Конкурсы для педагогов и детей

Как научить ребёнка определять время?

Консультация для родителей, воспитателей, учителей начальных классов.
Автор: Гетманская Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с №28 станицы Темижбекская Кавказского района Краснодарского края.
Цели:изучение циферблата часов  способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.

К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.
Подготовительный этап:
Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет. Тем самым, вырабатывая у себя понимание времени. А это куда важнее, чем заставить ребенка  выучить положения стрелок на часах. Нужно  также акцентировать внимание на любую последовательность, где отчетливо видно, что было сначала, а что потом. Можно прочитать сказку, в которой нужно проследить последовательность, например, "Колобок". Сначала его испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке, встретил Зайца. Развитию ребенка поспособствуют вопросы типа: "Что случилось, после того, как Колобок встретил Зайца?"
Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми  лучше строить на примерах:  ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее. Например, День Рождения ребенка произойдет через месяц, поездка на море летом. Все это произойдет в будущем. А вот поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легко научиться понимать суть этих понятий.
Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. От вас потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года,  а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года. Для этого, выйдя на улицу – наблюдайте, показывайте, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.
После того, как ребенок  освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.
Сначала определили, для чего нужны часы  и рассмотрели виды часов.  Часы – это прибор для измерения времени.  На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные.  
Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом.  На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая,  двигается медленно и когда  она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов  есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.
На первом этапе обучение начинали  только с часовой стрелки.  Объясняли  по часам ребенку, в какое время он встает (ставили  часовую стрелку на 7 часов), в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т.д.
Для закрепления играли в игры.
•Расположи  по-разному стрелки и определи  "Который сейчас час?"

12.00 - двенадцать часов
10.00 - десять часов.
•Подбери к часам соответствующие картинки.
•Играй – изучай «Изучаем время».

•Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах»,  «Жил на свете грустный гном. Грустный  потому,  что у него не было дома.  И  вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».
При этом  большую стрелку ставили  на 12, а маленькую передвигали  на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего…).
На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя  сколько минут, показывает стрелка, находясь  на каждой цифре циферблата. Для этого  мы с детьми  изготовили с детьми  дидактическое пособие - бумажные часики.
  Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом,  обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину.  После 20 минут ,25 минут, 30 минут.
Играли  в игры на закрепление минут. Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью" Который сейчас час". Например: 8 часов 10 минут,  5 часов 20 минут… или наоборот.
Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять".
Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Родительская компетентность Как организовать прогулку с ребенком зимой Консультация для родителей. Сердце ребенка - это святое место

Похожие статьи:

Как подготовить руку ребёнка к письму

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Новогодняя ёлочка 3 D своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Открытка-валентинка «Сердечко». Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 1020 дней назад (17 февраля 2014)
Просмотров: 2522
+11
Голосов: 11
Валентина Николаевна Мельникова # 17 февраля 2014 в 23:14 +2
Елена! Замечательная консультация для родителей и педагогов, отличные пособия для детей! Часы необыкновенные! Конечно, к такой красоте детей потянет!Захочется стрелочки покрутить, а далее ребенок в игре научится понимать время!! +1
Татьяна Гришанова # 17 февраля 2014 в 23:52 +2
Важная и очень сложная тема для детей. Замечательно,что вы начинаете над ней работать в детском саду! Спасибо!
Лариса Савчук # 18 февраля 2014 в 06:49 +1
Отличная консультация!!! Большое спасибо, Елена Викторовна! +!!!
Оксана Владимировна Столь # 18 февраля 2014 в 15:40 +3
Елена, спасибо, за интересную консультацию! С такими рекомендациями дошкольникам будет легче разобраться  в этой не простой теме!
Татьяна Сухарева # 18 февраля 2014 в 17:46 +1
Отличная консультация. Дети сейчас не знают, как определить время по механическим часам. В основном знают по электронным. В своей группе мы тоже проходим циферблат и время. Но некоторые игры, я возьму себе в копилку, с Вашего позволения.
Наталья Валентиновна Черникова # 18 февраля 2014 в 19:16 +1
Елена,замечательный материал!Спасибо,что поделились своим опытом работы.Он очень интересный.
Ольга Валерьевна Осипова # 18 февраля 2014 в 21:48 +1
Спасибо.Хорошая и познавательная консультация для родителей.
Елена Викторовна Гетманская # 18 февраля 2014 в 22:20 0
Спасибо большое, коллеги!
елена язвенко # 18 февраля 2014 в 23:42 +1
Замечательный материал!Такие рекомендации будут хорошим помощником как для воспитателей, так и для родителей!Из фото отчета видно, что материал по этой теме у вас подобран интересный, красочный, что позволит вашим воспитанникам успешно усвоить эту тему.
Ирина Владимировна Васильева # 19 февраля 2014 в 15:51 +1
С интересом прочитала Ваш конспект. Очень полезная информация как для педагогов, так и для родителей. Спасибо!
Елена Викторовна Гетманская # 20 февраля 2014 в 09:54 0
Спасибо!
Ольга Федоровна Мережко # 24 апреля 2014 в 08:29 +1
Мне тоже понравилась ваша статья, интересная и поучительная. Многое можно взять себе на заметку.
Елена Викторовна Лазебная # 10 июля 2014 в 20:47 +1
С интересом прочитала Вашу статью. Полезно и поучительно. Многое взяла на заметку. Спасибо!!!
Елена Викторовна Гетманская # 6 мая 2015 в 19:06 0
Спасибо большое, коллеги!