Конкурсы для педагогов и детей

Учим словарные слова (капуста, карандаш, класс, коньки, корова)

Данный материал пригодится учителю начальных классов на уроках русского языка при изучении словарных слов

Капуста – огородное растение, растущее обычно кочаном.

К истокам слова.
Это слово латинское по происхождению и означает «кочан, головка капусты».

Загадки
1. Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала,
Сотню одежонок сложили мы в бочонок.
2. Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.
3. Разве в огороде пусто,
Если там растет …
4. Уродилась я на славу
Голова как мяч, - кудрява,
Кто любит щи.
Меня там ищи.
5. На одной ноге стоит.
Срежут, засолят, хрустит.
Приготовят салат.
С постным маслицем съедят.
6. Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
7. Расселась барыня на грядке,
Оделась в пышные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
8. Был ребенок – не знал пеленок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
9. Чем я только не богата:
Из меня готовят йод,
И консервы, и салаты.
А расту в пучинах вод. (морская капуста)
10. Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох! (Ю.Тувим)

Предложения
1. Только вечер настает,
Зайцы скачут в огород:
Сладкие да вкусные
Кочаны капустные. (А. Береснев)
2. Когда бы капуста
Хозяйкой была.
Капуста бы с толком
Хозяйство вела.
И все бы на кухне и грядке
Она содержала в порядке. (Б.Заходер)
3. Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот. (И.Токмакова)

Задание
1. Слова (капуста, картофель) зашифрованы с помощью чисел:
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1
Второе слово: 3, 1. 5, 13, 14, 7,10, 9, 8
Шифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т



Коньки – узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.

К истокам слова
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России появились 300 лет назад. Молодой царь Петр собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки» - «маленькие кони».

Загадки
1. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
2. Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?
3. Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и …
4. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие …

Предложения
1. Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед. (А.Пушкин)
2. На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло. (В.Донников)
3. И весело катались
По кухне на коньках.
Хозяйка от испуга
Сказала только: «Ах!» (И.Токмакова)



Карандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом; предмет такой формы для рисования, раскрашивания, для косметических целей.

К истокам слова
Слово карандаш образовано от терского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» - кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Загадки
1. Мы умеем все писать,
И чертить и рисовать,
И раскрашиваем сами
Разноцветными носами.
2. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
3. Эта вещь – товарищ наш –
Синий, красный … (карандаш).
4. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …
5. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все.
Что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это? …
6. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
7. Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
8. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь – красота!
9. Любят нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Все раскрашивают сами
Разноцветными носами.
10. Он и чертит, и рисует,
И заданье вам дает:
«Если ты не неумека.
Дорисуй мной человека».

Предложения
1. Карандаш в пенале мается, но зато он не ломается. (В.Берестов)
2. Я – малютка карандашик,
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал. (В.Берестов)
3. Пришел домой художник наш
И взял тетрадь и карандаш. (А.Барто)
4. Какой карандаш со стола я беру?
Каким нарисую бруснику в бору? (Н.Найденова)
5. Паровоз, паровоз,
Что в подарок привез?
Я привез карандаши –
Пусть рисуют малыши. (Е.Благинина)

Пословица
1. Плохой карандаш лучше плохой памяти.

Скороговорка
1. Дал Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Считалка
1. Взял я в руки карандашик:
Раз и два – стоит барашек!
А потом я взял резинку:
Три, четыре – стер картинку.

Фразеологический оборот
1. Взять на карандаш – взять на заметку что-нибудь.



Корова – домашнее молочное животное.

Загадки
1. Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает.
2. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
3. Сама пестрая, ест зеленое,
Дает белое.
4. Посреди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади – метла.

Предложения
1. Не жалейте пятачка –
Говорит корова.
Вы купите молочка –
Вкусного, парного! (А. Шибаев)
2. Повстречалась с ним корова
У зеленого листа.
«Эй, Буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?» (Е.Тарховская)
3. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица. (К.Чуковский)
Пословицы
1. У коровы на языке молоко.
2. Чья бы корова мычала, а чья бы молчала.

Ребус


Фразеологические обороты
1. Как корова языком слизнула – куда-то делось, неизвестно где находится.
2. Как корова на льду – о том, кто скользит, у кого ноги разъезжаются.
3. Как корове седло идет – обычно говорят об одежде, совершенно не идет, не к лицу или не годится.
4. Как на корове седло сидит – о нескладно сидящей одежде.
5. Корова на заборе – о неуклюжем всаднике.
6. Мычит как корова – так говорят о чьем-нибудь немелодичном пении. Но эти слова обижают корову. Коровы любят музыкальный ритм. Пастухи с помощью музыки собирают стадо.

Задание
1. Найди спрятавшееся животное.
Промчались летние деньки, увянут скоро васильки.

Класс – большая группа людей с определенным положением и с определенной ролью в общественной организации труда; группа учеников, учащихся одного и того же года обучения или проходящая один и тот же предмет; школьная комната для занятий.

Предложения
1. Интересен мой рассказ.
Захожу я утром в класс.
Вижу: слон сидит за партой.
Лев стоит у стенда с картой.
2. В школе тихо и светло
В этот ранний час.
Сквозь оконное стекло
Ветви смотрят в класс. (С. Маршак)
3. Собрался возле касс
Первый класс.
Возле самого окна
Первоклассница одна. (АСтройло)
4. Сколько радостей, сколько тревог
Снова дарит нам школьный звонок,
Нам по классам шагать вместе с ним
Десять лет, десять весен и зим. (О.Беликова)
5. В классе просторном и светлом
Утром стоит тишина.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете!» (С.Маршак)
6. Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Рекомендуем посмотреть:

Учим словарные слова Учим словарные слова (весело, воробей, ворона) Учим словарные слова (девочка, деревня, заяц) Учим словарные слова (машина, медведь, мороз, молоко)
Учим словарные слова (девочка, деревня, заяц) | Конспект урока математики для 3 класса "Площадь треугольника. Решение практических задач"
Опубликовано: 991 день назад (22 марта 2014)
Просмотров: 6885
+2
Голосов: 2
Наталия Александровна Клюка # 22 марта 2014 в 23:45 +1
Татьяна Сергеевна, в очередной раз хочу поблагодарить Вас за большую, качественную работу по подготовке целевого материала для изучения словарных слов. Интересно, познавательно, многогранно, ярко раскрываете Вы понятия изучаемых слов. Понравилось всё, с особым любопытством ознакомилась с истоками слов, с удовольствием разгадала ребус и зашифрованные слова, детям будет очень интересно работать на уроке, выполняя эти задания. Спасибо за разработку! Желаю успехов +1!
Валентина Николаевна Мельникова # 23 марта 2014 в 20:17 +1
Татьяна, данный материал может пригодится не только учителю начальных классов на уроках русского языка при изучении словарных слов, но и нам воспитателям ДОУ, в НОД по развитию речи!
Головина Татьяна Сергеевна # 23 марта 2014 в 20:22 0
Я очень рада, что Вам помогла.