Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по внеурочной деятельности в начальной школе «Учимся сочинять стихи»

Мастер-класс для младших школьников "Учимся сочинять стихи
Учитель начальных классов МАОУ гимназии №26 Головина Татьяна Сергеевна.

Занятие по внеурочной деятельности, направлено на развитие творческих способностей у обучающихся с высоким уровнем познавательной активности (может быть использовано на занятиях с одаренными детьми).
«Творчество! Вот великое спасение от страданий,
великое облегчение жизни!» Ф. Ницше

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся;
Задачи:
• познакомить с отличительными признаками стихотворного текста;
• формировать умение подбирать рифмующиеся слова
Познавательные УУД:
• сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
• участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
• высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам; слушать и стараться понимать выступления других;
Регулятивные УУД:
• планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных учебных задач;
• использовать определенные учителем и обучающимися ориентиры действия;
Вид занятия: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер
1. Создание положительного психологического настроя у обучающихся
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
Ребята, какие сказки вы знаете?
Что вам нравится в сказках?
Предлагаю вам вспомнить сказку Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». Просмотр мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи».
2. Беседа.
Так что такое рифма?
Как объяснил это Цветик? (Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково).
Какие рифмы придумывал Незнайка? (палка – селедка, пакля - шмакля).
Почему эти рифмы не нравились Цветику? Разве они заканчиваются не одинаково?
Какое правило сочинения стихотворений не знал Незнайка, и Цветик ему этого не объяснил? (Незнайка не знал того, что не просто повторяющийся слог должен быть одинаковым, а повторяющийся УДАРНЫЙ слог должен быть одинаковым).
Тогда как вы можете сформулировать, что такое рифма? (В словаре: «Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов»)
Какие стихи сочинил Незнайка?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Почему стихи Незнайки не нравились его товарищам?
Скажите, научился ли Незнайка подбирать рифмы? (да, научился)
Давайте и мы поучимся подбирать рифмы. Самое известное для вас задание, где вы должны подобрать рифмы, это чистоговорки.
Ваша задача: внимательно слушать и по смыслу закончить чистоговорку словом – рифмой (Примечание: в данное занятие нет необходимости включать все предложенные чистоговорки. Нужно взять только часть.)
Чистоговорки
Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.
Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.
Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги.
Га-га-га,га-га-га у меня болит нога.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу.
Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги.
Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу.
Га-га-га,га-га-га не болит уже нога.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,
Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.
Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки!
Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку.
Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко.
Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака.
Ан-ан-ан шел домой баран.
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!
3. Игра в рифмы
Послушайте стихотворение, которое так и называется «Игра в рифмы»
— Теперь, —
Сказал мне человек, —
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье — точка... (Д. Чиарди)
В какую игру я вам предлагаю сыграть? (в рифмы)
Я называю слово, а вы подбираете рифму.
Тарелка – стрелка
Урок – в срок, пророк
Год – кот, невпроворот, поворот
Переменка – сменка, Генка, Ленка
Тетрадка – шоколадка, палатка, закладка
Кошка – ложка, подножка, крошка
шкатулка – булка
Сова – голова, дрова,
Табурет – балет, скелет
Роза – мимоза, доза,
Дворец – огурец, молодец, скворец
Малыш – крепыш, слепыш
Тучка – Жучка, штучка, ручка
Ракета – комета, конфета
Ночка – дочка, почка, строчка, кочка
Птичка – невеличка, рукавичка, страничка
Игрушка – погремушка, волнушка, опушка, кормушка
Ребята – котята, поросята, галчата, воронята
Фонарь – звонарь, сухарь
Вода – беда, лебеда
Ель – метель, трель, дрель
Трудно подбирать рифмы?
Как вы думаете. Все от рифмы вы подобрали к предложенным словам? (нет)
Что требуется от человека, который хочет быстро подбирать рифмы? (богатый словарный запас)
4. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.
Мы собирали васильки.
На головах у нас …. (венки).
На пожелтевшую траву
Роняет лес свою…(листву).
Сидят, мурлычут кошки.
Слетелись к лампе…(мошки).
5.Игра "Кто больше"
Давайте поиграем в игру «Кто больше». Кто больше подберет рифм к слову дружок.
Дружок – кружок, пирожок, шнурок, широк, кувырок, стручок, звонок, лужок, замок, рожок, жучок, бросок, городок, носок, кусок, потолок, бережок, горшок, порошок, рывок, бережок, петушок, флажок, уголек, ручеек, зубок, бульдог, вечерок, вершок, чугунок…
6. Сочинение двустишия
Я сейчас вам предложу сочинить двустишие со словом дружок.
С чего вы начнете?
1. Выберем рифму к слову.
2. Подумаем над смыслом своего двустишия: о чем я хочу в нем сказать.
3. Постараемся сочинить стихотворение.)
4. Прочитаем вслух, складно ли получилось?
Постарайтесь придумать двустишие со словом дружок.
Например:
1. Маленький щенок Дружок
Схватил ботинок за шнурок.
2. Подойди ко мне, дружок,
Съешь-ка сдобный пирожок.
3. По полянке полз жучок,
Наблюдал за ним Дружок.
7. Игра «Собери стихотворение».
Стихотворение В. Капраловой рассыпалось. Помоги собрать его и научись выразительно читать.
Искала булавку весь день.
А булавка упала под лавку,
Лена искала булавку,
Под лавку залезть было лень –
Правильное решение:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень –
Искала булавку весь день.
Назовите рифмующиеся слова (булавку – лавку, лень – день).
Какие строки по счету рифмуются? (1-2. 3-4). Такая рифма называется парной. Парная рифма - это такая рифма, когда рифмуются строки парами: первая и вторая, третья и четвёртая.
Это стихотворение используют и как скороговорку. Какие там звуки часто повторяются? ([л], [л’])
«Бабушкины любимцы»
Есть у старушки телушка-пеструшка.
Травку в корзине ей носит старушка.
Бабушкин козлик не ходит со стадом
Бабушка кормит его виноградом.
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Докажите.
Какое по характеру это стихотворение? (юмористическое)
Почему?
Назовите рифмы (пеструшка-старушка, стадом-виноградом).
Обратите внимание, что слова можно рифмовать не только в начальной форме.
Кто знает, кто автор этого стихотворения?
Один из самых известных детских поэтов это Самуил Яковлевич Маршак
Самуил Яковлевич рассказывал, что начал писать очень рано, в возрасте 4-х лет. Он отлично рифмовал строчки, но совершенно не задумывался над смыслом слов. Примечательно, что собственных книг у Самуила в детстве не было, по его словам ему приходилось читать всё, что находилось в родительской взрослой библиотеке, у соседей и знакомых. Детские стихи Маршак начал писать уже в зрелом возрасте.
Еще одно стихотворение С.Я. Маршака.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Мчатся птицы за моря
И открылась школа. (С.Маршак)
Назовите рифмы (сентября-за моря, села - школа).
Прочитайте это четверостишие. Определите, парная или нет рифма в данном стихотворении?
Докажите.
Значит, это не парная рифма. Это перекрестная рифма
Сможем ли мы сочинить двустишие с перекрестной рифмой? (нет, здесь минимум должно быть 4 строки).
С.Я. Маршак любил писать о животных. Прочитайте стихотворения и определите, какую рифму использует поэт в каждом стихотворении?
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Ответ: парная
Лебеденок
Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!
Ответ: перекрестная
Эскимосская собака
На прутике записка:
"Не подходите близко!"
Записке ты не верь
- Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки:
Ответ: парная
Давайте обратим внимание на первую рифму в стихотворении «Эскимосская собака».
Назовите ее (записка – близко)
Одинаково ли пишутся концовки слов? (нет)
А почему тогда эти слова считаются рифмованными? (Одинаковое произношение).
Какой вывод вы сможете сделать? (нужно подобрать слова одинаково звучащие).
8. Практическая работа в парах, группах, индивидуально (по желанию). Придумать двустишия, четверостишия с любыми рифмами.
9. Презентация получившихся результатов.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Скороговорки и чистоговорки для детей и взрослых Чистоговорки. Игры и задания для дошкольников 5-7 лет Логопедические чистоговорки для детей дошкольников

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Создание атмосферы психологического комфорта на уроке | Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников
Опубликовано: 2952 дня назад (27 марта 2016)
Просмотров: 27376
+15
Голосов: 15
Елена Викторовна Багрова # 27 марта 2016 в 09:07 +5
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна!
С интересом посетила Ваш мастер-класс для младших школьников "Учимся сочинять стихи".
Оно полностью соответствует заявленному направлению - "Работа с одаренными детьми", помогает раскрывать и формировать творческий потенциал детей.
Развивает речь, расширяет и пополняет словарный запас.
Очень понравилась речевая разминка!
Материал полезный, будет востребован коллегами.
Спасибо за опыт! Примите голос №1! Удачи!
С уважением!!!
Головина Татьяна Сергеевна # 27 марта 2016 в 11:50 +2
Елена Викторовна, спасибо за голос и положительный отзыв к моей разработке.
Надежда Николаевна Бартенева # 27 марта 2016 в 09:45 +5
Татьяна Сергеевна, здравствуйте! С удовольствием читала Ваш материал. Познавательно, полезный материал, разнообразите виды работ, добиваетесь поставленной цели и задач. Спасибо. Беру в копилочку.
Вам голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 27 марта 2016 в 11:51 +2
Надежда Николаевна, спасибо за отзыв.
Ольга Станиславовна Средина # 27 марта 2016 в 09:55 +6
Очень богатый подобран материал. Голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 27 марта 2016 в 11:51 +3
Спасибо, Ольга Станиславовна
Елена Борисовна Жданова # 27 марта 2016 в 14:25 +7
Какая вы молодец, что так основательно работаете с одаренными детьми и развиваете в них творческие литературные способности. Сейчас так сложно привлечь ребят к работе с текстами, им с трудом даются сочинения, изложения, в старших классах- эссе. Такие занятия научат детей не только ценить великое русское слово, но и прекрасно им владеть как в стихах, так и в прозе. Спасибо вам!
Головина Татьяна Сергеевна # 27 марта 2016 в 14:26 +3
Елена Борисовна, огромное Вам спасибо за такой приятный отзыв. Вам творческих успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 27 марта 2016 в 15:30 +7
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал очень интересный, полезный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Головина Татьяна Сергеевна # 27 марта 2016 в 16:23 +3
Спасибо, Ирина Юрьевна, за отзыв. Вам успехов!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 28 марта 2016 в 20:30 +3
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша разработка. Интересные, творческие задания предлагаются детям. Большая работа по обогащению словаря. Я думаю, детям было интересно и весело подбирать рифмы. Цель и задачи мероприятия выполнены в полном объеме. Дальнейших творческих успехов! голос
Головина Татьяна Сергеевна # 29 марта 2016 в 03:19 +1
Ольга Васильевна, спасибо за положительный отзыв к моей работе. Вам творческих успехов!
Александр Семенович Жбанов # 28 марта 2016 в 20:34 +3
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Всякие видал и читал мастер-классы, а вот подобный впервые. Оказывается, вот так "рождаются" будущие поэты, раскрываются их таланты и начинается творческая жизнь. Конечно, это здорово. Наряду с поиском рифмующих слов дети учатся анализировать стихи, понимать их содержание и сущность. Спасибо Вам! С удовольствием голос!
Головина Татьяна Сергеевна # 29 марта 2016 в 03:22 +1
Александра Семенович, спасибо за отзыв и голос. Вам успехов!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 29 марта 2016 в 17:45 +4
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Очень интересный мастер – класс! Подобраны интересные задания и игры с учётом возраста, чтобы сформировать понятие «рифма». Публикация отлично оформлена. Мне понравилось +1!
Головина Татьяна Сергеевна # 30 марта 2016 в 10:08 +1
Светлана Анатольевна, спасибо за комментарий и голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 30 марта 2016 в 21:14 +1
Татьяна Сергеевна!
Мастер-класс для младших школьников "Учимся сочинять стихи" показался мне интересным. Игры и упражнения такого рода облегчат задачу освоения различных речевых навыков у детей. Важно то, что эти умения и навыки дети получают в игровой форме, ненавязчиво и интересно. Уверена, что материалы публикации будут интересны многим педагогам.
Удачи Вам,
спасибо за публикацию.
Голос!
Зоя.
Головина Татьяна Сергеевна # 31 марта 2016 в 03:49 0
Зоя Григорьевна, спасибо
Вера Александровна Орехова # 31 марта 2016 в 21:22 +1
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение на мастер-класс по сочинению стихотворений.
Вы создали все условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся, познакомили с отличительными признаками стихотворного текста, научили, как правильно подбирать рифмующиеся слова.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Головина Татьяна Сергеевна # 3 апреля 2016 в 05:54 0
Вера Александровна, спасибо Вам за отзыв и голос.
Тамара Борисовна Вершинина # 17 апреля 2016 в 12:27 0
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! С удовольствием посмотрела ваш Мастер-класс. Очень интересно и взрослым и детям. Вы развиваете память, расширяете словарный запас.Всё это пригодится в дальнейшей учёбе и жизни. У вас какой-то особый талант давать материал не прямо, а через уже знакомое и понятное детям. У меня от ваших поворотов аж дух захватывает! Примите мой голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 17 апреля 2016 в 12:31 0
Спасибо, Тамара Борисовна, за положительный отклик на мой МК.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 28 мая 2016 в 16:59 0
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна!
С наслаждением читала ваш материал и проводила параллель со своей работой... Я тоже люблю с ребятишками сочинять различные стишки, и мне очень импонирует оформление Вашего материала. Спасибо за приглашение и разработку! Голос!
Головина Татьяна Сергеевна # 19 августа 2016 в 17:21 0
Алена Дмитриевна, спасибо, что заглянули в гости. Буду рада, если воспользуетесь моим материалом.