами каждый день внимательно смотрели на зайкины грядки с посаженными семенами.
Через 7 дней появились первые нежные всходы травки. Они были еще очень слабенькие, но с каждым днем дружно подрастали и крепли.

На 8 день у луковки Чиполлино с его дружной семейкой начали появляться ярко-зеленые стрелочки-хохолочки. До чего же они были красивые: яркие, прямые, сочные!
Через 12 дней потянулись к свету тонкие стебельки будущих цветов.

Наблюдения и исследования многому научили малышей: мы познакомились с названиями и строением посаженных растений, определяли цвет саженцев и других предметов на огороде, старались заботиться и охранять необычные всходы.
Трудовая деятельность.
Прежде чем приступить к выполнению работы по уходу за появившимися ростками, мы внимательно изучили картинку на оконном стекле: солнышко, тучки, дождик. И установили такую взаимосвязь: чтобы семена взошли, им необходимы свет, тепло и вода.

Солнышко ласково пробивается через стекло, в группе тепло, а дождик мы «обеспечиваем» из наших леек. Такая работа нам очень нравится! И делаем мы это регулярно, как только начинает подсыхать земля на грядках, поливаем добросовестно и аккуратно.


Игровая деятельность.
Нужно отметить, что «Зайкин огород» полифункционален, к нему мы обращаемся в различных видах деятельности (по сенсорному развитию, развитию речи, художественно-эстетическому развитию…)
Но особенно мы любим здесь играть: и со Степашкой, и с Чиполлино, и с уточкой, и с бабочками…Нам нравится все переставлять, приносить новые игрушки, придумывать что-то свое...



Есть у нас и перспективы на будущее: как только природа проснется ото сна, мы обязательно поставим(«посадим») около дома Степашки веточку дерева и будем наблюдать, что же из этого выйдет?
Заканчивая наш репортаж из группы «Солнышко», мы хотим сказать следующее: «Зайкин огород» растет и радует ребят своими всходами. Зайчику Степашке совсем не скучно=у него появилось много друзей и помощников, которые бережно относятся к природе. А ребята-малыши, получив начальный опыт общения с миром природы, будут и в дальнейшем эмоционально-положительно относиться ко всему, что их окружает! В этом и состоит суть экологического воспитания младших дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Огород на подоконнике в ДОУ Дидактическая игра по экологии для детей младшей группы Конкурс профессионального мастерства среди педагогов ДОУ. Юные исследователи – Огородная сказка Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Как мы учили Незнайку ухаживать за цветами
Участник №92 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Весенний букет фиалок своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото. | Букет из желтых хризантем к 8 марта своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 292 дня назад (21 февраля 2016)
Просмотров: 628
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Гузель Сагитовна Яхина # 21 февраля 2016 в 15:36 0
Добрый день, Галина Юрьевна! Первый голос отдаю вам за ваш прекрасный "Зайкин огород". Сюжет интересен детям, оформление замечательное, всё что имеется под рукой у воспитателя (игрушки, картинки, природный материал). А я сделала со своими детьми домик для Миши и Машеньки из палочек, и посадили семена в стаканчики из под йогурта, и теперь ждём когда взойдут. У каждого ребёнка свой стаканчик, подписанный, и наклеена картинка с изображением растения. Детей так увлекло, что я даже и не ожидала, что они у меня такие умные и трудолюбивые помощники. Так, что дерзайте, дорогие коллеги!!!
Ирина Павловна Жолобова # 21 февраля 2016 в 17:06 0
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Какой замечательный у вас Степашка и его огород! Оформление прекрасное: все красивое, яркое, красочное. Детям нравится поливать растения, ухаживать за ними, они учатся наблюдать, замечать изменения в мире растений. надеюсь они вырастут трудолюбивыми, бережливыми ребятами...Я загорелась идеей тоже сделать с детьми огород на окошке! Спасибо вам, голос!
Светлана Николаевна Пикулева # 21 февраля 2016 в 19:42 0
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Очень понравилась идея мотивации к созданию и желание ухаживать за огородом. Подробно описано какая работа проведена с детишками младшего дошкольного возраста. Ведь только выполняя работу постоянно и самостоятельно дети приобретают опыт. Спасибо за идею. Голосую. Идею беру себе на заметку.
Лариса Владимировна Валитова # 22 февраля 2016 в 10:07 0
Мне понравилась идея оформления видов продуктивной и познавательной деятельности в сказку. Несомненно, что дети с удовольствием и интересом каждое утро навещали Зайку на подоконнике! все педагогам также творчески и активно нужно работать с детьми. Спасибо, Галина Юрьевна!
Людмила Владимировна Наумова # 22 февраля 2016 в 11:16 0
Здравствуйте, Галина Юрьевна! Какой замечательный огород у Вашего зайчика! И солнышко греет-пригревает, и дождик капает, и детки поливают. Будет хороший урожай на заинькином огороде! И зайчику хватит покушать и деткам витамины. Ухаживая за посадками лука и цветов на таком огороде, дети не только наблюдают за изменением растений, но и проявляют заботливое отношение к животным.
Марина Константиновна Загарских # 23 февраля 2016 в 12:06 0
Очень необычная подача материала. Даже взрослому человеку интересно почитать, посмотреть картинки, грядки. Что уж говорить о детях! Захотелось больше узнать о зайкином огороде!
Евгения Викторовна Васильева # 25 февраля 2016 в 17:30 0
Добрый вечер. Творческий подход к проблеме экологического воспитания у дошкольника. Не просто посадить лучок, травку и наблюдать за всходами, а обыграть все в виде сказки. Очень интересная и оригинальная идея. Возьму в копилку. Спасибо!