Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе

Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»
Автор: Грачева Наталия Витальевна, учитель начальных классов МОУ Самарской средней общеобразовательной школы Куркинского района Тульской области
Описание материала: предлагаю Вам конспект занятия кружка «Учимся рисовать» для младших школьников по теме  «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее». Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на воспитание уважения культурных традиций народа Тульского  края, потребности их сохранения и развития в современном обществе.

В ходе выполнения практической творческой работы и последующего наблюдения учащиеся смогут доказать возможность использования элементов росписи филимоновской игрушки  для  украшения предметов повседневного  быта и обихода в жизни современного человека.

Подробный конспект занятия кружка будет полезен как руководителям кружков по изобразительной деятельности, так и учителям начальных классов, преподающих ИЗО.
Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»
Цель: Продолжить знакомство детей с филимоновской игрушкой как с яркой представительницей  традиционного  народного  искусства Тульского   края.

Показать  возможную сферу  использования элементов филимоновской росписи в современной жизни человека.
Познавательные задачи:1. Рассказать  о  народной игрушке и о промысле села Филимонова.
2. Дать представление о технологии  создания игрушки в настоящее время и её эстетических особенностях.  
Учебные задачи:1. Закрепить умение выполнять  простейшие  элементы филимоновской росписи  и создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи филимоновской игрушки.
2. Научиться применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для  украшения предметов повседневного  быта и обихода.
Воспитательные задачи:
1. Учить   детей  воспринимать красоту  родной  традиционной культуры.
2. Воспитывать  гордость  за  свой  край  и  его  талантливых  людей,   уважение культурных традиций народа Тульского  края.
Оборудование и материалы:
Презентация «Филимоновская  игрушка: прошлое, настоящее и будущее »
Репродукции, открытки, оригиналы филимоновской игрушки.
Оформленный ватман с заголовком «Филимоновское чудо»
Карточки с образцами элементов росписи филимоновской игрушки.
Бумажные заготовки и макеты  для росписи.
Простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, баночка с водой.
Ход занятия
1.Орг. момент. Приветствие учащихся и гостей.
- Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас всех видеть на очередном занятии кружка «Учимся рисовать» в нашей творческой мастерской.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала
- Почему наши занятия мы называем творческой мастерской? (Учимся мастерить, «творить» как настоящие мастера).
- О каком виде изобразительного искусства мы вели речь на прошлом занятии? (О народном декоративно-прикладном искусстве).
- Какой промысел рассматривали? (Гончарное дело, глиняные игрушки).
- С какой игрушкой знакомились? (Филимоновской игрушкой).
- Что же вы узнали о филимоновской игрушке?
(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались  зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Сюжеты филимоновской    игрушки    традиционны — это    барыни, крестьянки,    солдаты,    танцующие    пары,    наездники    на лошадях; из животных — коровы, бараны, лошадки, медведи; из  птиц — курицы,   петухи  и  многое  другое.   В  отличие  от дымковских   все   филимоновские   игрушки — свистульки. Свисток  всегда  находится  в  хвосте  зверей и  птиц,   которых  они  держат.
Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок…
3.Проверка Д/З
- На прошлом занятии вы приступили к росписи бумажных фигурок игрушек, а дома должны были закончить работу  и подготовить ее «представление» (по желанию). Давайте посмотрим и  послушаем, что у вас получилось.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на левую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).

4.Работа по новой теме занятия
А) Погружение в тему (вступительная беседа с просмотром презентации). На экран проецируются фотографии мастериц филимоновской игрушки
- Ребята, ведя разговор о создании этой прекрасной игрушки, мы говорили и о мастерах прошлой эпохи. Давайте их вспомним.  Это :
Дербенева Анна Иосифовна,
Карпова Антонина Ильинична,
Карпова Александра Гавриловна,
Зайцева Анна Гавриловна,
Евдокимова Елена Кузьминична,
Князева Анна Ивановна,
Лукьянова Евдокия Ильинична
«рисунок ris1.jpg» («Мастерицы за работой»)

- Сохранились фотографии из семейных альбомов, где они запечатлены за работой.
- К большому сожалению этих мастериц уже нет в живых. Но они оставили нам свои замечательные игрушки, к которые они вложили частицы своей светлой души, теплоту своего  сердца. Они продолжают жить в своих игрушках, которые радуют и восхищают нас до сих пор.
- Ребята, а как вы думаете, занимаются ли сейчас люди изготовлением глиняных филимоновских игрушек или, действительно, они на грани исчезновения?
- Чтобы ответить на этот вопрос мы совершим с вами необычное путешествие. И отправимся не в саму деревню Филимоново Тульской области, а в расположенный неподалеку древний город Одоев, первое письменное упоминание о котором относится  к 1380 году… Именно туда в свое время перебрались мастера известной по всей России игрушки.
«рисунок ris2.jpg» (« Дорога в Одоев»)

Ехать в Одоев – одно удовольствие. От окружающих просторов — кружится голова, и ты понимаешь, что пожалуй, поживешь здесь месяц другой, и невольно потянет создавать что-нибудь красивое, позитивное, как филимоновская игрушка…
«рисунок ris3.jpg», («Современный Одоев»)

_ А вот и современный Одоев. Именно здесь и живут люди, серьезно и профессионально занимающие изготовлением и росписью  филимоновской игрушки.
«рисунок ris4.jpg» («Денисов Н.В.»)  

«рисунок ris5.jpg»(«Денисова Р.В.)

- Среди них Макаричева Анастасия Александровна, которая училась  лепить у мамы - Князевой Анны Ивановны.
«рисунок ris6.jpg» («Славная династия» )   

«фото ris7.jpg»  

- Денисова Римма Васильевна, которая в 17 лет вышла замуж за Денисова Николая Васильевича. И уже год спустя молодая семья покупает дом в деревне Филимоново в качестве дачи, где проводят время с ранней весны до поздней осени. Поддерживая мужа, который все свое время и силы тратит на возрождение филимоновской игрушки, она постепенно постигает основы ремесла и начинает лепить игрушку. Лепит по настоящее время.

Среди современных умельцев есть целые семьи.
«рисунок ris 8.jpg» («Кехаиди К.Н.»)  

«рисунок ris 9.jpg» («Орлова Е.И»)  

«рисунок ris 10.jpg» («Платон Константинович»)  

- Например, семья Кехаиди (муж, Кехаиди Константин Николаевич, и его жена, Кехаиди  Елена Ивановна, преподают в Одоевской школе искусств). Под  руководством родителей с детских лет лепил и расписывал  игрушки их сын Кехаиди Платон Константинович.
- Сегодня мы отправляемся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники Сегодня в семье промыслом занимается и муж Орловой, — Владимир Першин и сын — Роман Орлов. Если семейной традиции последуют и внучки Елены, которым сейчас год и пять лет, то о судьбе игрушки можно не беспокоиться.
«рисунок ris11.jpg» («Хозяйство мастеров»)  

- Живет эта семья в городе Одоеве в обычном доме, занимается подсобным хозяйством – курочек да кроликов разводит.
«  рисунок ris12.jpg» («Домашняя мастерская»)  

- Да есть в семье общее любимое занятие – изготовление глиняных игрушек, которые появляются на свет в маленькой домашней мастерской.
«рисунок ris13.jpg» («Глина для изготовления игрушек»)  

- И мастерская во дворе, и глина рядом! Было бы желание творить! А желание – огромное, ведь изготовление филимоновских игрушек – свистулек – это дело всей жизни Орловой Елены Алексеевны.
«рисунок ris14.jpg» («Елена Орлова приступает к работе»)  

- И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.
«рисунок ris15.jpg» («Палочкой делается отверстие в игрушке»)  

- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.
«рисунок ris16.jpg»  («Игрушка уже умеет свистеть!»)  

- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!
«рисунок ris17.jpg» («Муфельная печь»)  

- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.
«рисунок ris18.jpg» («Зажженная печь»)

- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.
« рисунок ris19.jpg» («Игрушки ждут, чтобы их раскрасили»)  

- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.
На экран проецируются изображения филимоновских игрушек.
- Посмотрите, какие замечательные игрушки создали руки талантливой мастерицы. Будь то  снеговик или лягушка, дракон или свинья, белка или козел,- все они сделаны с  душевной теплотой и любовью к своему делу. Елена Алексеевна  создает и целые сюжетные композиции: «Куриная семейка», «У новогодней елки», «Мужичок на свинье» и др.Сохраняя основные традиции, в каждую из своих игрушек она вносит свой неповторимый авторский колорит.
- Так, что филимоновская игрушка продолжает жить.
« рисунок ris20.jpg»  («Дом для филимоновской игрушки»)  

- Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо - развлечения". Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка долгое время не имела. Такой музей был открыт в Одоеве  2 октября 2009 года.
« рисунок ris21.jpg»  («В  музее всегда рады Вас видеть» )  

- Здесь вы тоже можете встретиться с  Еленой  Алексеевной  Орловой и, конечно же с ее работами.
« рисунок ris22.jpg» («Филимоновские свистульки»)  

- В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров
« рисунок ris23.jpg»  («Музей «Филимоновская игрушка»)

- Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.
« рисунок ris24.jpg»  («Заиграй, моя свистулька!»)  

- В музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы: взять в руки комок мягкой синей  глины,  и  ощутить ее энергию. Прислушаться к ее внутреннему голосу и вдохнуть в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. А детям можно просто посвистеть! Подобного музея нигде во всем мире больше не существует. И я советую вам обязательно посетить его.
« рисунок ris25.jpg»  («Игрушка как бизнес-сувенир»)

-   Многие из нас сталкивались с проблемой выбора подарка. Хочется,  чтобы сувенир был оригинальным, запоминающимся и имел какой-либо смысл.
Такой подарок существует! Филимоновская игрушка в эксклюзивно изготовленной рамке послужит оригинальным украшением любого кабинета или офиса, комнаты.
    Филимоновская игрушка всегда имеет очень яркий сочный орнамент, из-за этого ее называю «маленькой радугой» или «солнышком». Подобное «солнышко» согреет собой взгляд и душу в любую погоду.
Фигурки можно выбрать с определенным посылом и сделать им соответствующее обрамление. Так, к примеру, медведь символизирует силу, мудрость и доброту, свинья — удовольствие и благосостояние и прочее.
   Так что филимоновские игрушки в настоящее время еще и прекрасный бизнес – сувенир.
Б) Сообщение темы и цели занятия
- А сейчас мы возвращаемся в наш класс, в свою творческую мастерскую, полные впечатлений.
- Понравились ли вам игрушки-свистульки?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.) От них веет теплом, добротой. Они притягивают взгляды и взрослых и детей. Глядя на них поднимается настроение и невольно хочется улыбнуться и забыть о проблемах).
- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека? (В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).
- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам  филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).
-  Какое еще домашнее задание вы были должны выполнить к нашему занятию? (Изготовить макет или  заготовку какой – либо вещи, предмета, игрушки и т.д.)
- Попробуйте догадаться, какая же тема нашего занятия. Для этого посмотрите на плакат на доске (он заполнен на половину и на ваши заготовки).
- Правильно, мы продолжим тему прошлого занятия и попробуем расписать различные предметы, используя элементы  росписи игрушек – свистулек. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: подходит ли данная роспись для украшения современных вещей или же годится только для глиняных игрушек.

В) Самостоятельная творческая работа учащихся с предварительным повторением основных цветов, узоров, орнаментов филимоновской росписи по индивидуальным карточкам - опорам. (Выполнение работы сопровождается звучанием русских народных песен)
«рисунок ris26.jpg»  ( «Элементы филимоновской росписи»)  


Г) Выставка работ учащихся. Анализ работ. Наблюдение.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на правую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).
«фото  ris1.jpg»  («Плакат» (фото с урока))

«фото ris2.jpg»  («Представляем свою работу (фото с урока))»

- Посмотрите, какой замечательный красочный плакат у нас получился! Так и просятся на волю стихи, посвященные этой замечательной игрушке!

4. Поэтическая минутка (дети читают стихотворения о филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.


5. Выводы. Подведение итогов занятия.
- Какой же вывод вы можете сделать исходя из проделанной работы?
(Элементы филимоновской росписи с достоинством украсили бы и  современную вещь, предметы интерьера квартиры, сделали бы веселей и красочней детскую одежду, игрушки, посуду и многое другое.)
  Может быть, кто–нибудь из вас в будущем станет дизайнером и воплотит эту задумку в своих шедеврах и творениях, тем самым придав обыденным вещам неповторимый шарм и национальный колорит. И слава филимоновских мастеров никогда не померкнет в лучах времени! Именно вам предстоит сохранять и развивать традиции народа Тульского края.

6. Спасибо за работу!

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Как хлеб на стол пришел"
Опубликовано: 3649 дней назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 12754
+2
Голосов: 2
Оксана Сейитмедова # 13 июня 2014 в 22:44 0
Спасибо за интересный материал!Познавательный! ГОЛОС!