Конкурсы для педагогов и детей

Игры на развитие фонематического слуха у старших дошкольников

Развитие фонематического слуха у старших дошкольников
Сам себе логопед
Игры для старших дошкольников «Развиваем фонематический слух»
Автор: Голикова Елена Владимировна,
учитель-логопед I квалификационной категории , МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №49» , г.Братск Иркутской области
Описание материала : Упражнения будут полезны всем неравнодушным родителям детей, которые хотят подготовить своих детей к школе. Также материал будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и специалистам.
Цель: Обогащение знаний родителей по подготовке детей к обучению в школе

Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в развитии фонематического слуха , тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.
Фонематическое восприятие —
это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
"Где нужный звук?
Цель. Формирование умения находить заданный звук в словах
Оборудование. Предметные картинки
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук
"Клубочки - моточки"

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: "По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше
"Лови звук"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков
Ход игры. Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т.п.)
"Лови слово"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый показывает картинку и называет её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук. На более поздних этапах взрослый молча показывает картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же.
"Какой звук чаще всего слышим?"
Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
"Кто-кто в теремочке живет?"

Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [в]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [в] или [в’].
"Два прихлопа- три притопа"
Цель. Развитие умения дифференцировать сходные звуки.
Оборудование. Набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков
Ход игры. Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии картинки один из оппозиционных звуков и топнуть, услышав другой.
"Попугайчики"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.
"Озорные бубенцы"
Цель. Формировать слуховое внимание, чувство ритма.
Оборудование.Бубен
Ход игры. Взрослый прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет.
"Ау"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, различать близкие по звучанию фонемы.
Ход игры. Взрослый создает игровую ситуацию, в соответствии с которой он гуляет в горах или в лесу, а ребенок изображает эхо. Взрослый произносит сложные слова или скороговорки, а ребенок должен безошибочно повторить.
"Найди звук"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который "убежал".
Примерный речевой материал. Ма...(к), мо...(х), ро...(г), ко..(т), забо...(р) и т.д.
"Слог сбежал"
Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием "слог". Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который "сбежал".
"Цветные фишки"
Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.
"Подушечка и кирпич"


Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий "звук", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий - «подушечка».
"Какое слово получилось "
Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.
"Цепи-цепи-кованы"
Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры. Ребенок (или взрослый ) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.
"Сколько звуков "
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..
"Придумай свое слово"
Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова.

Уважаемые родители ! Желаю Вам успехов в воспитании и обучении ваших детей !

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Обучение грамоте детей 5-6 лет Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Похожие статьи:

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Развивающие задания для детей 5, 6 лет

Дошкольникам о временах года

Как подготовить руку ребёнка к письму

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Опубликовано: 740 дней назад (1 декабря 2014)
Просмотров: 5754
+2
Голосов: 2
Татьяна Семёновна Павлова # 1 декабря 2014 в 19:03 +1
Елена Владимировна!Внимательно изучила ваши игры на развитие фонематического восприятия.В первую очередь они предназначены для специалистов, т.е. логопедов, а уже в последнюю для родителей. Потому что термин "оппозиционные звуки" родители точно не знают.И еще хотелось бы увидеть хоть какие- нибудь картинки или карточки.Например, в игре "Придумай слово"должны быть схемы,а какие они...родителям неизвестно.Но игр вы представили много, за это спасибо, они учат определять позицию звука в словах, слышать отрабатываемый звук,развивают слуховое внимание и память.Успехов вам,Елена Владимировна!
Елена Ивановна Шабарова # 1 декабря 2014 в 22:20 0
Елена Владимировна, здравствуйте. В сельских садах нет специалистов логопедов, поэтому воспитателям самим приходится выполнять эту роль, да и родители не все занимаются со своими ребятками. Для меня Ваш материал очень интересен и полезен, обязательно применю в своей работе. Спасибо Вам. Голосую)))
Марина Робертовна Гапич # 5 декабря 2014 в 13:19 0
Согласна с коллегой, что коррекционную работу по развитию фонематического восприятия через применение большинства из предложенных игр следует проводить специалисту - логопеду либо воспитателю логопедических групп, так как формулировка целей игр требует специальных знаний, но некоторые из них, такие, как "Клубочки-моточки", "Лови звук" и другие, названные в начале статьи, доступны в применении и родителям. Вообще, игры разнообразные, эмоциональные, повышающие мотивацию, развивающие не только фонематические процессы, но и расширяющие словарный запас. Спасибо.
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:57 0
Очень люблю игры на развитие фонематических процессов, Ваш материал полезен и очень актуален на сегодняшний день в нашей работе. Спасибо