Конкурсы для педагогов и детей

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Мастер-класс «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Цель: передача коллегам личного профессионального опыта о формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках.
Оборудование: бланки «Телеграмма», компьютер, интерактивная доска Activ Board, флипчарты, выполненные в данной программе, маркеры, бумага.
Ход мероприятия
Чтоб урок был интересным,
Развивающим, полезным
ФГОС старательно внедряю
И приемы применяю.
Предложу на уроке придумать вопрос.
Проведу интересно я блиц-опрос.
Обсуждать проблему будем.
«Создать паспорт» не забудем.
Возьму интересный прием «Идеал»
Чтоб проблему разрешал.
И вот так вот «Шаг за шагом»
Текст изучим мы «Зигзагом» (Головина Т.С.)
План мастер-класса
1. Актуальность темы
2. Применение методических приемов в практической деятельности учителя.
3. Рефлексия в рамках мастер-класса.
Что важно для учителя в работе? Достичь результата, используя инновационные технологии, разные методы, средства. А ученикам? Главное, чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать.
Те приемы, которые использую на уроках, вызывают большой интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.
Кроме этого, они формируют у обучающихся универсальные учебные действия и считаю, что их использование направлено также на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Думаю, что вам знакомы многие приемы из технологии ТРИЗ и технологии развития критического мышления.

Данные приемы:
• Мотивируют ученика на учебную деятельность;
• усиливают непроизвольное запоминание;
• помогают снять чувство усталости;
Американский педагог Лоренс Питер «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».

Те приемы, с которыми я вас хочу познакомить далеко не новые, но очень эффективные. Мне бы хотелось знать, а насколько они знакомы вам. (при знакомстве с новым приемом педагоги показывают на карточках, насколько приемы им знакомы)
Приемов в технологии критического мышления в ТРИЗ очень много. Как я выбираю в урок?
• Всегда отталкиваюсь от цели, которую должна решить на уроке;
• В зависимости от того, какие технологии я реализую в учебном процессе.
• Учитываю интерес детей.

Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Прием направлен на формирование познавательных УУД: особенно хорошо отрабатывается классификация. Можно изменять этот прием так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.
На уроке математики формируем умение различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа).

На уроках окружающего мира: составлено задание на классификацию овощей и фруктов (взять с собой только овощи)

На уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. Первый ряд берет с собой глаголы прошедшего времени, второй ряд – глаголы настоящего времени, третий ряд - глаголы будущего времени. Ученик задает вопрос, по вопросу определяет и говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Я считаю, что у этого приема много плюсов кроме формирования предметных умений.
1. Хорошо отрабатывается операция классификация.
2. Он может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке.
• Как вы думаете, какой глагол вызовет затруднение? (глагол нести вызывает затруднение, создает на уроке проблемную ситуацию).
3. Еще одно достоинство: беру слова для подобных заданий из знакомого ребятам детского произведения и на нем строю беседу.
• Может быть, кто-то догадался, из какого детского произведения все эти слова? (Шварц «Сказка о потерянном времени»)
4. Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда будет задействован весь класс.
На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место. Предлагаю вам познакомиться в действии с этим приемом. «Я беру тебя с собой». Взять с собой только имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего (учителя объясняют и говорят «Я беру тебя с собой», «Я не беру тебя с собой»).

С введением ФГОС появилась новые технология критериального оценивания. Для формирования у обучающихся контрольно-оценочной деятельности использую прием «Цветные поля».

Этот прием использую на этапе проверки знаний в ходе самостоятельной работы. Надо сказать, что я немного изменила этот прием в процессе его использования: убрала черные поля, добавила желтые. Ученик, после выполнения письменной работы, чертит поля цветными карандашами.




Этот прием удобен и детям, и мне.
• Как вы думаете, чем он хорош?
Во-первых я вижу, мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяю. Такой прием удобен при проведении проверочной работы на текущем контроле. Ведь по ФГОС за текущий контроль ребенок имеет полное право получить в журнал только 4 и 5.

Почему беру этот прием на урок? Опять же возвращаюсь к технологии проблемного обучения, именно там ребенок сталкивается противоречием. А цель этого приема формировать представление о том, как устроено противоречие.
Его хорошо использовать на любом уроке. Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию: семья переехала в другой город это хорошо или плохо?
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Известный вам прием. Когда класс делится на адвокатов и прокуроров.
А я предлагаю Вам проиграть следующую ситуацию.
Мастер-класс – для участника или ведущего МК - это хорошо или плохо? Разделимся на 2 группы, ищем положительные и отрицательные стороны этого мероприятия. Время на работу минута.
Плюс
Повышение квалификации
Опыт публичного выступления
Пополнение личного опыта
Пополнение портфолио
Минус
Затрачено время
Волнение – для здоровья затратно
Итак, уважаемые коллеги, в итоге получается положительных моментов в этой деятельности гораздо больше.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Ребятам нравится прием «Телеграмма».
Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности.
Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.
Иногда прошу написать отправить телеграмму мне: с просьбой, пожеланиями, вопросами.Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

Как вы думаете, коллеги, какой плюс в это приеме?
Часто застенчивые и неуверенны дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми в глазах одноклассников. Этот прием решает проблему.
Использование этих приемов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление.
И вот так шаг за шагом, прием за приемом мы с детьми добиваемся успехов.
Закончить хочу отрывком всем известного фильма. (видео). Герой фильма заканчивает речь словами «За изобретение ставлю пять, а за предмет неуд»

Думаю, что внедрение инновационных технологий, систематическое использование приемов приведет к хорошим предметным результатам и помогут вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.

Используемая литература:
1. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие: М.: народное образование. 1998;
2. Викентьев И.Л., «Зачем школе ТРИЗ?», журнал «На путях к новой школе» (Санкт-Петербург), 1994 г., N 1;
3. Гин С.И. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе формирования креативности младших школьников
4. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.;
5. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: „Вита-Пресс“, 1999. — 88 с.; 6-е изд., доп., 2005. — 112 с., 9-е изд., 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Проектные задачи в начальной школе Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе Как справиться с волнением перед публичным выступлением
Реализация деятельностного подхода через технологию проблемного обучения на уроках в начальной школе | Разработка урока русского языка, 4 класс. Имена существительные общего рода
Опубликовано: 445 дней назад (23 сентября 2015)
Просмотров: 3706
Рубрика: ФГОС
+11
Голосов: 11
Валерий Григорьевич Вершинин # 23 сентября 2015 в 19:56 +1
Здравствуйте Татьяна Сергеевна! Нахожусь в большом восхищении от Вашего Мастер-класса! Так всё продумано, выполнено!С таким знанием материала, с любовью к детям! Вы точно знаете, где возникнут затруднения в обучении, и как их объяснить, научить самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Ваш Мастер - класс "дорогого стоит"! Примите мой голос и пожелание успехов. С вашего разрешения беру себе в закладки. С уважением, Валерий Григорьевич.
Головина Татьяна Сергеевна # 23 сентября 2015 в 20:00 0
Спасибо, Валерий Григорьевич, за первый комментарий к моей работе и добрые слова.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 25 сентября 2015 в 16:34 +2
Татьяна Сергеевна, огромное спасибо за приглашение на хорошо проработанный и нужный для педагогов мастер-класс! Читала с интересом, сразу перетягивала одеяло на свой вид деятельности, проводила параллель, и с Вашего разрешения, беру материал в закладки. Видно, что Вы всей душой болеете за своё дело, за знания, которые даёте детям. Успехов Вам и удачи! Голос!
Головина Татьяна Сергеевна # 27 сентября 2015 в 10:47 0
Спасибо, Алена Дмитриевна, за отзыв. Да, думаю, что каждый учитель может взять себе эти приемы на вооружение, может быть, немного изменив для себя.
Светлана Владимировна Иванова # 27 сентября 2015 в 10:40 +1
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! Я в восторге от Вашего мастер-класса! Он должен стать настольной книгой учителя не только начальной школы, но и любого педагога! Вы очень просто и доступно рассказываете о формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ. Большое спасибо Вам за предоставленный материал. Кое-что я уже использую в своей педагогической деятельности, но Ваш материал мне очень понравился и я обязательно воспользуюсь им в своей работе. Творческих Вам успехов! Примите мой голос.
Головина Татьяна Сергеевна # 27 сентября 2015 в 10:48 0
Светлана Владимировна, спасибо за голос и теплые слова. Вам творческих успехов в вашей деятельности.
Наталия Тюрина # 28 сентября 2015 в 13:13 +2
Татьяна Сергеевна, с интересом познакомилась с вашим мастер-классом.Примите мой голос!
Головина Татьяна Сергеевна # 28 сентября 2015 в 15:58 0
Спасибо, Наталия
Ольга Васильевна Яковлева # 28 сентября 2015 в 22:44 +2
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна. Большое спасибо за приглашение на МК. Тема, затронутая Вами, актуальна, востребована, современна и необходима каждому педагогу. Материал грамотно построен, содержит ценные практические советы и рекомендации. Многие из предложенных Вами приемов можно использовать и в детском саду. Публикация отлично оформлена. Спасибо за материал. Дальнейших творческих успехов! голос
Ирина Николаевна Ступченко # 29 сентября 2015 в 08:09 +1
Интересная система. По-моему она будет интересна и любопытна многим. Беру в закладки Вашу работу. Голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 14 октября 2015 в 20:41 +1
Татьяна Сергеевна!
Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» могут пригодиться и в дошкольном образовании. Вашей работой заинтересуются многие педагоги. Я для себя тоже взяла этот чудесный огромный материал, буду использовать в работе.
Всего вам доброго!
Голос!
Зоя.
Головина Татьяна Сергеевна # 20 марта 2016 в 19:55 0
Спасибо, уважаемые коллеги, за хорошие отзывы.
Тамара Борисовна Вершинина # 2 апреля 2016 в 20:34 +1
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна! В нашей работе с детьми ДШИ тоже очень важно формирование УУД. Мы можем многое позаимствовать у вас. С вашего разрешения беру материал себе в копилку. Восхищена вашими знаниями, творчеством и умением. Именно на таком МК нужно учить молодых педагогов: точное построение урока, красочность наглядного материала, знание программы. Планирую познакомиться со всеми вашими работами.
Головина Татьяна Сергеевна # 3 апреля 2016 в 05:56 0
Тамара Борисовна, спасибо Вам, Буду рада Вашему вниманию к моим работам и комментариям. Вам творческих успехов!