Конкурсы для педагогов и детей

Учим словарные слова

Учим словарные слова
Предоставленный материал пригодится учителям начальных классов на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми орфограммами

Береза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

К истокам слова
Это дерево мы считаем нашим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству индоевропейских народов. Слово восходит к корню, уходящему в глубокую древность и означающему «блеск», «белизна». Ведь и кора березы – береста – носит название, связанное с тем же корнем.
Загадки
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег.
Кудрява, а не голова.
2. Стоит девица,
Ой, нарядная:
Вся-то стройная,
Вся-то ладная.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
3. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
4. Она весну встречает –
Сережки надевает.
А платьице – в полоску.
Ты узнаешь …(березку)?
5. Есть дерево об 4 дела:
Первое дело – мир освещает (лучина).
Другое дело – разбитому связь (береста).
Третье дело – больных исцеляет (березовый сок).
Четвертое дело – чистоту соблюдает (веник).
6. Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)

Предложения
1. В саду, где березки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой. (М. Соловьева)
2. Подул на березы весенний апрель.
Запела в лесу голубая капель. (М. Гали)
3. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На березе теремок,
Не висит на нем замок.
Дверь открыта для жильца
Говорливого скворца.
4. Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло бы у нее в привычку
По утрам заплетать косичку. (И.Токмакова)
5. Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она. (А. Фет)
6. И под каждой березой –
Гриб подберезовик!
И под каждой осиной –
Гриб подосиновик! (Н.Рубцов)

Пословицы
1. Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
2. И у березы слезки текут, когда с нее кору дерут.
3. Березой обогреешься, а не оденешься.

Задание
1. Зачеркнув буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, получится слово.
п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а

Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Загадки
1. Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать?
2. Кто в полях шумит пшеницей и летит крылатой птицей?
3. Бежал по тропинке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
И речка сделалась рябой.
4. Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.
5. В село мчится,
В двери стучится,
Ворота отворяет,
Пыль поднимает.
6. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает.
Других он подгоняет.
7. Кто играет проводами,
Поднимает пыль клубами?
Кто к земле деревья клонит?
Кто волну речную гонит?

Предложения
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. Пушкин)
2. Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше.
3. Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки. (А. Волобуев)
4. До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
5. Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы,
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы. (Л. Квитко)
6. Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже, ниже.
7. Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли. (Я. Аким)
8. Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь? (Я.Аким)
Апрельский дождь прошел впервые.
Но ветер облака унес,
Поставив капли огневые
На голых веточках берез.
9. Дул в лицо нам ветерок.
Я в руках держал флажок. (С. Пляцковский)

Скороговорка
1. Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки. (А.Волубаев)

Фразеологические обороты
1. Бросать слова на ветер – говорить что-нибудь безответственно, не подумав.
2. Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить.
3. Ветер в голове у кого – о пустом легкомысленном человеке.
4. На семи ветрах – в месте, открытом всем ветрам.
5. Ищи ветра в поле – говорят о бесполезных поисках исчезнувшего.
6. Как ветром сдуло – быстро исчез, удалился.
7. Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам.
8. Каким ветром занесло? – то же, что и «Какими судьбами?»
9. Ветер перемен – говорят о свежих, новых веяниях в общественной жизни.

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Учим словарные слова (весело, воробей, ворона) Учим словарные слова (девочка, деревня, заяц) Учим словарные слова (капуста, карандаш, класс, коньки, корова)

Похожие статьи:

Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе

Сочинения в начальной школе | Учим словарные слова (весело, воробей, ворона)
Опубликовано: 993 дня назад (22 марта 2014)
Просмотров: 2949
+1
Голосов: 1
Наталия Александровна Клюка # 22 марта 2014 в 22:17 0
Татьяна Сергеевна, очень полезный материал Вы предоставили нашему вниманию. Чтобы правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами ребёнок должен запомнить эти слова. А лучше запоминается то, что воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, находит эмоциональный отклик. И в этом смысле, Ваш материал даёт яркие, запоминающиеся образы изучаемых слов. Загадки, поэтические строки, пословицы, скороговорки, фразеологические обороты, игровые задания - всё замечательно подобрано и нацелено на создание у детей полного, многостороннего восприятия этого слова, как объекта. Спасибо Вам за ценный материал! Примите мой голос +1!
Головина Татьяна Сергеевна # 22 марта 2014 в 22:22 0
Спасибо, Наталия Александровна, за комментарий. Рада, что Вам  понравился материал.