Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы в 7 классе. Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?

Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почепа Брянской области

Описание: урок-размышление создан по технологии развития критического мышления; может быть интересен учителям литературы, работающим в общеобразовательной школе.

Тема: «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»

Наденьте шляпу – дайте форму мыслям!
Эдвард де Боно

«В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем», - писал Эдвард де Боно в своей знаменитой книге «Шесть шляп мышления».
Мне кажется, каждому из нас хотелось бы быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной информацией, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим. Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром с рождения. Возможно ли обрести этот воистину волшебный дар? Мы с моими учениками вслед за Эдвардом де Боно считаем, что возможно. Помогает в этом стратегия «Шесть шляп мышления».
Цветные шляпы являются своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать проблемы и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Работая в группах под цветом определенной шляпы, ребята учатся на одну проблему смотреть критически (группа черной шляпы), искать положительное (желтая), излагать информацию о проблеме (белая), рассказывать о чувствах (красная), находить творческое решение проблемы (зеленая), управлять процессом (синяя).

Цель урока: подготовка к сочинению-рассуждению «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?» (По 1-2 произведениям отечественной литературы.)

Познавательная задача: углубить представление учащихся о композиции, авторском замысле и идее художественного произведения.
Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом художественного произведения, развивать связную речь учащихся, учиться рассматривать проблему с различных позиций; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательная задача: формирование нравственной культуры учащихся на основе личностного осмысления таких понятий, как «милосердие», «сострадание», «доброта».
Практическая задача: формирование навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления, формирование навыков самовоспитания.

Форма урока: урок-размышление.

Технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология (перемещение по классу во время урока, смена видов деятельности), технология сотрудничества.

Методические приёмы: «Шесть шляп мышления» (человек в данный момент думает именно так, как предписывает шляпа), приём ассоциаций, синквейн, большие и маленькие вопросы, дискуссия, иллюстрирование.

Предварительная подготовка:
1) чтение и анализ следующих произведений: «Детство» (М.Горький), «Хорошее отношение к лошадям» (В.Маяковский), «Детство» (Л.Толстой), «Лапти» (И.Бунин), «Ночь исцеления» (Б.Екимов), «Кусака» (Л.Андреев), «Белый Бим Чёрное Ухо» (Г.Троепольский), «Юшка» (А.Платонов), «Алимушкины полушубки» (Н.Родичев);
2) иллюстрирование произведений (по выбору).

Оборудование:
1) тексты перечисленных выше художественных произведений;
2) высказывания, записанные на доске: «Идеальный читатель – это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения», «Учить надо не мыслям. Учить надо мыслить»;
3) выставка иллюстраций учащихся к прочитанным произведениям;
4) шляпы шести цветов;
5) карточки для каждой группы с обозначенными проблемными вопросами;
6) Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Организация пространства: круглый стол.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Стадия вызова.
На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся (что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы в стадии осмысления нового материала), была определена тема и поставлена цель урока.
Для этого учитель, во-первых, обратился к выставке иллюстраций и попросил учащихся рассказать, какой эпизод произведения проиллюстрирован и почему выбран именно этот момент. Это помогло создать определённый эмоциональный настрой и «всколыхнуло» в памяти прочитанное.
Во-вторых, был использован приём ассоциаций. Учитель попросил записать в тетради слова «милосердие» (1-я группа), «сострадание» (2-я группа), «доброта» (3-я группа) и ассоциации, возникающие с этими словами. Затем, зачитав свой ассоциативный ряд, дети пришли к выводу, что все три понятия очень близки, т.к. было много пересекающихся ассоциаций. Уточнили свои представления о понятиях с помощью толкового словаря. После этого учитель попросил предположить, о чём будет идти речь на уроке. Так была сформулирована и записана тема урока.
В- третьих, учитель предложил учащимся вспомнить уже известную им «Притчу о старом шляпнике», её главную мысль («И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели») и спросил, как могут быть связаны тема урока и притча. Учащиеся предположили, что они будут отвечать на вопрос темы урока, «примеряя шляпы разных цветов». Учитель подтвердил эти предположения и поставил цель урока.

III. Стадия осмысления.
Учащиеся разделились на шесть групп, каждая группа выбрала себе шляпу определённого цвета. После этого учащимся были предложены проблемные вопросы на карточках.

Вопросы:
1. Легко ли быть милосердным?
2. Всегда ли в жизни добро побеждает зло? Что из этого следует?
3. «Из зерна добра вырастает цветок доброты» - докажите или опровергните это высказывание.
4. Напрасно ли прожил свою жизнь главный герой произведения?
5. «Добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, приносит свои плоды». Так ли это?
6. Изучая произведения А.Платонова, мы попытались определить его формулу жизни («Любимая работа. Чувство ответственности за других, за всё в мире. Готовность любить, отдавать себя другим»). Выведите свою формулу жизни.

Эта основная часть урока может строиться в двух направлениях. Первое: группа не меняет цвет шляпы в течение всей дискуссии, т.е. на все вопросы члены группы отвечают под определённым углом зрения. Второе: после обсуждения одного вопроса группа меняет шляпу и на следующий вопрос даёт ответ уже с другой позиции. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления, что развивает его гибкость.

Информацию, полученную с помощью белой шляпы, полезно представить в виде следующей схемы событий, это позволит повторить элементы композиции произведения:
сначала...
потом...
затем...
и тогда...
и наконец...

Учитель в ходе обсуждения подходит к каждой из групп и, если нужно, направляет дискуссию, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений.

В ходе дискуссии учащиеся могут пользоваться текстами прочитанных произведений, задавать «большие» и «маленькие» вопросы другим группам, записывать понравившиеся или взволновавшие мысли товарищей. Обобщение по каждому вопросу - задача «синих шляп». Их выводы учащиеся также записывают в тетради. Эти записи становятся основой будущих сочинений.

После обсуждения всех вопросов подводятся итоги дискуссии (вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою позицию), звучит ответ на вопрос «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?». (Каждый учащийся имеет возможность надеть любую шляпу и ответить на этот вопрос так, как он мыслит в данный момент.)

IV. Стадия рефлексии.
Происходит осмысление учащимися своей деятельности на уроке:
-Мышление в какой шляпе оказалось наиболее трудным?
-В какой шляпе было наиболее приятно работать?
-Какие моменты урока больше всего запомнились и почему?
-Над чем заставил задуматься урок?
-Получили ли ответы на важные вопросы?

Заканчивается урок составлением синквейна на одну из тем (по выбору): «Милосердие», «Доброта», «Сострадание».

V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Участник №64 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Конспект урока русского языка в 6 классе. Имена существительные общего рода | Конспект урока русского языка для 5 класса на тему: Фразеологизмы
Опубликовано: 583 дня назад (30 апреля 2015)
Просмотров: 2499
+12
Голосов: 14
Валерий Григорьевич Вершинин # 1 мая 2015 в 10:19 +3
Здравствуйте, Оксана! Мне ваша идея понравилась. Голосую за неё и беру себе в закладки. Но хотелось бы более подробного конспекта: что говорили и как мыслили ученики. А шляпы как раскрашивали или покрывали материей, или шили, или покупали, или летние лёгкие?
Гончарова Оксана # 1 мая 2015 в 18:03 +2
Здравствуйте, уважаемый Валерий Григорьевич! Спасибо огромное за комментарий. В подготовке шляп тоже проявилось творчество ребят и их отношение к жизни: кто-то сделал своими руками из бумаги, кто-то обшил солнцезащитные летние шляпки цветной материей, кто-то купил в магазине ("Всё по 43"), кто-то отыскал нужное в семейном гардеробе. Так что шляпы были самые различные, как и мысли детей. Почему не написала подробный конспект? Потому что это урок-размышление, где одна мысль быстро сменяется другой, дети спорят, отстаивают свою точку зрения - то есть получается поток сознания, а его трудно фиксировать. Наверное, нужно было включить в конспект общие выводы. Я учту Ваше замечание. Спасибо! Если коротко передать мысли детей, то это так: часто трудно быть милосердным, но, несмотря на это, надо им быть; главное - начать делать добро, а потом это станет образом жизни; за добро, сострадание не ждут награды, а просто дарят его людям.
Галина Васильевна Егорова # 1 мая 2015 в 12:42 +2
Посмотрела ваш конспект урока. Очень занимательно, развивающе и воспитывающе все получилось. Идея со шляпами помогает более свободному мышлению, самостоятельному принятию каких - то решений. Это способствует рассмотрению одной проблемы с разных сторон. Соглашусь с Валерием Григорьевичем. Более подробно хотелось бы увидеть ход урока. Посоветую вам не делать ненужных пробелов между строками. В целом публикация интересная, грамотно построенная и аккуратная. Примите голос.
Гончарова Оксана # 1 мая 2015 в 18:16 +2
Здравствуйте, уважаемая Галина Васильевна. Спасибо за комментарий. Пробелы, как мне кажется, помогают восприятию. Но я учту Ваше замечание. Спасибо!
Буякова Светлана # 1 мая 2015 в 19:04 +4
Очень интересный конспект урока,идея со шляпами помогает ребятам раскрыться, принять самостоятельно решение, высказать свое мнение. Оксана Петровна примите голос.
Плющова Елена # 2 мая 2015 в 20:37 +4
Прочитала ваш конспект урока. Публикация интересная и необычная. Оксана Петровна примите голос.
Наталья Владимировна Клюева # 7 мая 2015 в 09:51 +5
Спасибо за приглашение и за замечательную работу. Очень актуальная и нужная тема. С удовольствием голосую за вашу работу.
Нагорная Алла # 8 мая 2015 в 20:04 +5
Нетрадиционный урок, яркий, глубокий, на котором царят мысли, эмоции, чувства. Учитель мастерски строит урок, используя интерактивные методы обучения, подводит учащихся к важным выводам о сущности человеческой жизни. Работа ума и сердца на этом уроке очевидна.Спасибо автору. Желаю вдохновения, мира и добра. Голосую за вашу работу.
Богомазова Галина Васильевна # 10 мая 2015 в 14:05 +5
Здравствуйте, Оксана Петровна! Очень понравилась ваша разработка урока. Просто отлично!
Богомазова Галина Васильевна # 10 мая 2015 в 14:09 +4
Спасибо огромное за интересный материал!!!Примите мой голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 6 июня 2015 в 21:22 +5
Оксана Петровна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Конспект урока литературы на тему "Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?" получился у Вас очень интересный, мне понравился. Такие мероприятия у детей формируют умений и навыки работы с текстом художественного произведения. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Гончарова Оксана # 7 июня 2015 в 17:26 +3
Спасибо огромное, Ирина Юрьевна!
Екатерина Геннадьевна Крылова # 7 июня 2015 в 15:45 +4
Здравствуйте, Оксана Петровна! Спасибо за приглашение. С удовольствием прочитала разработку урока литературы в 7 классе. Тема необходимая и очень нужная, особенно в подростковый период. Хотелось бы прочитать результаты работы групп, рассуждения детей по данной теме. Спасибо за интересный материал. Желаю вам творческих успехов.
Гончарова Оксана # 7 июня 2015 в 17:35 +1
Постараюсь выложить несколько работ в блоге. Спасибо Вам большое, Екатерина Геннадьевна.
Любовь Дмитриевна Осинина # 10 июня 2015 в 16:57 +2
Здравствуйте, Оксана Петровна! Хотелось бы самой поприсутствовать на Вашем уроке, потому что очень понравилась идея. На таких уроках дети учатся чувствовать сердцем боль других, правильно выбирают ценностные ориентиры в жизни. Желаю творческих успехов! С уважением Л.Д.
Гончарова Оксана # 10 июня 2015 в 22:33 0
Спасибо огромное, уважаемая Любовь Дмитриевна. Всего Вам наилучшего.
Елена Викторовна Багрова # 31 декабря 2015 в 10:09 +1
Здравствуйте, Оксана Петровна! Спасибо за возможность соприкоснуться с таким волшебным действом, где Вы так мастерски, владея всеми педагогическими приемами, учите детей САМОМУ ГЛАВНОМУ в жизни - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ: добрым, милосердным, любящим.
Очень хочется, чтобы такие уроки преподавались и взрослым, тогда бы нам всем стало уютней жить рядом друг с другом!
С Новым годом!!! Счастья, мира и добра!
Гончарова Оксана # 31 декабря 2015 в 10:59 0
Спасибо огромное, уважаемая Елена Викторовна! Согласна с Вами - взрослым очень не помешают такие уроки. С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым!Мир Вашему дому!
Наталья Геннадьевна Романова # 22 января 2016 в 21:07 0
Здравствуйте, Оксана Петровна. Конспект настолько меня заинтересовал, что пришлось вспоминать "Притчу о старом шляпнике", чтобы разобраться с цветами шляп. Мне кажется, это должно было быть в конспекте:
Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность.
Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.
Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи.
Белая Шляпа: Информация.
Синяя Шляпа: Мышление о мышлении.
Т.е. притчу нужно было напомнить не только учащимся, но и читающим конспект.
Должен быть прописан и ход урока, чтобы понять, как можно отвечать на сформулированные вопросы от "имени" этих шляп.
То есть для меня урок остался интересной, но загадкой.
Сама же идея очень интересная, нетрадиционная, хотелось бы увидеть ее подробное воплощение.
Оксана # 23 января 2016 в 08:47 0
Полностью с Вами согласна, уважаемая Наталья Геннадьевна, нужно было подробнее всё расписать. Но отправляла конспект сразу после проведённого урока, мне казалось всё таким очевидным, вот и сжала, оставив центр. Спасибо за Ваше мнение. Обязательно учту его при оформлении других работ.