Конкурсы для педагогов и детей

Эссе учителя ИЗО. Я - учитель

Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Христианская притча
Если за сеятелем видеть учителя, землей считать учебную программу, плодом - ученика, то надо задуматься, как получить вкусный и сладкий «плод» с облагороженным сердцем, совершенным духом, уважающим культуру и быт своего народа.
Каким же должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С.Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда.
Подавать положительный пример не так уж легко, ведь приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам.
Большое терпение, неиссякаемое трудолюбие, огромная любовь к своей профессии - вот основы успеха профессии учитель.
Каждый день идешь в школу, делаешь свое дело день за днем, крутишься в карусели дел, порой просто забываешь о своих личных делах - живешь школой. И уже кажется, что школа - твой дом, дети-близкие и родные, а стены школьного коридора - самые любимые.
Школа берет не себя обучающие, развивающие и воспитательные функции. И это правильно. Каждый уважающий себя педагог обязан не только обучать своему предмету учащихся, но и воспитывать, а также развивать его умения и навыки. Тем не менее, у каждого школьного предмета есть своя специфика, подразумевающая опору на те или иные способности детей. Например, математика подразумевает способность к логическому мышлению, а иностранные языки способности к механическому запоминанию. И наша общепринятая оценочная система требует: решил задачу – «5», не решил – «2»; выучил стихотворение – молодец, не выучил – плохо. И дети, и родители, и учителя уже давно приняли эту систему, считают ее привычной. Но, на мой взгляд, в школе существует несколько дисциплин, которые должны преподаваться и оцениваться несколько иначе, чем все остальные. Это музыка, технология и изобразительное искусство. И я попробую убедить Вас в этом на примере уроков изобразительного искусства.
Рисующие дети – маленькие творцы своего мира. Ребенок рисует то, что видит вокруг себя, что чувствует, что подсказывает ему игра, фантазия. Эта фиксация поразившего его явления природы, человека и его деятельности, настроения, своих мыслей и чувств помогает ему глубже проникнуть в жизнь, увидеть ее красоту и противоречия, осмыслить происходящее вокруг. В отличие от взрослых, ребята больше рисуют по воображению, свободно фантазируя и, в то же время, своеобразно, реально отражают мир.
Процесс творчества развивает мышление детей, приносит радость и душевное равновесие. Рисование заставляет ребенка думать и тем самым активизирует мысль и образное видение мира, развивает пространственное мышление. Но ведь творчеству нельзя научить, потому что творчество это процесс, а не конечный результат! Именно поэтому процессу творчества можно или мешать или способствовать.
В чем секрет детского творчества? Его чистоты, искренности? Дети гораздо эмоциональнее взрослых. Они внимательнее присматриваются к окружающему. Своим обостренным чутьем дети полнее познают в человеке отношение к ним, к другим людям, искренность, доброту, чувствуют злобу. Дети эмоциональнее! Они могут быть и слишком жестоки, и до слезливости добры. Поэтому рисунки детей искреннее, чище, правдивее, откровеннее, чем у взрослых. В них нет надуманности, нарочитости, фальши.
Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или другой области искусства. Бездарность ребенка – всегда результат воспитания, точнее же, результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нем. Редко встретишь ребенка дошкольного или младшего школьного возраста, который не любил бы рисовать. Через свои работы дети самовыражаются, им не важно – правильно или не правильно, с точки зрения ли художественных канонов, создан их рисунок. Они видят себя великими художниками и гордятся своими, даже не совсем удачными работами. Дети не видят недостатков в своих рисунках, им всегда (или почти всегда) нравится и сам процесс рисования и конечный результат. В этом-то и есть счастье детского творчества. Главное – не мешать ребятам в дальнейшем самовыражаться и получать удовольствие от процесса рисования. Лично я всегда, когда прихожу, как учитель, на урок рисования, ставлю перед собой две задачи:
1) учить рисовать правильно, подсказывая решения, показывая приемы работы с теми или иными материалами;
2) помогать реализовывать творческие порывы менее способных учащихся, давая им возможность реализовывать себя в рисунке.
У меня есть талантливые и художественно одаренные ученики. Дети, которые не только хорошо работают на уроке, но и участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Многие из них уже окончили школу и добились относительного признания, они учатся на дизайнеров, модельеров, архитекторов в колледжах и высших учебных заведениях.
Работать с одаренными детьми одно удовольствие, причин для гордости у меня множество. Но рассказать я вам хочу совсем другой случай из своей практики: пятиклассник, страдающий аутизмом в начале учебного года, практически не рисовал на уроке, забирал домой незаконченный рисунок, приносил через неделю работу, выполненную не его рукой. Отбить охоту к рисованию можно одной неосторожной оценкой или возгласом, а обратный процесс может затянуться на годы. Так получилось и в этом случае. Подходил к концу учебный год, и я заметила, что этот мальчик стал рисовать на уроке. Пусть не так правильно и красиво, как другие ученики, но САМ, без страха, что у него получится хуже, чем у других. В начале шестого класса, в анкете на вопрос «Ваш любимый предмет», многие ученики написали – «изобразительное искусство», в том числе был и тот мальчик ...
За эти годы я слышала немало приятных слов в свой адрес и от ребят, и от коллег по работе, и от администрации школы, но выбор этого мальчика звучат для меня как наивысшая похвала моему педагогическому мастерству.
Завершить эссе мне хочется словами великого Д.Дидро, которые я выбрала в качестве своего педагогического кредо: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!

Рекомендуем посмотреть:

Образ идеального учителя Эссе педагога дополнительного образования Эссе учителя математики Платное образование
Мышиный король крючком. Пошаговая инструкция с фото | Викторина с ответами и презентацией для школьников 7-8 класса. Художники Удмуртии
Опубликовано: 368 дней назад (8 декабря 2015)
Просмотров: 1337
+2
Голосов: 2
Марина Николаевна Чеснокова # 8 декабря 2015 в 16:31 0
Мой голос вам! Талантливое эссе. Очень понравился эпиграф и цитаты из Макаренко и Дидро. Гениально! Очерк о своей работе с содержанием поставленных перед собой задач и стремлением их решить. В Эссе отражена и методика работы с детьми с патологией. Грамотное решение при диагнозе аутизм выражать эмоции через живопись. Браво!
Елена Николаевна Василькова # 8 декабря 2015 в 23:28 0
Добрый вечер! Ваше эссе заставляет задуматься: согласиться с вашими мыслями и поспорить. Я тоже люблю уроки ИЗО, жаль, что их так мало, и хорошо, что нет ЕГЭ по ИЗО. Учителя - предметники в школе всегда неоднозначно относятся к преподавателям ИЗО, музыки, технологии-им легче, их предметы любят дети, их не контролируют так строго, как другие предметы. Вам проще ставить пятёрки за творчество и эмоциональность. И это хорошо! Удачи Вам, творчества и понимания!
Генриетта Дариуш # 9 декабря 2015 в 11:36 0
Большое спасибо за добрые слова. Действительно хорошо, что нет ЕГЭ по этим предметам. Нам действительно, в какой то степени, легче.