Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка для 5 класса на тему: Фразеологизмы

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почеп Брянской области
Описание: урок может быть полезен учителям русского языка, работающим в 5 классе общеобразовательной школы; урок ориентирован на учебник Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.
Тема: «Фразеологизмы»
Цель урока: закрепление понятия о фразеологизмах.
Задачи:
• Образовательные:
o углубить знания о фразеологизмах, их лексических значениях;
o выявить роль фразеологизмов в языке;
o научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
• Развивающие:
o развивать эмоциональность, логичность, лаконичность речи учащихся;
o развивать устойчивый интерес к изучению языка;
o развивать творческие способности и образное мышление школьников.
• Воспитательные:
o воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
o воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
o воспитывать внимательное отношение к слову.
• Метапредметные:
o формировать навык работы в группе, умение представить свою работу другим.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. М., «Просвещение», 2015; презентация «Узнай фразеологизм» и технические средства для её просмотра.

ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Орфографическая разминка (в форме лингвистической игры «Вратарь» или «Баскетбол» - по выбору учащихся, «мячи» - орфограмма «Приставки на з/с»).
(Для «Баскетбола» «мячи» от учителя: беспечный, безграничный, бесцельный, чересчур2, сделать, здесь, здание, здоровье, сбежать, всходить, взбежать.)
III. Подготовка к восприятию – учитель показывает картинки с изображением фразеологизмов (льёт как из ведра, заткнуть за пояс) и спрашивает, какое отношение они могут иметь к уроку.


IV. Формулирование темы урока, определение цели работы. Постановка учебной задачи.
V. Взаимопроверка в парах правила о фразеологизмах (отчёт 2-3 пар).
VI.Индивидуальные сообщения о результатах исследования ( значение, происхождение фразеологизмов «бить баклуши», «ахиллесова пята», «между молотом и наковальней»)
(Класс по ходу сообщений записывает фразеологизмы и их значение, учитель прикрепляет на доску изображения фразеологизмов, задаёт вопрос, почему в одном из этих фразеологизмов используется слово «пята», а не «пятка».)


VII. Творческое задание – придумать предложение с наиболее понравившимся фразеологизмом и записать в тетрадь.
VIII. Синтаксическая пятиминутка – разбор одного из придуманных предложений. (Объяснить синтаксическую роль фразеологизмов, выйти на роль фразеологизмов в речи (средство выразительности)).
IX. Расширение знаний о фразеологизмах:
1) стр.118 – словарная статья;
2) упр.260 (синонимия среди фразеологизмов);
3) работа в группах – найти лексические пары среди приготовленных учителем фразеологизмов.
X. Физкультминутка:
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьём друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
--Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.
XI. Работа с текстом – работа в парах. (Прочитать текст, определить тему, основную мысль. Подчеркнуть фразеологизмы – затем самопроверка по слайду презентации.)
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. (Н.Ушаков)
(Определяем роль фразеологизмов в тексте. Выходим на эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов.)
XII. Расширение языковых границ.
Слово учителя:
- Фразеологизмы существуют и в других языках. Например, нашему «льёт как из ведра» соответствует английское выражение «с неба только кошки с собаками не валятся».

Попробуйте отгадать, что значат следующие английские фразеологизмы: «кошкой негде помахать» (яблоку негде упасть), «крутить большими пальцами» (сидеть сложа руки).
- Вот такие лингвистические загадки! Предлагаю желающим провести исследования подобного рода и оформить проект. Два наших ученика уже провели небольшое исследование и «насобирали» фразеологизмы с ключевыми словами ветер, рука). Слово нашим сыщикам (выступления учащихся).
XIII. Игра «Кто быстрее?»
- А сейчас мы попытаемся угадать фразеологизм по картинке, запомнить его значение и правописание.
(Работа с презентацией. Изображены фразеологизмы: тянуть кота за хвост, водить за нос, как курица лапой, лить крокодиловы слёзы, считать ворон, вставлять палки в колёса, сесть в калошу, мастер кислых щей.)








XIV. Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о фразеологизмах?
- Обогатили свою речь?
- Будем использовать фразеологизмы в своей речи? Зачем?
(Записать предложение: Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.)
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизм из списка (слайд презентации): работать не покладая рук; засучив рукава; спустя рукава; до седьмого пота; в поте лица, ворон считал, сидел сложа руки, крутил большими пальцами, мух ловил, бил баклуши, сделал дело - гуляй смело!
-Поставьте соответствующую оценку в журнал и поднесите на подпись учителю.
XV. Д/З: п.33, упр. 261 – задания 1 и 5.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Участник №46 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект урока литературы в 7 классе. Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?
Опубликовано: 353 дня назад (20 декабря 2015)
Просмотров: 2133
+6
Голосов: 6
Лариса Андреевна Князева # 20 декабря 2015 в 17:33 +2
Оксана,действительно хороший урок.Большой объем,разнообразие методов и приемов,даже физкультминутка в теме урока.Знакомство с новым материалом происходит через актуализацию жизненного опыта детей,активизации аналитического мышления и развития образного мышления.Успешное использован современных технологий.Спасибо.
Гончарова Оксана # 20 декабря 2015 в 17:44 +1
Спасибо большое, Лариса Андреевна. Ученикам моим урок очень понравился, вот и решила поделиться с коллегами.
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 декабря 2015 в 23:25 +2
Здравствуйте, Оксана! Люблю такие интересные уроки! А уж фразеологизмы - это такое чудо нашего языка! Кстати, можно было бы спросить детей, какой фразеологизм им больше нравится в сравнении с другим языком( льёт как из ведра и т.д.) Замечательная физкультминутка из устойчивых выражений. Хотелось бы посмотреть, что "накопали ваши сыщики". Примите мой голос
Гончарова Оксана # 25 декабря 2015 в 19:03 +2
Здравствуйте, Валерий Григорьевич. Спасибо большое за интерес к моему уроку и корректные замечания.Я спрашивала у детей, какие фразеологизмы им больше нравятся. Дружно ответили, что наши лучше всего, а английские неинтересные. Посоветовала получше изучать английский язык, чтобы осознавать иностранные фразеологизмы на родном языке. А "сыщики" накопали много выражений, среди них "ищи ветра в поле", "ветер в голове", "на семи ветрах", "рука руку моет" и целая куча других (14 со словом "ветер" и 25 со словом "рука"). Все их объяснили и постарались запомнить.
Елена Николаевна Кусакина # 28 декабря 2015 в 19:47 +2
Спасибо, Оксана Петровна, за интересный и содержательный урок. Тем более, я на нем присутствовала и знаю, что получился он очень красивым и занимательным. Все соответствовало новым ФГОСам. Прослеживались и предметные, и метапредметные, и личностные результаты. Была четко организована и работа в парах с целью развивать у обучающихся умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнеров по деятельности для дальнейшей работы, и индивидуальные творческие задания. Спасибо за урок! Успехов!!!
От меня голос!
Александр Семенович Жбанов # 31 декабря 2015 в 09:34 +2
Конспект построен методически правильно, текстовая часть сопровождается тематическими иллюстрациями. Содержание интересное и полностью раскрывает тему урока, успешно решаются поставленная цель и задачи. Я двумя руками за! Удачи Вам, Оксана Петровна!
Гончарова Оксана # 31 декабря 2015 в 09:46 +1
Спасибо огромное, Александр Семёнович!
Лариса Андреевна Князева # 5 января 2016 в 14:30 0
Оксана,действительно хороший урок.Большой объем,разнообразие методов и приемов,даже физкультминутка в теме урока.Знакомство с новым материалом происходит через актуализацию жизненного опыта детей,активизации аналитического мышления и развития образного мышления.Успешное использован современных технологий.Спасибо.
Наталья Геннадьевна Романова # 22 января 2016 в 20:50 0
Здравствуйте, Оксана. В вашем уроке четко прослеживается реализация поставленных целей, логическая последовательность этапов урока и ориентация на новый образовательный результат, заложенный во ФГОСах. Используются современные технологии, но и не забыта основа традиционного урока - присутствует яркий иллюстративный материал, формирующий интерес детей к теме, т.к. это соответствует возрастным особенностям учащихся. Содержание урока соответствует требованиям программы, присутствует связь теории с практикой, что формирует у детей активность и самостоятельность. Заявлены проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, что опять формирует повышенный интерес детей к теме. Объем самостоятельной работы учащихся велик, сочетаются разные виды работ: индивидуальная, групповая, парная. На уроке тренируются и внимание, и речь, и воображение, и мышление. Достойный урок.
Оксана # 23 января 2016 в 08:36 0
Спасибо огромное, уважаемая Наталья Геннадьевна за такой подробный комментарий и высокую оценку.